СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы педагога-психолога детского сада с родителями воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег.  И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога  с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).  

Просмотр содержимого документа
«Организация работы педагога-психолога детского сада с родителями воспитанников»














ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

















Виктория Дубина

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Вишенка»

с. Красное»

Симферопольский район

Республика Крым





Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег. 
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом: в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия. 
Для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный (Рекламный). Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.


На этом этапе:

• Начинающий педагог – психолог должен ознакомиться с годовым планом ДОУ на учебный год, в разделе «Взаимодействие с семьей» указаны периоды, формы и темы мероприятий с родителями, которые будут проводиться в ДОУ, планировать свою деятельность с родителями педагог – психолог начинает на основе данного плана.

• Очень важно наладить сотрудничество с педагогами возрастных групп в ДОУ: 1. Получить информацию у педагогов, когда и в какой форме в данной группе будет проводиться родительское собрание.2. Обговорить с педагогом тематику вашего выступления на родительском собрании. 3. Проведение фрагмента в родительском собрании (упражнения, мини-сообщение, психологическое тестирование, и т.д.) 4. Совместное проведение мероприятия с родителями.

• На первом родительском собрании – после предварительного обсуждения со старшим воспитателем или на групповых родительских собраниях, (например: в июле организуется родительское собрание с родителями будущих воспитанников детского сада). Педагог-психолог подготавливает выступление, в котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.
• Проводит мини-анкетирование родителей по темам: «Каким я вижу взаимодействие с психологом», «На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у педагога - психолога?»
• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где совместно с педагогом группы, обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду;

- раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада;

- здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
• Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе, которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

• Также, педагог-психолог может использовать другие формы «рекламы» своей деятельности, такие как:

- участие в проведении дней открытых дверей;

- оформление странички педагога-психолога на сайте детского сада;

- работа на горячей линии учреждения;

- участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», помощь в создании банка данных семей воспитанников ДОУ, что позволяет строить дальнейшую работу с учетом возраста родителей, их образовательного и культурного уровней, взгляда на воспитание.
На этом этапе, реализуется такое направление работы педагога-психолога, как психологическое просвещение.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, выступления на родительских собраниях.

Примерная тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:

Данные формы взаимодействия с родителями, молодому специалисту можно провести совместно с педагогом группы, старшим воспитателем или другим специалистом.
• «Особенности поведения детей 4-5 или 5-6 лет» 
• «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
• «Психологическая готовность дошкольника к школе»
• «Семья на пороге школьной жизни»
• «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
• «Как справиться с кризисом 3-х лет?»

«Сохраним психологическое здоровье ребенка»
На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:
• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;
• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;
• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;
• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;
• проведение бесед в вопросно–ответной форме.

Мероприятия с родителями могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, проведение Недели психологии в ДОУ и др.

Подготовка к мероприятию с родителями:

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1).

Заполнение родителями анкеты помогают, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на мероприятиях.. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
Организуются индивидуальные беседы.

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

Информационные стенды:

• «Возрастные особенности детей (каждой возрастной группы)»

• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

• «Развиваем внимание»

• «Развиваем мышление»

«Готов ли малыш поступлению в детский сад»

«»Расставание с мамой, без слез»

«Агрессивность ребенка, что делать?»

«Гиперактивный ребенок»

Детские страхи.

Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)

Поиграем вместе с детьми.

Игры и упражнения для развития памяти.

Ребенок и ТВ.

Памятки:

• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

• «Как правильно сформировать самооценку у детей?»

• «Кризис 3 лет»

• «Как помочь тревожному ребенку?»

• «Готовим руку к письму»

• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

• «Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики воспитанников, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями. 
4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. Например: на этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями подготовительной группы, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения. 

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальный руководитель. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов).

Вот некоторые темы наших гостиных:

• «Помочь понять мир ребенка» (Приложение)

• «Такие взрослые трёхлетки»

• «Возраст почемучек»

• «На пороге школы»

• «Адаптация без слёз»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Родительские гостиные начинаются с психологической разминки, квик-настройки на будущую работу.

2. Затем, с целью снятия напряжения, знакомство с участниками гостинной, проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

• объявление темы;

• ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);

• представление приглашенных специалистов;

• демонстрация видеоматериала (презентация, видео НОД педагогов группы, открытых мероприятий, видеоролик педагога-психолога);

• выступление по теме (педагоги ДОУ, учителя, педагог-психолог);

. элементы тренинга или деловая игра с родителями по теме.

• диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.
























Приложение


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ

Родительскую гостиную «Помочь понять мир ребенка» можно провести как в форме двух встреч или объединив две формы работы (тренинг и деловую игру) в одно мероприятие.

Встреча 1.

Тема: «Помочь понять мир ребенка»

Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Задачи:

- повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка;

- способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

- предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первой младшей и второй младшей группы.

Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя (приложение 2), видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей (приложение 3).

Материалы: мягкие игрушки (до 30 штук), музыка, ручки, портреты героев мультфильма «Завтра будет завтра», черный цветок «Неприятие», красный цветок «Принятие».


ХОД ТРЕНИНГА

Столы расставлены в форме круга, на столах анкеты и ручки. У входа в зал – стол, на котором множество мягких игрушек. психолог, встречая родителей, предлагает каждому родителю на свой вкус выбрать игрушку и занять место за столом.

Вступление.

Педагог- психолог .Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Каждый из вас выбрал игрушку, поэтому я сейчас попрошу всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал (а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем…»; «А мой ребенок похож (не похож) на неё, потому что…».

Педагог - психолог... Спасибо всем!

Основная часть.

Педагог- психолог С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету).

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).

Педагог- психолог Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).


«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

(психологические портреты)


«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.

Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости, и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

Итак, главные черты нашего «попугайчика» - оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.


«МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.

Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»


«СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

«Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».


«УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

«Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.

Работа в группах.

Педагог - психолог. А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает мнение группы относительно данных рекомендаций.

Педагог - психолог Спасибо всем за участие!

Заключительная часть.

Педагог- психолог Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

В таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?

Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный и т.д.)

Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность.

Проводится рефлексия.

Встреча 2.

«Мудрость ангелов»


Цель: осознание качеств характера своего ребенка.


Форма проведения: деловая игра.


Участники: родители воспитанников средней и старшей группы


Подготовительная работа: притча о двух ангелах.


Материалы: листы, ручки.


ХОД ИГРЫ


Педагог- психолог Здравствуйте, уважаемые родители! Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту, с целью осознать качества характера своего ребенка.

Задание 1

Педагог- психолог Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:

1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;

2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.


Задание 2

Педагог- психолог Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

Задание 3

Работа проходит в группах по 5–6 человек. Группы делятся по любому признаку — на усмотрение психолога.

Педагог- психолог Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.

Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи — то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы — 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.

Педагог- психолог Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости...).

Задание 4

Обсуждение в кругу:

• Легко ли вам было выполнять эту работу?

• В чем сложность?

• Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?

• Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?

• Насколько после проделанной работы вы их принимаете?

В процессе обсуждения психолог подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека.

В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Педагог- психолог Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.


























Приложение 1


Уважаемые родители!


Мы думаем, что обсуждение волнующих вас тем может быть полезным для вас и ваших детей.

Будем признательны за ответы на вопросы, которые помогут нам выбрать наиболее важные для вас темы.


1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами Родительских гостинных и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите её, пожалуйста.


• «Мудрость ангелов» (игра).

• «Неуверенность в себе» (семинар).

• «Формирование у детей ответственности» (семинар).

• «Развитие самостоятельности у дошкольников» (тематическое сообщение).

• «Я бы в дворники пошел…или Как не отбить у детей желание учиться» (информационное сообщение).

• «Как помочь ребенку сосредоточиться?» (тренинг).

• «О любви – взрослые и дети» (тренинг).

• «Возрастные особенности детей 3-лет. Или как победить капризы и упрямство» (информационное сообщение).

• «Стили семейного воспитания» (беседа с элементами тренинга).

• «Мальчики и девочки – почему они разные?» (информационное сообщение).

• «Гиперактивный ребенок» (деловая игра).

•(укажите интересующие Вас темы)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, ваше имя и фамилию, и контактный телефон:

___________________________________________________________________________________________________________________________________


Благодарим ВАС за помощь и готовность к сотрудничеству!





























Приложение 2

АНКЕТА



Критерии



I


II


III


IV

Увеличение веса на первом году


В пределах нормы

В пределах и ниже нормы

Превышает

среднюю норму

В пределах и ниже нормы

Овладение

движениями

По возрасту

Часто раньше

На 4 – 6 недель позднее нормы


Часто позже

Отношение к

режиму дня


Привыкает легко

Просыпается раньше

Просыпается позже

Засыпает раньше

Поведение перед сном


Лежит спокойно

Долго вертится

Лежит спокойно

Может поплакать

Засыпание

Быстро


Не сразу

Быстро

Не сразу

Сон

Глубокий

Неглубокий,

чуткий

Спокойный,

длительный

Неглубокий,

Чуткий


Отношение к шуму во время сна

Не мешает

Просыпается от малейшего шума

Не мешает

Просыпается от малейшего шума


Аппетит

Устойчивый

Утром и вечером лучше

Хороший

Неустойчивый

(когда как)


Предпочитаемые игры и занятия

Подвижные

и спокойные

Требующие

движения

Настольные игры в куклы

Настольные игры в куклы


Отношение к

новому


«Интересно»

Возбуждается

Спокойное,

нейтральное

Пугается, плачет

Контакт с детьми

Вступает легко

Поверхностный

Малообщителен

Остро переживает обиды


Эмоции

Чаще

положительные

Яркие, бурные, шумные

Редко смеётся, молчит

Часто хнычет



Плачет

Редко, по делу

При

неудовлетворении желания

Редко

По малейшему

поводу

Сумма баллов




















Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


«Попугай»

  1. Соблюдать режим дня (питание, сон, полноценная активность).

  2. Создать для ребенка благоприятную развивающую среду, условия для подвижных игр и для спокойных занятий (лото, мозаика и пр.).


«Мартышка»

  1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, общаться с ним только ровным тоном.

  2. Учить ребенка играть за столом (лепить, рисовать) – развивать усидчивость.

  3. Требовать доводить начатое дело до конца (убирать игрушки и др.).

  4. Отвлекать от запретного, предлагая другие интересные дела, а не злоупотреблять словом «нельзя».

  5. Учить ребенка доброму от ношению к окружающим детям и взрослым.


«Слоненок»

  1. Запастись терпением.

  2. Не делать за ребенка то, что он может и должен делать сам.

  3. Устраивать с ребенком игры-соревнования «Кто быстрее?»

  4. Систематически проводить с ребенком подвижные игры и упражнения (обустроить в доме «спортивный уголок»).


«Удав»

  1. Обеспечить ребенку спокойную домашнюю обстановку, разговаривать с ним ровным тоном, проявлять ласку.

  2. Готовить ребенка заранее к новым событиям в жизни.

  3. Помочь ребенку подружиться с другими детьми.

  4. Чаще хвалить, но не опекать излишне.

  5. Предупредить появление таких черт характера, как неуверенность в себе, обидчивость, боязливость, замкнутость.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!