СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности по изготовлению школьного рубанка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьных мастерских одним из самых востребованных средств труда является рубанок. Особенность нашей мастерской в том, что мы, используя технологию проектного обучения, сами разрабатываем и создаем рубанки.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности по изготовлению школьного рубанка»

МКОУ СОШ села Голуметь










Методическая разработка учителя технологии МКОУ СОШ села Голуметь Петрова Ивана Иннокентьевича на тему: Организация проектной деятельности по изготовлению школьного рубанка

















Село Голуметь 2021 год

Аннотация

В школьных мастерских одним из самых востребованных средств труда является рубанок. Особенность нашей мастерской в том, что мы, используя технологию проектного обучения, сами разрабатываем и создаем рубанки. Многолетняя практика показала, что наилучшими вариантом конструкции — рубанки, изготовленные из стального уголка. Данная разработка относится к методическим разработкам, связанным с изменением материально-технических условий преподавания предмета. Она может быть полезна учителям технологии, желающим создать условия для учащихся по изучению целого ряда тем по обработке конструкционных материалов, через изготовление важнейшего инструмента в школьной мастерской.

Введение

Учителю технологии постоянно приходится решать не только педагогические вопросы, но и организационно-хозяйственные по созданию условий для эффективного освоения образовательной области «Технология». На первом занятии, посвященном знакомству учащихся с школьной мастерской и предметом «Технология, я показываю лучшие практики реализации проектов учащихся. Конечно, пятиклассников значительно больше интересуют различные модели техники, но мы приходим к пониманию, что их изготовление возможно только при наличии соответствующих инструментов. Финансовые возможности сельской школы очень ограничены, закупив рубанки по 1500 — 2000 рублей мы не сможем рассчитывать на другие инструменты. Изготовление рубанков своими руками обходится в 300 — 400 рублей за единицу, что существенно меньше, а самое главное реализация проекта по изготовлению рубанка позволяет организовать практику по целому ряду тем и разделов.

Идею по изготовлению инструментов для школьных мастерских я почерпнул из книги В. П. Семенихина: «Изготовление инструментов в школьной мастерской» 1974 года издания. В ней автор рассказывает о изготовлении различных инструментов для мастерских, в том числе и о школьном рубанке. Однако, та конструкция была подвергнута нами существенным изменениям: радикальным образом изменена колодка рубака, прижим ножа, сохранена форма рукоятки, но материал, предлагаемый автором для ее изготовления, оказался недолговечным — разработали ее новую конструкцию. Но само главное, за годы изменился сам предмет, подверглись существенному изменению методики преподавания его. В современной технологии весомая часть отдана под метод проектов, следовательно, по-новому необходимо подходить к организации занятий. Появились новые возможности представления и обработки информации через использование Интернета, 3-D моделирование, разработку конструкторской документации в САПР. Если раньше было возможно организовать изготовление по предметно-операционной или операционно-предметной системе обучения, то сейчас для этого наилучшим образом подходит технология проектного обучения при использовании практического метода обучения.

Конечно, этот объект труда не подходит для всех учащихся в одинаковой степени, но если его разделить на составляющие: разработка технической и технологической документации через САПР, технологические операции по ручной обработке конструкционных материалов, технологические операции по машинной обработке материалов, то такой проект становится возможным реализовать через интеграцию учеников в проекте. Все технологические операции, за исключением сварочных работ, соответствуют программному материалу по технологии.

Учитывая то, что материальная база по технологии и возможности в разных школах сильно отличаются, я не буду предлагать готовые технологические карты, формы организации занятий, разработки конкретных уроков. Цель предлагаемой разработки — показать возможности использования современных педагогических технологий на уроках для организации изготовления инструментов для мастерских.

Для разработки технической документации наилучшим образом подходит САПР при использовании программных продуктов, позволяющих реалистично визуализировать объект труда. Проведя соответствующий анализ программных продуктов, пришел к выводу: наилучшим образом подходит КОМПАС 3-D V12 LT.

Во-первых, он бесплатный для школ и других пользователей.

Во-вторых, многие школы с ним работают;

В-третьих, он очень прост в использовании.

В-четвертых, позволяет преобразовывать трехмерное изображение в чертеж.

В-пятых, открывается последующими версиями КОМПАС 3-D.

Из недостатков — невозможность выполнять сборки.


Основная часть

Особенности проектного обучения для достижения важнейших результатов при организации практической деятельности школьников по изготовлению инструментов в школьных мастерских

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

  • Что такое “проект по изготовлению инструментов для школьной мастерской” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?

  • Как правильно организовать деятельность учеников?

  • Какую пользу принесет совместная работа над проектом моим ученикам?

Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации.

Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями работы.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, так как:

  • учитель помогает ученикам в поиске источников информации;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поддерживает и поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Алгоритм проектной деятельности:

  • постановка проблемы;

  • оценка возможностей для решения проблемы;

  • формулирование цели и задач;

  • разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта;

  • организация и выполнение проекта;

  • обобщение результатов в виде конечного продукта;

  • презентация проекта;

  • анализ: что получилось, что не получилось и почему?

Из вышесказанного следует, учитель не только предлагает темы для проектов, но и является в их реализации важнейшим связующим звеном. Вся сложность состоит в том, что учителю приходится одновременно создавать условия для реализации различных проектов. Одновременно в работе могут находиться проекты по изготовлению школьного рубанка, слесарной ножовки, воротка для метчиков, что требует наличия соответствующих инструментов, заготовок, приспособлений, готовности оборудования к решению требуемых задач. Цель, которую преследую я, — способствовать учителям технологии организовать практическую деятельность по изготовлению рубанков через представление им моего опыта.

Как говорилось ранее, любой проект проходит через ряд этапов.


Этапы проектной деятельности по изготовлению рубанка

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Постановка проблемы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Знакомит с имеющимися наработками по данной теме, мотивирует на выбор проекта по изготовлению рубанка.

Оценка возможностей для решения проблемы

Определяют количество участников проекта, распределяют роли в проекте.

Если проект интегрированный с 6 классом, то способствует распределению деятельности между классами.

Формулирование цели и задач

Вырабатывают план действий, формулируют цели и задачи.

Помогает в постановке цели и задач.

Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта

Вырабатывают план действий, рассматривают различные варианты рубанков, генерируют идеи по выбору тех или иных конструктивных решений (форма ручек, материалы для ручек, технологии изготовления элементов конструкции.

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно), мотивирует на выбор предлагаемого варианта, обсуждает предложения по внесению изменений в конструкцию рубанка.

Организация и выполнение проекта

Распределяют виды деятельности (технологические операции) или детали рубанка между командой проекта.

Разрабатывают техническую и технологическую документацию, получают необходимую информацию о технологических операциях, необходимых для изготовления конкретной детали, выполняют работы по изготовлению.

Организует практическую деятельность учащихся (готовит необходимое оборудование и инструменты), инструктирует и контролирует безопасное выполнение работ, способствует достижению целей в проекте через демонстрацию приемов выполнения различных технологических операций, помогает в поиске необходимой информации по выполнению технологических операций, контролирует степень усвоения предметных и метапредметных знаний.

Обобщение результатов в виде конечного продукта

Выполняют сборочные операции, контролируют качество изготовления, тестируют рубанок

Выполняет сварочные работы, помогает в сборке и настройке рубанка, изготавливает нож.

Презентация проекта

Демонстрируют рубанок, отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.



Анализ: что получилось, что не получилось и почему?

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников информации, анализирует приемы работы по выполнению технологических операций, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.




Рекомендации по организации практических работ

Подготовительный этап в проекте

1. Скачать по ссылке https://disk.yandex.ru/d/_QgDLa4QYYXXBA папку. В ней находятся: 3 файла, выполненные в программе КОМПАС 3-D V12 LT (Рубанок, Прижим для рубанка, Чертеж рубанок), 13 скриншотов с экрана компьютера (места сварки показаны коричневым цветом), пять фотографий моделей рубанка с изменениями в конструкции. Файлы без проблем открываются в последующих версиях КОМПАС 3-D.

2. В программе КОМПАС 3-D открыть вкладку СОЗДАТЬ ЧЕРТЕЖ, далее ВСТАВКА — ВИД С МОДЕЛИ — СТАНДАРТНЫЕ — вставляем файл РУБАНОК (не забываем про масштаб 1:1, ориентацию). 3-D модель выполнялась с реального рубанка в масштабе 1:1, следовательно, воспользовавшись панелью размеры, можно снять реальные размеры, что облегчит работу по разработке проектной документации.

3. Предлагаемый вариант под нож шириной 35 мм, для ножа шириной 30 мм (рубанок для пятиклассников) уголок с шириной полки 45 мм, пересчитать только ширину и, возможно, уменьшить ручку и рукоятку.

4. Урок 1. Этапы творческого проектирования.

Тема проекта, проблема, на решение которой направлен проект, формирование команды (команд), цель и задачи, анализ вариантов, разработка конструкции.

5. Урок 2. Конструкторская документация. Чертеж деталей и изделий из сортового проката.

Преобразование 3-D модели в чертежи. Разработка технологической документации.

Технологический этап

6. Урок 3. Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой.

Выполнение заготовительных операций (колодка, уголок — постель под нож, заготовки для рукоятки).

7. Урок 4. Для участников проекта, изготавливающих колодку

Вариант 1

Устройство настольного горизонтально фрезерного станка.

Выполнение фрезерных работ по отрезанию боковой стенки (по чертежу), фрезерование паза под леток (у нас станок с вертикально-фрезерной головкой).

Вариант 2

Резание металла слесарной ножовкой.

Паз под леток можно выполнить несколькими способами (проверено — варианты рабочие):

  • просверлить отверстия в подошве под леток и напильниками (круглым, квадратным и плоским распилить до нужной формы);

  • слесарной ножовкой прорезать паз, просверлить отверстие в 5 мм от полки уголка со стороны подошвы рубанка, удалить эту часть, напильником придать летку нужную форму.

Для участников проекта, изготавливающих рукоятку

Рукоятка, в зависимости от варианта конструкции, состоит из разных деталей, наиболее часто нами изготавливаемый: средняя часть — две дюралюминиевые пластины толщиной по 3 мм, к ним на заклепках крепим с двух сторон пластмассовые накладки толщиной по 7 — 8 мм (полиэтилен от труб ПНД большого диаметра: нарезаем на заготовки, нагреваем строительным феном, зажимаем между двух кусков толстой фанеры, даем остыть, придаем заготовкам с припусками 3 — 4 мм форму рукоятки слесарной ножовкой). Заклепки изготавливаем из алюминиевой проволоки диаметром 3 - 3.5 мм в приспособлении их двух уголков (учебник «Технология» 6 класс под редакцией А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко 2021г страница 118). На некоторых рубанках к рукоятке с двух сторон приклепываем на стальных заклепках усиливающие стальные пластины толщиной 1.5 мм (на 3-D модели показана такая конструкция и на фотографии — файл «Рубанок 14»). Аккуратно (с охлаждением водой) привариваю такую ручку к колодке.

8. Уроки 5 — 8

Для участников проекта, изготавливающих колодку и рукоятку

Опиливание заготовок из металла и пластмассы.

Придание заданной формы деталям. Шлифование подошвы колодки.

Для участников проекта, изготавливающих ручку

На токарном станке из березы вытачиваем ручку.

Для участников проекта, выполняющих токарные работы и нарезание резьбы

Выточить зажимной винт и винты крепления рукоятки и ручки. Нарезать резьбу в прижиме для ножа.

9. Урок 9. Сборка рубанка. (Проволоку для удержания прижима вставляем прямой с запасом по длине 5 — 6 мм на сторону, забиваем зубило между постелью под нож и проволокой, тем самым придаем проволоке изогнутую форму, контролируем, отпиливаем проволоку с двух сторон от колодки, аккуратно молотком расклепываем проволоку).

Термическая обработка ножа. (Последние годы используем ножи от промышленных строгальных станков, на Авито заказываю длинные, нарезаю по размеру, стачиваю лезвие сбоку, затачиваю — работают отлично)



Заключительный этап в проекте

10. Урок 10. Презентация проекта. Выполнение экономической и экологической оценки проекта по результатам работы. Оценка затрат труда. Анализ: что получилось, что не получилось и почему?

Заключение

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.

Первые рубанки мы начали изготавливать более 25 лет назад. За это время конструкция и технология изготовления рубанков неоднократно совершенствовалась, со временем выявлялись слабые стороны, но самое главное — дети с удовольствием изготавливали их. Так как срок службы такого рубанка составляет значительный период, то мы сейчас эти проекты повторяем раз в несколько лет, изготавливая по 2 — 3 рубанка, так легче организовать процесс. Для работы над рубанком достаточно команды из 2 — 4 учеников. Рубанки являются хорошим обменным фондом с другими учителями технологии.

Проектный метод обучения имеет свои достоинства:

  • темы, относящиеся к 6 классу, закрепляем в 7 классе через проекты;

  • позволяет изготавливать нужные инструменты;

  • возможно вносить в предлагаемые технологии элементы современного производства (использовать аддитивные технологии), пробовать новые формы, технологии;

  • учитывать индивидуальные запросы учащихся на углубленное изучение определенных тем (разделов);

  • создавать команды из разных классов через внеурочную деятельность или распределять технологические операции между 6 и 7 классами.

К недостаткам технологии проектного обучения следует отнести:

  • сложность подбора равнозначных проектов в качестве альтернативных вариантов (для других учеников класса, не участвующих в этом проекте;

  • при разделении учеников по операциям (направлениям) у некоторых участников проекта не сформируются необходимые компетенции по определенным темам;

  • сложно планировать материально-технические ресурсы на год;

  • если в этом проекте не были затронуты определенные темы, то в следующем проекте многие из этих тем повторятся, а новые не обязательно будут представлены в достаточной степени.

Технология проектного обучения не может быть единственной технологией в арсенале педагога. Она хорошо работает только при закреплении пройденного материала, создавая новый продукт, не всегда удается с первого раза выполнить некоторые технологические операции. Испортив важнейшую деталь в проекте, у детей, как правило, снижается интерес к этому проекту, следовательно, необходимо заранее предусмотреть варианты выхода из затруднений (способы восстановления поврежденной детали).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!