СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация работы с одаренными детьми"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с одаренными детьми. Методы и приемы.

Просмотр содержимого документа
«"Организация работы с одаренными детьми"»

Лекция "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление и развитие детской одарённости

Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

В соответствии с этим пониманием в психологии и в теории образования возникают две задачи:

  • разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей;

  • разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования.

Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то возникают относительно самостоятельные проблемы: определение концепции одаренности; разработки, на этой основе, проблемы диагностики одаренности; определение оснований для построения прогнозирования развития; создание системы развития детской одаренности в сфере образования.

Несложно заметить, что каждая последующая проблема не может быть решена без предыдущей.

Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, таких детей необходимо идентифицировать, т.е. отыскать среди множества учеников. Увидеть одарённого ребёнка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Часто выявление одарённых учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Очень важно уметь вовремя определить одарённость и дать возможность раскрыться в полной мере.

Опираясь на ориентиры государственной политики в области работы с одаренными детьми, следует подчеркнуть, что в образовательных организациях в целом и у каждого педагога в частности должно быть сформировано профессиональное умение определять и выявлять детскую одаренность.

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. Современная образовательная практика требует личностно - ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.

Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур - методик, позволяющих идентифицировать одаренных детей. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако большая часть образовательной практики свидетельствует о том, что это не так.

Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Эти психометрические методики обычно обвиняются в недостаточной достоверности.

Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне, назовем его условно «организационно-педагогическим».

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды" и т.п.;

  5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.).

  6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

  7. преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в урочной и внеурочной деятельности, во внешкольной деятельности и т.п.);

  • специальные психодиагностические тренинги;

  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Организация процесса выявления одаренных детей предполагает варианты:

Тестовый подход. Числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.

«Принцип турникета». В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.

Иллинойсская модель. Набирается группа детей в количестве 22 человека в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления одаренных детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.

Отбор. Заключительная стадия – отбор - имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора:

а) превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту;

б) превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам;

в) для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

Модель - «диагностика развития». Выделяют 6 основных этапов диагностического процесса:

  • Предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;

  • Этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);

  • Типологическая диагностика (определение того или иного типа развития; выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);

  • Прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);

  • Этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка.

Лекция "Организация работы с одарёнными детьми"

Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС

ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми в соответствии с ФГОС:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей.

Образовательные программы в соответствии с ФГОС должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.

Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения, личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Лекция "Организация работы с одарёнными детьми"

Создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),

  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

  • творческие и нестандартные задания.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, являясь ресурсом, позволяющим достичь нового качества образования.

К внеурочной относятся следующие виды деятельности:

  • факультативы,

  • предметные недели,

  • театрализованные праздники,

  • творческие мастерские,

  • олимпиады и конкурсы по предметам,

  • научно-практические конференции;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Лекция "Организация работы с одарёнными детьми"

Содержание индивидуальной работы с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС

Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они, возможно даже более чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном подходе.

Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных детей. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Технология индивидуального подхода к одаренным детям включает в себя следующие этапы:

  • определение уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.

  • формулирование долгосрочных и краткосрочных цели и путей к их достижению.

  • определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.

  • определение способов оценки успехов ребенка.

Очевидно, что индивидуальный подход к одаренным детям необходимая составляющая их обучения. Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы, но они более ранимы и чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.

Лекция "Организация работы с одарёнными детьми"

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка

Отдельным направлением деятельности по сопровождению одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это один из наиболее эффективных методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком. Эта форма применима и для общеобразовательной школы, и для внеурочной деятельности, и для системы дополнительного образования детей.

ИОМ – это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.

И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития», отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях. С одной стороны, ребенок вынужден адаптироваться к требованиям взрослых: родителей, учителей, воспитателей. А с другой стороны, на основе индивидуального опыта и способов действия он креативно подходит к решению каждой ситуации.

С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына представляют под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с педагогом. Возможность выбора является отличительной чертой личностно-ориентированного подхода.

Индивидуальный маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности, для реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (Л.Л.Вишневская, Т.И.Шамова).

Индивидуальный образовательный маршрут менее формализован и конкретизирован на уровне фиксированных учебных курсов, программ, включая лишь целевые ориентиры. Основными принципами, способствующими реализации модели ИОМ обучающихся А.В.Хуторской называет:

  • принцип личностного целеполагания (образование на основе и с учетом личных учебных целей, с постепенным переходом от совместной формулировки к самостоятельной; самоопределение по отношению к учебной ситуации позволяет осуществить продвижение);

  • принцип выбора индивидуального образовательного маршрута (обучающийся имеет право на осознанный и согласованный выбор основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа, форм, подходов, системы оценки и контроля результата; личностная самореализация возможна в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности, создания собственных; для этого учитель осмысленно предоставляет свободу выбора, учит действовать в условиях выбора);

  • принцип продуктивности обучения – личное образовательное приращение, складывающееся из внутренних (рефлексивные суждения и самооценка) и внешних (творческие работы) результатов учебной деятельности);

  • принцип ситуативности обучения (образовательный процесс строится на организуемых учителем учебных ситуациях, предполагающих деятельность, ориентированную на поиск решения, самоопределение школьников);

  • принцип образовательной рефлексии (рефлексивное развитие образовательного процесса).

Большое значение в подготовке и реализации ИОМ отводится диагностическим процедурам. Можно выделить три основных этапа проектирования ИОМ:

  • моделирование как разработка целей (идей) и путей их достижения;

  • проектирование как осуществление разработки созданной модели до уровня практического использования;

  • конструирование как детализация проекта для использования в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

  Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа.

Схема построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренного ребенка:

  • диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей или одаренности;

  • определение целей и задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончанию прохождения индивидуального маршрута;

  • составление плана занятий с учащимся, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные, музыкальные и т. д.) и психические особенности;

  • определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

  • определение тем консультаций по наиболее сложным вопросам;

  • выбор форм отчета учащегося по предмету (тесты, вопросы, творческая работа, проект и т. д.) за определенные промежутки времени;

  • определение роли родителей ребенка в реализации маршрута;

  • разработка учебно- тематического плана;

  • определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов;

  • предоставление учащемуся: название темы; план изучения темы; основные вопросы; основные понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы; список необходимой литературы; формы контроля; задания для самопроверки;

  • интеграция с другими специалистами;

  • определение способов оценки достижений ребенка на каждом этапе освоения маршрута.

Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися.   Варьируется также логика  преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.   Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами. Это более широкое понятие чем ИОМ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!