СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики (из опыта работы)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики (из опыта работы)»

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики.



Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся (2 слайд) - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, значимой для учащихся, и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию (3 слайд):

личностных УУД:

• формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• воспитание целеустремлённости и настойчивости

• повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

коммуникативных УУД:

• умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, вести диалог;

• приобретение навыков публичного выступления (ораторское искусство);

• умение работать в группе, в команде;

• доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

регулятивных УУД:

• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

познавательных УУД

• Сбор, систематизация, классификация, анализ и использование информации.

•  Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.


Типология проектов

Вид проекта


Краткая характеристика процесса


По доминирующей деятельности (4 слайд)

Практико-ориентированные


Изготовление продукта, который можно использо­вать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.

Исследовательские


Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.

Информационные


Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Творческие


Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выста­вок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.

Ролевые


Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.

По комплексности

Монопроекты

Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний.

Межпредметные

Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности

Мини - проекты

Укладываются в одно занятие

Краткосрочные

Требуют выделения 4 – 6 занятий

Недельные

Выполняются в ходе проектной недели

Годичные

Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время.

Направления и проблематика исследовательских работ учащихся (5 слайд)

Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его, то есть лежать в сфере его познавательных интересов.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Необходимо «подвести» его к этой теме. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую конкретного ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучше стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет всякий смысл (кроме, пожалуй, одного – заработать «плюсик»).

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема соответствует чему-то среднему между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении этой работы состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Еще Бойль говорил: «Знания – дети любопытства и удивления». Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема должна быть оптимальной по объему и соответствовать возрасту школьников.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно.

Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Основные требования к проекту (6 слайд)

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами студенты (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу-руководителю проекта вместе со студентами— проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики (7-9 слайд)

Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.

На начальном этапе изучения физики в 7-8 классах одной из форм проектно-исследовательской деятельности являются написание рассказов и сочинений об изучаемом физическом явлении. Поиск загадок, народных примет, пословиц связанных с физикой вызывает у ребят интерес к предмету.

Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе) и выполнение домашних экспериментальных заданий.

Так, например, после изучения темы «Атмосферное давление», семиклассникам предлагается создать модель фонтана из подручных материалов и разработать проект фонтана, который может быть построен на своем дачном участке, а после изучения темы «Закон Паскаля»- модель «Картезианского водолаза».

При изучении оптических явлений в 8 классе, ребятам можно предложить подготовить проект-презентацию «Оптические иллюзии». Материал, собранный ребятами по данной теме, разнообразен. Он отражает не только забавный аспект этой темы, но и практический: применение оптических иллюзий в архитектуре, изобразительном и цирковом искусстве, моде, кинематографии и в военном деле. Изобретательская работа способствует развитию у учащихся новых интересов к физике, любознательности, инициативы, приводит к расширению их теоретических и технологических знаний.

При изучении темы: «Работа и мощность тока» ребята выполняют: Краткосрочный исследовательский (индивидуальный) проект по теме «Расчет стоимости электроэнергии», (8 класс), продолжительностью 3 урока.

При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами 9-х классов, у них возникает необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики и связи ее с другими науками. В качестве примера хочу привести создание учащимися следующих проектов:

« Влияние электромагнитного излучения на скорость прорастания семян пшеницы». Цель проекта: доказать, что электромагнитное излучение (ЭМИ) положительно влияет на рост проростков пшеницы.

Задачи проекта:

  • Самостоятельное приобретение теоретических знаний по теме электромагнитные излучения из научной литературы.

  • На основе анализа информационных источников выяснить, какое влияние оказывают ЭМИ на биологический процесс.

  • Провести эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы.

  • Проанализировать результаты эксперимента.

  • Сделать выводы, составить таблицу и графики.

Основные методы исследования:

  • Ежедневные наблюдения и измерение роста проростков пшеницы из облученных и необлученных семян.

  • Измерение скорости роста проростков.

  • Статистическая обработка данных по методике Т.Я. Ашихминой.



Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в практике сельского хозяйства для увеличения скорости и степени прорастания семян культурных растений.

В представленной работе достигнуты поставленные цели. Показано положительное влияние ЭМИ на рост проростков пшеницы, определено численное значение данного влияния. Приобретены теоретические знания по теме «Электромагнитные излучения и их воздействие на биологические объекты» из научной литературы. На основе анализа информационных источников показан механизм воздействия ЭМИ на биологический процесс. Был проведен эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы и проанализированы его результаты. На основании результатов эксперимента сделаны выводы, составлены таблица, график.

«Какую роль играет влажность в жизнедеятельности человека», «Звуковые волны низкой звуковой частоты и ее влияние на здоровье человека», «Неньютоновские жидкости. Их свойства и использование», индивидуальный проект по теме: «Физика в пословицах и поговорках», конечным продуктом которого явился сборник пословиц и поговорок, с пояснением физических явлений, иллюстрациями. Учащимися 10 класса был подготовлен групповой творческий проект посвященный 60летию запуска первого искусственного спутника Земли. Старшеклассники выступали перед учащимися 5-11 классов. Теоретическая часть проекта включает в себя историческую и современную концепцию развития космической отрасли, содержащую видеофрагменты, презентацию. Ребята подготовили викторину , с учетом возрастных особенностей участников. Итогом явилось награждение победителей викторины и ребят, сделавших лучшие модели спутников.

Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.

В течение года проводится 2 - 3 крупных проекта, каждый из которых занимает примерно от 3 до 6 уроков.

Учебные темы, выбранные для проектов, всегда прорабатываются и усваиваются учениками гораздо глубже, чем темы, изучение которых происходит на обычных уроках.





Примерная тематика проектов по физике

7 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Изготовление измерительного цилиндра с разной ценой деления.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный(1-2ч)

индивидуально-групповой.

Макет цилиндра

На уроках и во внеурочное время.

2.Где искать диффузию?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Сообщение

выставка

На уроке

3.Изготовление модели молекулы различных веществ.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Модель

Во внеурочное время.

4.Измерение скорости движения из школы до дома.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Доклад

буклет

Во внеурочное время

5.Определение в домашних условиях плотности вещества (мыла, плитки шоколада, кусочка сахара-рафинада и т.д)

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

Буклет

доклад

Во внеурочное время

6.Изготовление модели весов

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Модель весов

Во внеурочное время

7.Силы вокруг нас

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Буклет

Во внеурочное время

8. Я проснулся и обнаружил, что исчезло трение.

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Альбом

Доклад

буклет

Во внеурочное время

9.Зачем бензовозу металлическая цепь?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Сообщение

схема

На уроке

10.Изготовление модели фонтана

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Модель

доклад

Во внеурочное время

11.Изготовление поилки для птиц

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Модель

доклад

Во внеурочное время

12.Как измерить кровяное давление

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный (до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

Буклет

доклад

Во внеурочное время

13.Изготовление прибора для определения влажности воздуха

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Прибор

и его описание

Во внеурочное время

14.Изготовление бумажного самолетика.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Макет

презентация

памятка

Во внеурочное время

15.Загадка воздушного змея

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

буклет

доклад

Во внеурочное время

16.Модель прибора своими руками.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад буклет

Во внеурочное время

17.Условия равновесия тел

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

буклет

доклад

Во внеурочное время


8 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Разнообразие температур в природе

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Доклад таблица графики

Во внеурочное время

2.Изготовление модели термоса

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад

Во внеурочное время

3.Исследование влияния размеров, формы и цвета чайника на скорость остывания воды в нем.

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный(1-2ч)

индивидуально-групповой

Таблица доклад

Во внеурочное время

4.Влияние влажности воздуха на организм человека

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

5. Изготовление прибора для определения влажности воздуха

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Прибор

и его описание

Во внеурочное время

6.Исследование теплопроводности различных строительных материалов

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1мес)

индивидуально-групповой

Таблица презентация доклад

Во внеурочное время

7. Физика за чашкой чая

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Видеофильм буклет доклад

Во внеурочное время

8.Почему кастрюлю закрывают крышкой?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

9.Почему лед прозрачный, а снег белый?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

10.Физика на кухне

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

11.Тепловые двигатели и окружающая среда

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

12.Зачем бензовозу цепь?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

13.Как возникает молния?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(1-2час)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

14. Изготовление электроскопа

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад буклет

Во внеурочное время

15.Опытная проверка способов электризации

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 3-4 час)

индивидуально-групповой

Видеоролик буклет доклад

Во внеурочное время

16.Магнитные бури и их влияние на организм человека

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

17. Разнообразный мир измерительной техники

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Модели буклет доклад выставка

Во внеурочное время


9 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Что произойдет, если исчезнет гравитация?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

2.Искусственные спутники Земли

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

3.Первый искусственный спутник Земли

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

4.Виды часов

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

5.Почему возникает эхо?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

6.Законы физики на уроках физкультуры

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Альбом презентация буклет

Во внеурочное время

7.Использование пластиковых бутылок в простых опытах по физике

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1мес)

индивидуально-групповой

Выставка буклет доклад

Во внеурочное время

8.Экологические и нравственные проблемы атомной энергетики

Информационный межпредметный межклассный

среднесрочный

групповой

Устный журнал

Во внеурочное время

9.Иллюзии, миражи и парадоксы зрения

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад выставка

Во внеурочное время

10.Самодельные приборы

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

долгосрочный(3-4мес)

индивидуально-групповой

Макеты приборов выставка буклет

Во внеурочное время







Заключение.

Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Физика».

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС второго поколения. Навыки исследовательской работы школьников являются очень важной образовательно-воспитательной компонентой подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗах. Результатом своей работы по развитию исследовательских навыков обучающихся на уроках и во внеурочное время считаю успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Конечно, трудности встречаются. Например, в нашей школе нет современного оборудования, приборов в кабинете физики, поэтому, приходится изобретать то, что есть под руками. Если бы было новое оборудование, то оно послужило бы дополнительным толчком, мотивом к более глубокому изучению и пониманию предмета «Физика».

Опыт работы могут использовать учителя физики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!