СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проведения практических работ в школьном курсе географии с учетом требований ФГОС»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опроведении практических работ на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
««Организация проведения практических работ в школьном курсе географии с учетом требований ФГОС»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 им.И.Г.Георгизова с.Урмия











Статья

Тема: «Организация проведения практических работ в школьном курсе географии с учетом требований ФГОС»















Учитель географии МБОУ СОШ №27

им.И.Г.Георгизова с.Урмия

Бидбунова М.И.


















  1. Введение.

  2. Классификация практических работ по географии.

  3. Общие требования к организации практическим работам по географии.

  4. Организация практических работ на уроках географии курса «География. Физическая география»

  5. Выводы.

  6. Рекомендации.

  7. Заключение.

  8. Список используемых источников.







































  1. Введение.



В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением учеников ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.

Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.

Таким образом, практические работы в географии - важный метод достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а также решение одной из задач современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающей такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

  1. Классификация практических работ по географии.

Одним из наиболее популярных оснований классификации практических работ по географии является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

  • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

  • частично-поисковый - предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

  • творческий - учащиеся проявляют творчество, фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы, выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов и т.п.



При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

  • по предоставленному ему учителем готовому плану;

  • после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

  • обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

По месту выполнения практические работы классифицируются:

  • классные - выполняются непосредственно в классе;

  • домашние работы- выполняются дома, в библиотеке;

  • на местности – это практические работы в 5-6 классе, где необходимо провести глазомерную съёмку, определить стороны горизонта, провести нивелирование холма и другие.

Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени. В этом плане целесообразно классифицировать работы с точки зрения их продолжительности:

  • небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков;

  • на весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы);

  • длительные – это в основном домашние задания, требующие поиска дополнительного материала и оформления работ (компьютерные презентации).

Как сказано выше, для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс деятельности происходит неразрывно с овладением знаниями. Наряду с этим, учителю при планировании практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приёмам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями.

Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Иными словами, можно иметь информацию, но не обладать знаниями. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе.

Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;

  • статистические материалы;

  • натуральные объекты, например образцы горных пород, гербарии;

  • изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства;

  • графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров;

  • сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний.

В качестве самостоятельного источника информации условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.

Практические работы различаются и по представлению материала (устное объяснение, письменное изложение в виде географического описания, таблицы, картосхемы, графического оформления статистических данных, презентационных материалов и т.п.).

В практике обучения географии наиболее востребована классификация практических работ по уровню усвоения учащимися географических умений.

По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.

Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.

Во время изучения учебной темы учащиеся выполняют обучающие и тренировочные практические работы. Количество учебных тренировочных практических работ определяется учителем исходя из конкретных условий обучения: программы и учебника, по которому осуществляется обучение; уровня подготовки учащихся данного класса (даже внутри одной параллели) с учетом уровней подготовки отдельных учащихся; фактического времени на обучение. Оценки, в том числе отметки в журнал, за обучающие практические работы ставятся по усмотрению учителя. В данном случае отметка не являются единственной формой оценки. Не у всех, не всегда и не с первого раза получаются точные описания, грамотные характеристики, «устанавливаются» причинно-следственные связи и т.д., поэтому вовсе не обязательно оценивать отметкой всякий неудавшийся ответ, потому что в таком случае вариантов отметки не много — «2» или «З». Ученик имеет право на ошибку, которую он совершает именно в период обучения.

Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.

3 Общие требования к организации практических работ по географии

У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:

  • знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов;

  • использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.

  • .создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.

  • использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).

Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.


  1. Организация практических работ на уроках географии курса «Материки, океаны, народы и страны»

Составление по картам и другим источникам информации описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки

Цель: совершенствовать умение составлять описание одной из стран Африки по типовому плану с помощью разнообразных источников информации.

Планируемые результаты: ученик научится ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.



Оборудование: атласы, контурные карты, дополнительные источники информации.

Последовательность выполнения работы

С помощью карт атласа и дополнительных источников информации составьте описание одной из стран Африки по типовому плану.

Название страны и её столица

  1. Физико-географическое положение страны:

    • Положение страны на материке;

    • площадь территории;

    • с какими странами и где граничит;

    • положение страны относительно омывающих её морей и океанов.

  2. Природные особенности страны:

    • Особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

    • Характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

    • Внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

    • Природные зоны;

    • Преобладающие почвы;

    • Типичные представители растительного и животного мира.

  3. Население и его хозяйственная деятельность:

    • Численность и размещение населения;

    • Преобладающие народы;

    • Крупнейшие города;

    • Какие полезные ископаемые добываются;

    • Ведущие отрасли промышленности;

    • Главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

    • Влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

  4. Памятники природного и культурного наследия страны.



Вывод: Возьмем, например, Алжир. Ученик, который не знал об особенностях природы этой страны, обратившись к физической карте Африки в атласе для 7-го класса, может узнать, что преобладающую часть страны занимает Сахара; что на юго-востоке находится нагорье Ахаггар; что горы Атлас находятся на севере, что в стране практически нет рек и что практически все население сосредоточено на узкой полосе побережья Средиземного моря. По комплексной карте он сможет определить основные направления хозяйственной деятельности населения и т.д. При этом не важно, что, например, один ученик проявит живой интерес к природе этой страны, другой без лишних эмоций ограничится формальным написанием работы. Важно, что непосредственным результатом проделанной работы будут не имевшиеся ранее, но полученные самостоятельно фактические знания и представления об Алжире, выраженные в устной или в письменной форме. Другой, отдаленный результат работы заключается в том, что ученики получили опыт приобретения новых знаний о неизвестной им стране по картам атласа и, следовательно, осознание возможности воспользоваться этим опытом в случае необходимости. Этот отдаленный результат работы на самом деле даже более важен для дальнейшего успешного обучения учащегося.

4.2. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также

степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков

(можно провести сравнение ГП Африки и Южной Америки)

Цель: определить черты сходства и различия основных компонентов природы материков, научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Планируемые результаты: ученик научится выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; сравнивать географические объекты, объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

Оборудование: физическая карта Африки и Австралии.

Последовательность выполнения работы
  1. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. (Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.)

  2. Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико- географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.


Особенности ФГП материка

Особенности природы

1

Материк почти по середине пересекается Южным тропиком


2

Слабая изрезанность береговой линии


С какой частью Африки Австралия (ЮжнаяАмерика) имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство? Краткий вывод запишите в тетрадь.

    1. Пользуясь картами атласа, заполните таблицу. Источник: физическая карта, тектоническая карта.

      Сравниваемыепризнаки

      Австралия

      Африка

      Причины сходства или

      различия

      3

      Какая тектоническая структура лежит в основании материка?




      4

      Какие формы рельефа преобладают?




      5

      Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены)




      6

      Высочайшая вершина материка




      7

      Наличие действующих вулканов, областей землетрясений




      8

      Наличие современного оледенения




    2. Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки. Источник: карта климатических поясов, климатические карты материков.


Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины сходства или

различия

9

В каких климатических поясах расположен материк?




10

Какой климатический пояс занимает большую площадь?




11

Главная особенность климата материка. (Дополните пропущенное.)

Самый… материк

Самый… материк


Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    1. Определите черты сходства и различия внутренних вод Австралии и Африки. Источник: физические карты материков.


      Сравниваемые признаки

      Австралия

      Африка

      Причины

      сходства или различия

      12

      Основное питание рек




      13

      Наличие крупных речных систем (указать название)




      14

      Наличие крупных озер (указать название). С каким озером Африки сходно по своему режиму озеро Эйр в Австралии?

      В чем вы видите сходство?




      15

      К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды?




      16

      Наличие бессточных областей




    2. Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Источник: карты природных зон материков.


Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

17

Основные природные зоны материка





Поскольку в Австрали и такие же природные зоны, как и в Южной Африке (преобладают саванны и пустыни), означает ли это, что там обитают одинаковые растения и животные?

Укажите характерных представителей растительного и животного мира Австралии и Южной Африки. Выявленные сходства (различия) объясните.

18

Характерные представители растительного мира




19

Характерные представители животного мира




7. Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям. Краткий вывод запишите в тетрадь.

5. Вывод:

Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность. Они помогают учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.

Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

6. Рекомендации

  • Подбирая дидактический материал для каждого занятия, необходимо учитывать множество факторов, но в первую очередь индивидуальность каждого учащегося.

  • При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

  • Организация работы учащихся должна быть с четко заданной связью, сформулированной на языке действий учащихся.

  • Сообщить или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.

  • В зависимости от целей практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. Если в процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы занимается индивидуально с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источником географических знаний (или предлагает в виде домашнего задания), то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности.

7. Заключение

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная учителем система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

Важно помнить, что учитель - это не только организатор и управленец, это - прежде всего помощник и консультант.

  1. Список используемого источника.

Интернет источники

  • Практические работы географии  http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701711

  • Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701810

  • Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701910



































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!