Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии, географии в условиях реализации ФГОС ООО.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.
В связи с этим это требование стало являться приоритетным и в ФГОС основного общего образования. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, способных реализовать сегодняшние запросы общества является метод проектов.
Проект-это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.
В чем заключается метод проектов?
Это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и интеллектуального продукта
. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся:
•самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
•учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
Практических задач;
•приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, индивидуально;
•развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения, эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
•развивают системное мышление
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектам.
Выделяют 5 групп проектов деятельности учащихся:
практико- ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, государства;
•исследовательский проект по структуре напоминает подлинно- научное исследование. Он
Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей перепроверкой, обсуждение полученных результатов;
•информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
•творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.;
•ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по группам
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности | По количеству предметов |
1.Личностные 2.Парные 3.Групповые | 1.Краткосрочные 2.Средней продолжительности 3.Долгосрочные | 1.Творческие 2.Исследовательские 3.Игровые 4.Практико - ориентированные 5.Информационные | 1.Монопроект 2.Межпредметный проект |
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
П ланирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно - аналитический этап | Сбор и уточнение ин - формации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельность |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап | Анализ выполнения проекта | Участвуют в самоанализе и самооценке проекта | Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопрос |
В ходе овладения методом проектов ребята приобретают:
1) Овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности. Выполнение проектов во многом основано на формировании учащимся индивидуальной образовательной траектории в процессе их выполнения. Она является результатом взаимодействия учеников с образовательной средой и основана на реализации индивидуальных интересов, мотивов, выбранных самим школьниками действий поступков. Как следствие этого работа над проектами связана с личностным ростом школьника, развитием его познавательных потребностей, углубленным изучением учебного материала, а также личностным и профессиональным самоопределением.
2) Целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.
3) Умение ставить проблему и поиски путей ее решения, которые инициирует активную мыслительную деятельность. Современный учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств школьников.
4) Организации учебной деятельности учащихся строится в соответствии с определенными этапами проектной деятельности. При этом конструирование учебный процесс строится не столько на логике учебного предмета, сколько на логике проектной и исследовательской деятельности учащихся.
5) Умение ориентироваться на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проектов должно иметь личностную или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно применить в практической деятельности. Важно, чтобы полученные результаты, новые знания и освоенные способы деятельности имели реальное практическое применение, иллюстрирующее, где и как они могут пригодиться в жизни.
6) Осознание необходимости использования синтеза знаний, способов деятельности для реализации проекта, часто с привлечение содержания из других учебных предметов (интегрированность знаний)
Вывод: Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, отводят одно из ведущих мест в ООП образовательного учреждения проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Какие типы проектов я использую:
Исследовательские проекты.
Они совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
От исследовательской деятельности учащиеся получаю творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.
Творческие проекты.
Они не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, рекламный буклет, видиофильмы.
Игровые проекты.
Они также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты.
Они направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Большенство из них можно отнести к мини-проектам.
Примеры: доклады, сообщения – презентации:
Практико-ориентированные.
Эти проекты отличает самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.
Главное достоинство проектной и исследовательской технологии – высокая эффективность процесса формирования у учащихся – будущих специалистов, в самых разнообразных областях: социальной, научно-технической и хозяйственной деятельности- интеллекта и важнейших способностей к самообразованию и саморазвитию