СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии, географии в условиях реализации ФГОС ООО.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект-это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии, географии в условиях реализации ФГОС ООО.»

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии, географии в условиях реализации ФГОС ООО.


Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.

В связи с этим это требование стало являться приоритетным и в ФГОС основного общего образования. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, способных реализовать сегодняшние запросы общества является метод проектов.

Проект-это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.

В чем заключается метод проектов?

Это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и интеллектуального продукта

. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых

учащиеся:

•самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

•учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

Практических задач;

•приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, индивидуально;

•развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения, эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

•развивают системное мышление

Чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектам.




Выделяют 5 групп проектов деятельности учащихся:

 практико- ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, государства;

•исследовательский проект по структуре напоминает подлинно- научное исследование. Он

Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей перепроверкой, обсуждение полученных результатов;

•информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

•творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.;

•ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.


Классификация проектов по группам




По количеству

участников


По

продолжительности


По типу

деятельности


По количеству

предметов


1.Личностные

2.Парные

3.Групповые


1.Краткосрочные

2.Средней

продолжительности

3.Долгосрочные


1.Творческие

2.Исследовательские

3.Игровые

4.Практико

-

ориентированные

5.Информационные


1.Монопроект

2.Межпредметный

проект





Этапы работы

над проектом



Содержание

работы на

данном этапе


Деятельность

учащихся


Деятельность

учителя

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи


Создание учебной ситуации

на основе проблемы,

интересного факта,

значимых событий.


Уточняют информацию,

обсуждают задание,

формируют цель урока и

результат


Направляет детей,

организует учебную

ситуацию, предлагает идею


П ланирование


Анализ проблемы,

определение источников

информации,

распределение ролей в

команде


Формируют задачи,

уточняют информацию


Помогает в анализе и

синтезе, наблюдает


Информационно

-

аналитический этап


Сбор и уточнение ин

-

формации, решение

промежуточных задач.


Выполняют задания,

вырабатывают план

действий. Фиксируют

результаты.



Наблюдает, консультирует,

косвенно руководит

деятельность


Выполнение


Выполнение проекта


Анализируют информацию,

оформляют проект


Наблюдает, советует (по просьбе)


Защита проекта


Коллективная защита

проекта, оценка


Защищают проект.


Участвует в коллективном

анализе и оценке

результатов проекта


Рефлексивный этап


Анализ выполнения

проекта



Участвуют в самоанализе и

самооценке проекта


Наблюдает, направляет

процесс анализа,

продумывает вопрос



В ходе овладения методом проектов ребята приобретают:

1) Овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности. Выполнение проектов во многом основано на формировании учащимся индивидуальной образовательной траектории в процессе их выполнения. Она является результатом взаимодействия учеников с образовательной средой и основана на реализации индивидуальных интересов, мотивов, выбранных самим школьниками действий поступков. Как следствие этого работа над проектами связана с личностным ростом школьника, развитием его познавательных потребностей, углубленным изучением учебного материала, а также личностным и профессиональным самоопределением.

2) Целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

3) Умение ставить проблему и поиски путей ее решения, которые инициирует активную мыслительную деятельность. Современный учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств школьников.

4) Организации учебной деятельности учащихся строится в соответствии с определенными этапами проектной деятельности. При этом конструирование учебный процесс строится не столько на логике учебного предмета, сколько на логике проектной и исследовательской деятельности учащихся.

5) Умение ориентироваться на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проектов должно иметь личностную или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно применить в практической деятельности. Важно, чтобы полученные результаты, новые знания и освоенные способы деятельности имели реальное практическое применение, иллюстрирующее, где и как они могут пригодиться в жизни.

6) Осознание необходимости использования синтеза знаний, способов деятельности для реализации проекта, часто с привлечение содержания из других учебных предметов (интегрированность знаний)

Вывод: Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, отводят одно из ведущих мест в ООП образовательного учреждения проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Какие типы проектов я использую:

Исследовательские проекты.

Они совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

От исследовательской деятельности учащиеся получаю творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Творческие проекты.

Они не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, рекламный буклет, видиофильмы.

Игровые проекты.

Они также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты.

Они направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Большенство из них можно отнести к мини-проектам.

Примеры: доклады, сообщения – презентации:

Практико-ориентированные.

Эти проекты отличает самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

Главное достоинство проектной и исследовательской технологии – высокая эффективность процесса формирования у учащихся – будущих специалистов, в самых разнообразных областях: социальной, научно-технической и хозяйственной деятельности- интеллекта и важнейших способностей к самообразованию и саморазвитию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!