Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся (2 слайд) - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, значимой для учащихся, и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию (3 слайд):
личностных УУД:
• формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• воспитание целеустремлённости и настойчивости
• повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
коммуникативных УУД:
• умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, вести диалог;
• приобретение навыков публичного выступления (ораторское искусство);
• умение работать в группе, в команде;
• доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
регулятивных УУД:
• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
познавательных УУД
• Сбор, систематизация, классификация, анализ и использование информации.
• Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Типология проектов
Вид проекта | Краткая характеристика процесса |
По доминирующей деятельности (4 слайд) |
Практико-ориентированные | Изготовление продукта, который можно использовать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков. |
Исследовательские | Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д. |
Информационные | Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п. |
Творческие | Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов. |
Ролевые | Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей. |
По комплексности |
Монопроекты | Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний. |
Межпредметные | Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей. |
По характеру контактов |
Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные. |
По продолжительности |
Мини - проекты | Укладываются в одно занятие |
Краткосрочные | Требуют выделения 4 – 6 занятий |
Недельные | Выполняются в ходе проектной недели |
Годичные | Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время. |
Направления и проблематика исследовательских работ учащихся (5 слайд)
Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его, то есть лежать в сфере его познавательных интересов.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Необходимо «подвести» его к этой теме. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую конкретного ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучше стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет всякий смысл (кроме, пожалуй, одного – заработать «плюсик»).
На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема соответствует чему-то среднему между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении этой работы состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Еще Бойль говорил: «Знания – дети любопытства и удивления». Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Тема должна быть оптимальной по объему и соответствовать возрасту школьников.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно.
Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Основные требования к проекту (6 слайд)
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики (7-9 слайд)
Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
На начальном этапе изучения физики в 7-8 классах одной из форм проектно-исследовательской деятельности являются написание рассказов и сочинений об изучаемом физическом явлении. Поиск загадок, народных примет, пословиц связанных с физикой вызывает у ребят интерес к предмету.
Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе) и выполнение домашних экспериментальных заданий.
Так, например, после изучения темы «Атмосферное давление», семиклассникам предлагается создать модель фонтана из подручных материалов и разработать проект фонтана, который может быть построен на своем дачном участке, а после изучения темы «Закон Паскаля»- модель «Картезианского водолаза».
При изучении оптических явлений в 8 классе, ребятам можно предложить подготовить проект-презентацию «Оптические иллюзии». Материал, собранный ребятами по данной теме, разнообразен. Он отражает не только забавный аспект этой темы, но и практический: применение оптических иллюзий в архитектуре, изобразительном и цирковом искусстве, моде, кинематографии и в военном деле. Изобретательская работа способствует развитию у учащихся новых интересов к физике, любознательности, инициативы, приводит к расширению их теоретических и технологических знаний.
При изучении темы: «Работа и мощность тока» ребята выполняют: Краткосрочный исследовательский (индивидуальный) проект по теме «Расчет стоимости электроэнергии», (8 класс), продолжительностью 3 урока.
При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами 9-х классов, у них возникает необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики и связи ее с другими науками. В качестве примера хочу привести создание учащимися следующих проектов:
« Влияние электромагнитного излучения на скорость прорастания семян пшеницы». Цель проекта: доказать, что электромагнитное излучение (ЭМИ) положительно влияет на рост проростков пшеницы.
Задачи проекта:
Самостоятельное приобретение теоретических знаний по теме электромагнитные излучения из научной литературы.
На основе анализа информационных источников выяснить, какое влияние оказывают ЭМИ на биологический процесс.
Провести эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы.
Проанализировать результаты эксперимента.
Сделать выводы, составить таблицу и графики.
Основные методы исследования:
Ежедневные наблюдения и измерение роста проростков пшеницы из облученных и необлученных семян.
Измерение скорости роста проростков.
Статистическая обработка данных по методике Т.Я. Ашихминой.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в практике сельского хозяйства для увеличения скорости и степени прорастания семян культурных растений.
В представленной работе достигнуты поставленные цели. Показано положительное влияние ЭМИ на рост проростков пшеницы, определено численное значение данного влияния. Приобретены теоретические знания по теме «Электромагнитные излучения и их воздействие на биологические объекты» из научной литературы. На основе анализа информационных источников показан механизм воздействия ЭМИ на биологический процесс. Был проведен эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы и проанализированы его результаты. На основании результатов эксперимента сделаны выводы, составлены таблица, график.
«Какую роль играет влажность в жизнедеятельности человека», «Звуковые волны низкой звуковой частоты и ее влияние на здоровье человека», «Неньютоновские жидкости. Их свойства и использование», индивидуальный проект по теме: «Физика в пословицах и поговорках», конечным продуктом которого явился сборник пословиц и поговорок, с пояснением физических явлений, иллюстрациями. Учащимися 10 класса был подготовлен групповой творческий проект посвященный 60летию запуска первого искусственного спутника Земли. Старшеклассники выступали перед учащимися 5-11 классов. Теоретическая часть проекта включает в себя историческую и современную концепцию развития космической отрасли, содержащую видеофрагменты, презентацию. Ребята подготовили викторину , с учетом возрастных особенностей участников. Итогом явилось награждение победителей викторины и ребят, сделавших лучшие модели спутников.
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.
В течение года проводится 2 - 3 крупных проекта, каждый из которых занимает примерно от 3 до 6 уроков.
Учебные темы, выбранные для проектов, всегда прорабатываются и усваиваются учениками гораздо глубже, чем темы, изучение которых происходит на обычных уроках.
Примерная тематика проектов по физике
7 класс
Тема проекта | Тип проекта | Продукт | Где реализуется. |
1.Изготовление измерительного цилиндра с разной ценой деления. | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный краткосрочный(1-2ч) индивидуально-групповой. | Макет цилиндра | На уроках и во внеурочное время. |
2.Где искать диффузию? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Сообщение выставка | На уроке |
3.Изготовление модели молекулы различных веществ. | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Модель | Во внеурочное время. |
4.Измерение скорости движения из школы до дома. | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Доклад буклет | Во внеурочное время |
5.Определение в домашних условиях плотности вещества (мыла, плитки шоколада, кусочка сахара-рафинада и т.д) | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(8 час) индивидуально-групповой | Презентация Буклет доклад | Во внеурочное время |
6.Изготовление модели весов | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Модель весов | Во внеурочное время |
7.Силы вокруг нас | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Буклет | Во внеурочное время |
8. Я проснулся и обнаружил, что исчезло трение. | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Альбом Доклад буклет | Во внеурочное время |
9.Зачем бензовозу металлическая цепь? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Сообщение схема | На уроке |
10.Изготовление модели фонтана | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Модель доклад | Во внеурочное время |
11.Изготовление поилки для птиц | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Модель доклад | Во внеурочное время |
12.Как измерить кровяное давление | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный (до 8 час) индивидуально-групповой | Презентация Буклет доклад | Во внеурочное время |
13.Изготовление прибора для определения влажности воздуха | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Прибор и его описание | Во внеурочное время |
14.Изготовление бумажного самолетика. | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Макет презентация памятка | Во внеурочное время |
15.Загадка воздушного змея | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Презентация буклет доклад | Во внеурочное время |
16.Модель прибора своими руками. | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Модель доклад буклет | Во внеурочное время |
17.Условия равновесия тел | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Презентация буклет доклад | Во внеурочное время |
8 класс
Тема проекта | Тип проекта | Продукт | Где реализуется. |
1.Разнообразие температур в природе | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Доклад таблица графики | Во внеурочное время |
2.Изготовление модели термоса | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Модель доклад | Во внеурочное время |
3.Исследование влияния размеров, формы и цвета чайника на скорость остывания воды в нем. | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный(1-2ч) индивидуально-групповой | Таблица доклад | Во внеурочное время |
4.Влияние влажности воздуха на организм человека | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация буклет доклад | Во внеурочное время |
5. Изготовление прибора для определения влажности воздуха | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Прибор и его описание | Во внеурочное время |
6.Исследование теплопроводности различных строительных материалов | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1мес) индивидуально-групповой | Таблица презентация доклад | Во внеурочное время |
7. Физика за чашкой чая | Исследовательский межпредметный внутриклассный долгосросрочный (до3-4 мес) индивидуально-групповой | Видеофильм буклет доклад | Во внеурочное время |
8.Почему кастрюлю закрывают крышкой? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | На уроке |
9.Почему лед прозрачный, а снег белый? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | На уроке |
10.Физика на кухне | Исследовательский межпредметный внутриклассный долгосросрочный (до3-4 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
11.Тепловые двигатели и окружающая среда | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | На уроке |
12.Зачем бензовозу цепь? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | На уроке |
13.Как возникает молния? | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(1-2час) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
14. Изготовление электроскопа | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 8 час) индивидуально-групповой | Модель доклад буклет | Во внеурочное время |
15.Опытная проверка способов электризации | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 3-4 час) индивидуально-групповой | Видеоролик буклет доклад | Во внеурочное время |
16.Магнитные бури и их влияние на организм человека | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация буклет доклад | Во внеурочное время |
17. Разнообразный мир измерительной техники | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный долгосросрочный (до3-4 мес) индивидуально-групповой | Модели буклет доклад выставка | Во внеурочное время |
9 класс
Тема проекта | Тип проекта | Продукт | Где реализуется. |
1.Что произойдет, если исчезнет гравитация? | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
2.Искусственные спутники Земли | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
3.Первый искусственный спутник Земли | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
4.Виды часов | Исследовательский межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | Во внеурочное время |
5.Почему возникает эхо? | Исследовательский межпредметный внутриклассный краткосрочный индивидуально-групповой | Презентация доклад буклет | На уроке |
6.Законы физики на уроках физкультуры | Исследовательский межпредметный внутриклассный долгосросрочный (до3-4 мес) индивидуально-групповой | Альбом презентация буклет | Во внеурочное время |
7.Использование пластиковых бутылок в простых опытах по физике | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный среднесрочный(до 1мес) индивидуально-групповой | Выставка буклет доклад | Во внеурочное время |
8.Экологические и нравственные проблемы атомной энергетики | Информационный межпредметный межклассный среднесрочный групповой | Устный журнал | Во внеурочное время |
9.Иллюзии, миражи и парадоксы зрения | Исследовательский межпредметный внутриклассный долгосросрочный (до3-4 мес) индивидуально-групповой | Презентация доклад выставка | Во внеурочное время |
10.Самодельные приборы | Практико-ориентированный межпредметный внутриклассный долгосрочный(3-4мес) индивидуально-групповой | Макеты приборов выставка буклет | Во внеурочное время |
Заключение.
Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Физика».
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС второго поколения. Навыки исследовательской работы школьников являются очень важной образовательно-воспитательной компонентой подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗах. Результатом своей работы по развитию исследовательских навыков обучающихся на уроках и во внеурочное время считаю успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах.
Конечно, трудности встречаются. Например, в нашей школе нет современного оборудования, приборов в кабинете физики, поэтому, приходится изобретать то, что есть под руками. Если бы было новое оборудование, то оно послужило бы дополнительным толчком, мотивом к более глубокому изучению и пониманию предмета «Физика».
Опыт работы могут использовать учителя физики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне.