Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 им.И.Г.Георгизова с.Урмия
Статья
Тема: «Организация проведения практических работ в школьном курсе географии с учетом требований ФГОС»
Учитель географии МБОУ СОШ №27
им.И.Г.Георгизова с.Урмия
Бидбунова М.И.
Введение.
Классификация практических работ по географии.
Общие требования к организации практическим работам по географии.
Организация практических работ на уроках географии курса «География. Физическая география»
Выводы.
Рекомендации.
Заключение.
Список используемых источников.
Введение.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением учеников ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.
Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.
Таким образом, практические работы в географии - важный метод достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а также решение одной из задач современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающей такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Классификация практических работ по географии.
Одним из наиболее популярных оснований классификации практических работ по географии является уровень познавательной самостоятельности учащихся:
репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
частично-поисковый - предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
творческий - учащиеся проявляют творчество, фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы, выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов и т.п.
При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:
по предоставленному ему учителем готовому плану;
после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;
обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
По месту выполнения практические работы классифицируются:
классные - выполняются непосредственно в классе;
домашние работы- выполняются дома, в библиотеке;
на местности – это практические работы в 5-6 классе, где необходимо провести глазомерную съёмку, определить стороны горизонта, провести нивелирование холма и другие.
Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени. В этом плане целесообразно классифицировать работы с точки зрения их продолжительности:
небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков;
на весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы);
длительные – это в основном домашние задания, требующие поиска дополнительного материала и оформления работ (компьютерные презентации).
Как сказано выше, для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс деятельности происходит неразрывно с овладением знаниями. Наряду с этим, учителю при планировании практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приёмам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями.
Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Иными словами, можно иметь информацию, но не обладать знаниями. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе.
Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;
статистические материалы;
натуральные объекты, например образцы горных пород, гербарии;
изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства;
графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров;
сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний.
В качестве самостоятельного источника информации условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Практические работы различаются и по представлению материала (устное объяснение, письменное изложение в виде географического описания, таблицы, картосхемы, графического оформления статистических данных, презентационных материалов и т.п.).
В практике обучения географии наиболее востребована классификация практических работ по уровню усвоения учащимися географических умений.
По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.
Во время изучения учебной темы учащиеся выполняют обучающие и тренировочные практические работы. Количество учебных тренировочных практических работ определяется учителем исходя из конкретных условий обучения: программы и учебника, по которому осуществляется обучение; уровня подготовки учащихся данного класса (даже внутри одной параллели) с учетом уровней подготовки отдельных учащихся; фактического времени на обучение. Оценки, в том числе отметки в журнал, за обучающие практические работы ставятся по усмотрению учителя. В данном случае отметка не являются единственной формой оценки. Не у всех, не всегда и не с первого раза получаются точные описания, грамотные характеристики, «устанавливаются» причинно-следственные связи и т.д., поэтому вовсе не обязательно оценивать отметкой всякий неудавшийся ответ, потому что в таком случае вариантов отметки не много — «2» или «З». Ученик имеет право на ошибку, которую он совершает именно в период обучения.
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
3 Общие требования к организации практических работ по географии
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:
знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов;
использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
.создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
Организация практических работ на уроках географии курса «Материки, океаны, народы и страны»
Составление по картам и другим источникам информации описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки
Цель: совершенствовать умение составлять описание одной из стран Африки по типовому плану с помощью разнообразных источников информации.
Планируемые результаты: ученик научится ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Оборудование: атласы, контурные карты, дополнительные источники информации.
Последовательность выполнения работы
С помощью карт атласа и дополнительных источников информации составьте описание одной из стран Африки по типовому плану.
Название страны и её столица
Физико-географическое положение страны:
Положение страны на материке;
площадь территории;
с какими странами и где граничит;
положение страны относительно омывающих её морей и океанов.
Природные особенности страны:
Особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;
Характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);
Внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);
Природные зоны;
Преобладающие почвы;
Типичные представители растительного и животного мира.
Население и его хозяйственная деятельность:
Численность и размещение населения;
Преобладающие народы;
Крупнейшие города;
Какие полезные ископаемые добываются;
Ведущие отрасли промышленности;
Главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;
Влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Памятники природного и культурного наследия страны.
Вывод: Возьмем, например, Алжир. Ученик, который не знал об особенностях природы этой страны, обратившись к физической карте Африки в атласе для 7-го класса, может узнать, что преобладающую часть страны занимает Сахара; что на юго-востоке находится нагорье Ахаггар; что горы Атлас находятся на севере, что в стране практически нет рек и что практически все население сосредоточено на узкой полосе побережья Средиземного моря. По комплексной карте он сможет определить основные направления хозяйственной деятельности населения и т.д. При этом не важно, что, например, один ученик проявит живой интерес к природе этой страны, другой без лишних эмоций ограничится формальным написанием работы. Важно, что непосредственным результатом проделанной работы будут не имевшиеся ранее, но полученные самостоятельно фактические знания и представления об Алжире, выраженные в устной или в письменной форме. Другой, отдаленный результат работы заключается в том, что ученики получили опыт приобретения новых знаний о неизвестной им стране по картам атласа и, следовательно, осознание возможности воспользоваться этим опытом в случае необходимости. Этот отдаленный результат работы на самом деле даже более важен для дальнейшего успешного обучения учащегося.
4.2. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также
степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков
(можно провести сравнение ГП Африки и Южной Америки)
Цель: определить черты сходства и различия основных компонентов природы материков, научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.
Планируемые результаты: ученик научится выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; сравнивать географические объекты, объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
Оборудование: физическая карта Африки и Австралии.
Последовательность выполнения работы
Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. (Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.)
Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико- географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.
| Особенности ФГП материка | Особенности природы |
1 | Материк почти по середине пересекается Южным тропиком | |
2 | Слабая изрезанность береговой линии | |
С какой частью Африки Австралия (ЮжнаяАмерика) имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство? Краткий вывод запишите в тетрадь.
Пользуясь картами атласа, заполните таблицу. Источник: физическая карта, тектоническая карта.
№ | Сравниваемыепризнаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
3 | Какая тектоническая структура лежит в основании материка? | | | |
4 | Какие формы рельефа преобладают? | | | |
5 | Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены) | | | |
6 | Высочайшая вершина материка | | | |
7 | Наличие действующих вулканов, областей землетрясений | | | |
8 | Наличие современного оледенения | | | |
Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки. Источник: карта климатических поясов, климатические карты материков.
| Сравниваемые признаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
9 | В каких климатических поясах расположен материк? | | | |
10 | Какой климатический пояс занимает большую площадь? | | | |
11 | Главная особенность климата материка. (Дополните пропущенное.) | Самый… материк | Самый… материк | |
Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Определите черты сходства и различия внутренних вод Австралии и Африки. Источник: физические карты материков.
| Сравниваемые признаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
12 | Основное питание рек | | | |
13 | Наличие крупных речных систем (указать название) | | | |
14 | Наличие крупных озер (указать название). С каким озером Африки сходно по своему режиму озеро Эйр в Австралии? В чем вы видите сходство? | | | |
15 | К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды? | | | |
16 | Наличие бессточных областей | | | |
Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Источник: карты природных зон материков.
| Сравниваемые признаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
17 | Основные природные зоны материка | | | |
| Поскольку в Австрали и такие же природные зоны, как и в Южной Африке (преобладают саванны и пустыни), означает ли это, что там обитают одинаковые растения и животные? Укажите характерных представителей растительного и животного мира Австралии и Южной Африки. Выявленные сходства (различия) объясните. |
18 | Характерные представители растительного мира | | | |
19 | Характерные представители животного мира | | | |
7. Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям. Краткий вывод запишите в тетрадь.
5. Вывод:
Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность. Они помогают учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.
Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
6. Рекомендации
Подбирая дидактический материал для каждого занятия, необходимо учитывать множество факторов, но в первую очередь индивидуальность каждого учащегося.
При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
Организация работы учащихся должна быть с четко заданной связью, сформулированной на языке действий учащихся.
Сообщить или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
В зависимости от целей практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. Если в процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы занимается индивидуально с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источником географических знаний (или предлагает в виде домашнего задания), то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности.
7. Заключение
Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная учителем система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.
Важно помнить, что учитель - это не только организатор и управленец, это - прежде всего помощник и консультант.
Список используемого источника.
Интернет источники
Практические работы географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701711
Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701810
Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701910
11