СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме "Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности   Учитель физики МБОУ «Майкопская гимназия № 22» Лой И. С.

Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности

Учитель физики

МБОУ «Майкопская гимназия № 22» Лой И. С.

 Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Значит, каждый ребёнок, как и любой гражданин России, должен владеть целым набором компетенций, если мы действительно хотим остаться на высоких мировых позициях. Этот арсенал самореализации нужен для того, чтобы мы и наши дети могли творить, изменять, делать лучше окружающий нас мир.
  • Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Значит, каждый ребёнок, как и любой гражданин России, должен владеть целым набором компетенций, если мы действительно хотим остаться на высоких мировых позициях. Этот арсенал самореализации нужен для того, чтобы мы и наши дети могли творить, изменять, делать лучше окружающий нас мир.
 достоинства метода проектов: •  Учащиеся видят перед собой конечный результат. •  Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. •  Профессиональное самоопределение. •  При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. •  Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

достоинства метода проектов:

• Учащиеся видят перед собой конечный результат.

• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

• Профессиональное самоопределение.

• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

• Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

Этапы проектной деятельности представлены в работе «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования»: •  Разработка проектного замысла. •  Реализация проектного замысла. •  Оценка результатов проекта.

Этапы проектной деятельности представлены в работе «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования»:

• Разработка проектного замысла.

• Реализация проектного замысла.

• Оценка результатов проекта.

Цели проектной деятельности Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

Цели проектной деятельности

  • Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  • Развитие исследовательских умений.
Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности 1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов: изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; изготовление плакатов по теории; презентации и слайд-шоу. изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; изготовление плакатов по теории; презентации и слайд-шоу.

Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности

  • 1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:
  • изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; изготовление плакатов по теории; презентации и слайд-шоу.
  • изготовление физических приборов или моделей из подручных средств;
  • выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;
  • изготовление плакатов по теории;
  • презентации и слайд-шоу.
Выращивание кристаллов, простые приборы из подручных средств

Выращивание кристаллов, простые приборы из подручных средств

Темы проектов в 8 классе: Роль испарения в жизни животных и человека. Теплопередача в жизни животных. Теплопроводность строительных материалов. Агрегатные превращения вещества. Тепло и холод в нашей жизни. Свет и цвет в жизни человека. Из чего построить дом? О красоте снежинок и узоров на окне. Физика в человеческом теле. Физика в загадках. Физика в мультфильмах. Проект « Физика на кухне».

Темы проектов в 8 классе:

  • Роль испарения в жизни животных и человека.
  • Теплопередача в жизни животных.
  • Теплопроводность строительных материалов.
  • Агрегатные превращения вещества.
  • Тепло и холод в нашей жизни.
  • Свет и цвет в жизни человека.
  • Из чего построить дом?
  • О красоте снежинок и узоров на окне.
  • Физика в человеческом теле.
  • Физика в загадках.
  • Физика в мультфильмах.
  • Проект « Физика на кухне».
Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности 2-й этап (8-9 классы), выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта : изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета; изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета;

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности

  • 2-й этап (8-9 классы), выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта :
  • изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета;
  • изготовление физических устройств, моделей;
  • выполнение мини-исследований;
  • изготовление учебных таблиц для кабинета;
Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности 3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа: исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт. исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.

Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности

  • 3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа:
  • исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
  • исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;
  • исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека;
  • исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
Катушка Тесла  В результате моих исследований гипотеза подтвердилась: вокруг КАТУШКИ ТЕСЛА образуется электромагнитное поле огромной напряженности, способное передавать электрический ток беспроводным способом: лампочки, наполненные инертным газом светятся вблизи катушки, следовательно, вокруг установки действительно существует электромагнитное поле высокой напряженности;  лампочки загорались сами по себе у меня в руках на определенном расстоянии, значит, электрический ток может передаваться без проводов. СХЕМА УСТРОЙСТВА

Катушка Тесла

В результате моих исследований гипотеза подтвердилась: вокруг КАТУШКИ ТЕСЛА образуется электромагнитное поле огромной напряженности, способное передавать электрический ток беспроводным способом:

  • лампочки, наполненные инертным газом светятся вблизи катушки, следовательно, вокруг установки действительно существует электромагнитное поле высокой напряженности;
  • лампочки загорались сами по себе у меня в руках на определенном расстоянии, значит, электрический ток может передаваться без проводов.

СХЕМА УСТРОЙСТВА

Основной объем знаний учащийся получает на уроке. Поэтому проектное обучение необходимо на урочных занятиях для формирования проектной деятельности. Приведу примеры из личного опыта.

Основной объем знаний учащийся получает на уроке. Поэтому проектное обучение необходимо на урочных занятиях для формирования проектной деятельности. Приведу примеры из личного опыта.

Проект “Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”.  Основополагающий вопрос : Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов .  Дидактические задачи: исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии,  изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии, выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки,  рассмотреть способы экономии электроэнергии.

Проект “Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”.

Основополагающий вопрос : Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов .

Дидактические задачи:

  • исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов
  • исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии,
  • изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии,
  • выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки,
  • рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Группа “Эксперты 1” Цель: Выяснить стоимость электроэнергии приборов за 15 минут работы и за год. Установить от чего зависит стоимость электроэнергии? Группа “Эксперты 2” Цель: Выяснить зависимость стоимости электроэнергии от времени работы устройств.  Группа “Аналитики”  Цель: исследовать, как влияет работа электроприборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии. Группа “Экономисты” Цель: Изучить какое количество электроэнергии потребляет за месяц и год люминесцентная лампа и обычная лампа накаливания. Группа “Статисты  Цель: используя готовую таблицу результатов экономии электроэнергии при работе одной энергосберегающей лампы, выясните, сколько киловатт-часов могут сэкономить в год жители города, если каждый заменит одну лампу накаливания мощностью 100ватт на 20 ваттную энергосберегающую. Группа “Стратеги” Цель: разработать рекомендации по экономии электроэнергии. Группа “Экологи” Цель: рассмотреть традиционные источники энергии, проанализировать достоинства и недостатки. Выявить наиболее эффективный и менее опасный источник энергии.

Группа “Эксперты 1”

Цель: Выяснить стоимость электроэнергии приборов за 15 минут работы и за год. Установить от чего зависит стоимость электроэнергии?

Группа “Эксперты 2”

Цель: Выяснить зависимость стоимости электроэнергии от времени работы устройств.

Группа “Аналитики”

Цель: исследовать, как влияет работа электроприборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии.

Группа “Экономисты”

Цель: Изучить какое количество электроэнергии потребляет за месяц и год люминесцентная лампа и обычная лампа накаливания.

Группа “Статисты

Цель: используя готовую таблицу результатов экономии электроэнергии при работе одной энергосберегающей лампы, выясните, сколько киловатт-часов могут сэкономить в год жители города, если каждый заменит одну лампу накаливания мощностью 100ватт на 20 ваттную энергосберегающую.

Группа “Стратеги”

Цель: разработать рекомендации по экономии электроэнергии.

Группа “Экологи”

Цель: рассмотреть традиционные источники энергии, проанализировать достоинства и недостатки. Выявить наиболее эффективный и менее опасный источник энергии.

 урок-эксперимент «Сила трения» в 7 классе Группа 1. Цель работы: выяснить зависимость силы трения от нагрузки. 1. Измерьте силу трения скольжения бруска по столу. Fтр = Н 2. Положите брусок на стол, а на брусок – два груза ( увеличив нагрузку ). К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузом в движение. Fтр = Н Вывод: учащиеся в групповой работе сами добывали знания. При отчетах обращалось внимание на грамотность оформления результатов, четкость устного изложения, способность доказать свою правоту, умение находить нужную информацию.

урок-эксперимент «Сила трения» в 7 классе

Группа 1.

Цель работы: выяснить зависимость силы трения от нагрузки.

1. Измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

Fтр = Н

2. Положите брусок на стол, а на брусок – два груза ( увеличив нагрузку ). К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузом в движение.

Fтр = Н

Вывод:

учащиеся в групповой работе сами добывали знания. При отчетах обращалось внимание на грамотность оформления результатов, четкость устного изложения, способность доказать свою правоту, умение находить нужную информацию.

Группа 3. Цель работы: изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей . 1.Положите на стол брусок большей гранью. Измерьте силу трения скольжения. Для этого перемещайте брусок равномерно с помощью динамометра. Fтр= Н 2.Положите на стол брусок меньшей гранью. Снова измерьте силу трения скольжения. Fтр = Н Вывод: Группа 2. Цель работы: выяснить зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей и от шероховатости поверхностей Измерьте силу трения скольжения бруска: a) По поверхности стола: Fтр= Н b) По бумаге: Fтр = Н c) По наждачной бумаге: Fтр = Н Для этого перемещайте брусок равномерно при помощи динамометра. Вывод:

Группа 3.

Цель работы: изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей .

1.Положите на стол брусок большей гранью. Измерьте силу трения скольжения. Для этого перемещайте брусок равномерно с помощью динамометра.

Fтр= Н

2.Положите на стол брусок меньшей гранью. Снова измерьте силу трения скольжения.

Fтр = Н

Вывод:

Группа 2.

Цель работы: выяснить зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей и от шероховатости поверхностей

Измерьте силу трения скольжения бруска:

a) По поверхности стола:

Fтр= Н

b) По бумаге:

Fтр = Н

c) По наждачной бумаге:

Fтр = Н

Для этого перемещайте брусок равномерно при помощи динамометра.

Вывод:

Параметры результативности деятельности:  рост познавательного интереса учащихся к физике;  положительная динамика роста уровня обученности по физике;  рост мотивации учащихся учебной деятельности;  рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;  развитие ключевых компетенций учащихся;  осознание ценности творческого открытия;  ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах по физике с высокими результатами;

Параметры результативности деятельности:

  • рост познавательного интереса учащихся к физике;
  • положительная динамика роста уровня обученности по физике;
  • рост мотивации учащихся учебной деятельности;
  • рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах по физике с высокими результатами;
когда видишь результаты проектной деятельности, понимаешь, что использовать ее необходимо. Обучающиеся, которые работают над своими проектами, становятся самостоятельнее, серьезнее, более заинтересованы в изучении физики, более коммуникабельные.
  • когда видишь результаты проектной деятельности, понимаешь, что использовать ее необходимо. Обучающиеся, которые работают над своими проектами, становятся самостоятельнее, серьезнее, более заинтересованы в изучении физики, более коммуникабельные.
О значимости проектной деятельности говорят отзывы участников проектов:    узнала много нового по физике и астрономии, чего нет в учебнике, и могу рассказать друзьям;  научился делать презентации, правильно оформлять текстовые документы и быстро находить информацию в Интернет;  стала смелее и не боюсь выступать перед публикой;  в следующем учебном году буду делать новый проект;  а я доработаю свой проект и буду участвовать в конкурсах;  хочу поступить в политехнический институт, поэтому подберу темы проектов по физике и информатике.

О значимости проектной деятельности говорят отзывы участников проектов:

  • узнала много нового по физике и астрономии, чего нет в учебнике, и могу рассказать друзьям;
  • научился делать презентации, правильно оформлять текстовые документы и быстро находить информацию в Интернет;
  • стала смелее и не боюсь выступать перед публикой;
  • в следующем учебном году буду делать новый проект;
  • а я доработаю свой проект и буду участвовать в конкурсах;
  • хочу поступить в политехнический институт, поэтому подберу темы проектов по физике и информатике.
По проблеме применения проектной технологии автор делает выводы:    В современном школьном образовании необходимо применять проектную методику.  Деятельностные формы организации учебных занятий по физике предполагают использование проектной методики.  Учителю стоит обратить внимание на стиль общения с учеником, так как неконфликтный характер проектной деятельности предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от учителя, так как их отношения перестраиваются в процессе активной познавательно-мыслительной деятельности

По проблеме применения проектной технологии автор делает выводы:

  • В современном школьном образовании необходимо применять проектную методику.
  • Деятельностные формы организации учебных занятий по физике предполагают использование проектной методики.
  • Учителю стоит обратить внимание на стиль общения с учеником, так как неконфликтный характер проектной деятельности предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от учителя, так как их отношения перестраиваются в процессе активной познавательно-мыслительной деятельности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!