Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
Организация профориентационной работы в школе
через совместную деятельность с музеем Истории просвещения
Цель проекта: Создание системы работы по ранней профориентации обучающихся.
Задачи: Разработка и реализация мероприятий, позволяющих раскрыть личностный потенциал обучающихся при выборе профессии.
Сообщение о программе. (Директор)
С 2013года в нашей школе расположился единственный в области музей Истории просвещения, который является действенным средством для успешного самоопределения обучающихся. Кажется, что ничего нового уже нельзя придумать, работая в музее, но любая деятельность, направленная на осмысление прошлого, формирует отношение к настоящему и закладывает фундамент на будущее, а будущее как раз и состоит в том, чтобы выбранная выпускниками профессия была осознанной. В процессе реализации данного проекта обучающиеся, которые сами организуют встречу различных групп посетителей музея, получают навыки общения с людьми разного возраста и различных профессий. Участвуя в работе музея совместно с педагогами, обучающиеся формируют навыки работы с историческими источниками, а также учатся собирать, анализировать и систематизировать собранный материал. Умение вести беседу, интервьюировать, оформлять музейные экспозиции ребята учатся, посещая и другие музеи города. Также стало традицией проводить в Музее литературные встречи с историками и поэтами творческого объединения «Мещера». Частыми гостями в музее бывают представители гусевского казачества, рассказывая присутствующим о ратных подвигах и профессиях, связанных с защитой Отечества. Объединение «Дети войны» регулярно проводят встречи с обучающимися, пополняя экспозиции музея новыми экспонатами. Выпускники разных лет, независимо от того, как давно они покинули стены школы, находят время для того, чтобы поделится своими воспоминаниями о школе и о том, как школа повлияла на выбор их дальнейшей профессиональной деятельности. Особый интерес Музей представляет для них ещё и потому, что в экспозициях музея они находят что-то из своего детства. И все же, располагая полноценной многотемной экспозицией, позволяющей соприкоснуться со множеством различных профессий , поисковая работа музея нашей школы нацелена на изучение педагогических династий, насчитывающих 100лет и более, а также влияние учителей на судьбы учеников, их жизненные призвания.
Основной учебной базой для проведения занятий детского объединения становится музей Истории просвещения,
Деловая игра «Учитель – это…»
Цель игры:
Определение профессионально значимых личностных качеств, демонстрирующих единство профессионального и личностного компонентов педагогической деятельности.
Задача игры: сравнительный анализ выбора профессионально значимых личностных качеств представителей педагогической профессии и выпускников школы.
Какими качествами должен обладать учитель?
Это далеко не праздный вопрос и для тех, кто только выбирает профессию, и для тех, чьи дети ходят в школу. Возможно, образование в нашей стране сейчас в упадке именно потому, что вузы, выпускающие педагогов, по разным причинам не очень требовательно относятся к профессиональному отбору.
Презентация.1-ый слайд Какими качествами должен обладать учитель?
2-слайд: Учитель-это…Эту фразу мы должны закончить с Вами в конце нашего диалога.
Никто не обещает, что в классе будет сидеть 30 идеальных подростков. Никто не гарантирует, что учителю не придется идти на урок с головной болью или температурой. Ни плохое поведение класса, ни собственные неурядицы не должны влиять на ровный и доброжелательный настрой преподавателя.
3-ий слайд -Три кита, на которых стоит профессия Учитель
Мы просим Вас выбрать из предлагаемого нами списка качеств, три основных на, которых стоит профессия Учитель и выстроить их на доске.(Самообладание,терпение,спокойствие,такт,скромность,артистизм, человеколюбие, высокий интеллект, трудолюбие, доброта, чувство юмора, справедливость, уважение к детям, лидерские качества.)
Такое же задание мы предложили ребятам. И как ответили они.
4-ый слайд-Ответы детей. (самообладание, терпение и спокойствие)
Как человек, проработавший в школе больше 30лет, я уверена, что любить детей не надо. Любовь рождает деление на любимчиков и не любимчиков, а вот это качество (уважение)заставляет ровно относиться ко всем.
5-ый слайд-любить детей не надо…
Выберите из предложенных нами качеств то, что необходимо (уважать, относиться, как с самостоятельным личностям; понимать; сопереживать; слушать и слышать; быть готовым признавать свою ошибку; уметь поставить себя на место ребенка; свой вариант…) Напишите и прикрепите на доску.
Теперь посмотрим ответы детей….6-ой слайд
Но, несомненно, первое место в этом списке занимает уважение- уважать относиться, как с самостоятельным личностям. Итак, двигаемся дальше.
Далеко не всегда неусидчивость может объясняться желанием насолить учителю. Часто плохое поведение - признак того или иного заболевания. Педагог должен уметь отличать плохое поведение от плохого здоровья. А профессия учителя начальных классов требует еще и материнских навыков: малышам трудно адаптироваться в школе.
7-ой слайд- Без знания каких наук профессия учителя остается пустым звуком?
8-ой слайд-Учитель должен быть…
Не повышая голоса, не требуя подчиняться правилам, он должен уметь вести за собой. Должен быть примером, уметь сделать так, чтобы дети хотели выполнять требования. Т.е. «гореть самим и зажигать других».
Озвучивают с места предложения…(лидер).
9-ый слайд-. Что общего в жизни учителя и ученика?
Профессия учителя - это постоянное, непрерывное самообразование. Меняются не только методики, меняется мир вокруг. Учитель должен успевать за переменами. Иногда для этого требуется немного поступиться своими интересами. И этот вопрос мы задаем, конечно, прежде всего нашим ученикам.
Что общего в жизни учителя и ученика? Ответы учеников-10- ый слайд
Профессия учителя сродни профессии артиста. Актерское мастерство - непременное условие профессионализма. Именно этот навык позволит всегда иметь нужное настроение, сочинять сценарии, делать инсценировки и проводить праздники. Сейчас мы проверим все ли из присутствующих обладают актерскими способностями.
Упражнение «Любящий взгляд».
Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2—3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.
Давайте вернемся к главному вопросу.
11-ый слайд- Главный вопрос: кто же такой учитель?
Учитель – это…
Учитель - это диагноз Вас удивляет, что я ничего не говорю о знании предмета? Несомненно, без него специалист не состоится.
Но практика показывает: далеко не все ученые филологи, математики или биологи способны стать хотя бы посредственными учителями. Если мы обладаем всеми этими качествами нас можно смело назвать профессионалами. Потому что учитель -это образ жизни, это диагноз плюс профессионализм.