Организация работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по АООП
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. Как правило, все психические процессы у данной категории детей, развиваются аномально. Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. СЛАЙД 2
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
О возможностях образования детей с ОВЗ и их правах Т.В. Лаптева уже сказала (статьей 79 Закона).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
По закону, только родитель (законный представитель) вправе решать, куда ему отдавать своего ребёнка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.
В наших школах учится много детей с нарушением здоровья. Но статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку, который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности, о которых уже было сказано. Для установления статуса ребёнку необходимо пройти обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Инициатором прохождения ребёнком обследования могут быть родители (законные представители), образовательные организаций, организации, осуществляющие социальное обслуживание, медицинские организации, другие организаций с письменного согласия родителей (законных представителей) детей. Без согласия не имеем права отправить на ТПМПК. Чаще инициатором выступает школа. И на этом этапе важно убедить родителей, найти доводы пройти комиссию. И если это удалось сделать начинается командная работа по оформление пакета документов на ГПМПК.
По результатам обследования, комиссия выдаёт заключение. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей только рекомендательный характер, а для образовательной организации обязательный к исполнению.
Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность …
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ – достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса. Привлечение к этой работе координатора-завуча по вопросам инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей и – что очень важно – родителей является необходимым для достижения поставленной цели.
Рассмотрим, как распределяются обязанности среди специалистов: СЛАЙД 3
уточнение типа отклоняющегося развития, оценка его причин и механизмов, определение направлений, последовательности и тактики психологической коррекционной работы – прерогатива психолога;
постановку клинического диагноза осуществляет, несомненно, врач (психиатр, невролог);
определение уровня речевого развития возлагается на логопеда;
учитель-дефектолог либо педагог класса определяет (в рамках данного вида образовательного учреждения) адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, оценивает сформированность его образовательных навыков и умений на их соответствие образовательной программе данного учреждения;
социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи — это компетенция социального педагога школы.
После того как командная работа проделана начинается разработка АООП. СЛАЙД 4-6
Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерных АООП, размещенных на сайте fgosreestr.ru. и утверждается организацией. СЛАЙД 7
Из-за неоднородности состава обучающихся разработаны варианты для каждой категории детей с ОВЗ, которые обеспечивают охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям. Вариант Программы определяется на основе рекомендаций ТПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей (законных представителей). СЛАЙД 8
В гимназии 12 обучающихся с ОВЗ :9- нач. школа, 3-основная и средняя,7-инвалидов.
АООП НОО для ОВЗ обозначаются двойной нумерацией, например 7.1, первая цифра означает к какой категории относится данная программа (7 - для детей с задержкой психического развития), а вторая цифра вариант программы (1 – адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности). Всего вариантов АООП – 29.
По ФГОС НОО ОВЗ выделены 4 варианта АООП предназначенных для следующих детей: СЛАЙД 9
1. близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое (соответствующее требованиям) образование и аттестат об окончании обучения;
2. которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование, но в более пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения;
3. с легкой умственной отсталостью, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении.
4. с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР).
Требования к структуре АООП НОО
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО, для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами ПМПк школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения. Учитель создает условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, помощью учителя или одноклассников, т.е. должно происходить постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и «зоной ближайшего развития ребенка».
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%,
АООП НОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. СЛАЙД 10
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов) в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту.
Содержательный раздел включает: СЛАЙД 11
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту при получении НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями №№ 1-8 к настоящему Стандарту);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает: СЛАЙД 12
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ТПМПК и мнения родителей (законных представителей).
Какие обязанности будут у педагогов в отношении обучающихся с ОВЗ? Статья 48 часть 1, пункт 6 закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся с ОВЗ. Эта статья убедительно доказывает, что именно педагог обязан учесть состояние здоровья ученика, создать необходимые условия на уроке, привлечь дополнительных специалистов к организации поддержки ученика в школе. Принцип профессионального взаимодействия – один из главных принципов инклюзивного образования.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. СЛАЙД Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения (абзацы второй и третий пункта 2 приказов № 1598 и № 1599). СЛАЙД 14
В связи, с чем в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413 включены специальные требования обеспечивающие образование лиц с ОВЗ. Данные изменения вступили в силу с 16.02.2016 г.
Реализация инклюзивного образования как инновации общего образования требует от учителя не только, и не столько знаний о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, умения работать в разнородных и разноуровневых средах, построения индивидуального учебного плана для любого обучающегося, адаптивных методов и приемов осуществления педагогической деятельности, реализации компетентностного подхода в образовании.
Рассмотрим их подробно:
1 Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
2 Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-
двигательной системы, поведения. Например, организация пространства для проезда коляски; рабочего места с необходимыми приспособлениями – держателями для ручек и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе; наличие увеличительных приборов; организация зоны релаксации и т.д.
3 Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
4 Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
5 Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным
шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).
6 Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
7 Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Описанные выше задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений.
Безусловно, на первых порах ребенку может потребоваться комплексная помощь в организации его жизни в школе, но при этом и тьютор, и учитель, и специалисты сопровождения постепенно должны перейти к меньшей опеке, увеличению самостоятельности ребенка и его социальной активности.
У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ученику пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом ребенка. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному обучающемуся успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе.
Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35 – 40 минут урока – встает, разговаривает, перемещается по классу, – тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть:
Но при этом важно регламентировать время отдыха – например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода.
Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.
Очень часто учитель не понимает причин тех трудностей, которые возникают у детей в новом для них пространстве школы. Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальных образовательных условиях, было эффективным, необходимо подключить к работе специалистов школы – дефектолога, психолога, логопеда. Они помогут учителю определить особые образовательные потребности детей и разработать рекомендации по организации образовательного процесса, организовать психолого-педагогическое сопровождение. Именно работа в команде со специалистами с привлечением родителей поможет учителю в организации инклюзивного образовательного процесса.
Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной образовательной программы является проектирование методов и форм оценки результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе. Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности, которая отражается в карте развития.
Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.
Проблемы: СЛАЙД 15
Психологическая неготовность учителей к обучению учащихся с ОВЗ;
Нехватка знаний в области коррекционной педагогики, психологии при составлении АООП и обучении;
Реализация индивидуального учебного плана (Вариант 7.2 английский язык с 3 кл.- 1ч/н., остальные: со 2 кл. -2 ч/н);
Обучение по 5дневной недели;
Условия реализации АООП;
Нехватка специалистов сопровождения.