СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми на примере деятельности научного общества учащихся «Эксперимент»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности в филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми на примере деятельности научного общества учащихся «Эксперимент»»

Воробьева О.И.

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское, Первомайский район

E-mail: olg86139923@yandex.ru


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ «ЭКСПЕРИМЕНТ»


Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности в филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области. Реализуемая в образовательной организации программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в сентябре 2006 года в нашей школе было создано  научное общество учащихся (НОУ) «Эксперимент».

Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно-исследовательской работы под руководством учителей школы.  Главная цель НОУ «Эксперимент» – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, то есть перевести его из режима управления в режим самоуправления. Важной составляющей в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков. Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы. Немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка. Задачи НОУ «Эксперимент»: развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»; стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном  самовыражении; совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики. Основные направления работы НОУ: организационная деятельность (выборы Совета и председателя НОУ, консультации руководителей исследовательских работ, организация школьной научно-практической конференции учащихся); обучающая деятельность (заседания предметных секций, теоретические занятия по программе «Юный исследователь»); исследовательская деятельность (выбор членами НОУ тем научного исследования, консультации с руководителями НИР, работа с научной литературой); просветительская деятельность (подготовка тематической рубрики для газеты «Родник», работа с архивом, посещение школьного музея, выпуск сборника НОУ); представительская деятельность (подготовка презентации электронного сборника НОУ, участие в НПК различных уровней); аналитическая деятельность (заседания Совета НОУ, подготовка необходимых материалов для информационных стендов, бюллетеней, подведение итогов участия в НПК различных уровней). Научное общество «Эксперимент» посещают 30 учащихся 1-11 классов. Деятельность научного общества учащихся строится в соответствии с Положением о НОУ и планом работы на год. Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю, после уроков.

«Организация работы научного общества строится на основе следующих принципов: объединение научно-исследовательской и учебной деятельности учащихся (опыт и навыки, полученные в научном обществе, используются на уроках); свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности; создание условий для самореализации личности; социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности» [1, с. 16].

Работа в НОУ «Эксперимент» ведется в разных формах: через индивидуальные занятия с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады) деятельность. Некоторые учащиеся одновременно осуществляют работу в разных секциях.

Члены НОУ «Эксперимент» являются активными участниками, призерами и победителями научно-практических конференций, форумов, конкурсов различных уровней (Виртуальный чемпионат «Изучи Интернет – управляй им!» – команда «Эрудиты» вошла в «десятку» лучших команд и заняла 9 место среди 629 команд; региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы в области формирования здорового и безопасного образа жизни «Стиль жизни – здоровье» – Диплом лауреата I степени; региональный этап заочного регионального конкурса православных видеофильмов «Божий мир глазами детей» – II место; региональный этап Всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза» – II место; муниципальный этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» – I место; Всероссийский конкурс видеороликов «Права человека нашими глазами»; Всероссийский конкурс эссе «Письмо на фронт»; региональная олимпиада школьников по краеведению «Тамбовский край: известный и неизвестный»; региональный этап областной научно-практической конференции «Путь в науку», региональный этап областного конкурса «Первые шаги в науку» и др.).

Педагоги, осуществляющие работу с одаренными детьми, в октябре 2019 года приняли участие в областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку», их доклады опубликованы в сборнике материалов конференции: «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе (на примере НОУ «Эксперимент»)», «Роль школьного музея в образовательном пространстве школы», «Формирование исследовательских умений у младших школьников», «Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках математики», «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в рамках ФГОС ООО». В ноябре 2019 года педагоги приняли участие в IV межрегиональной межведомственной (заочной) научно-практической конференции «Аспекты выявления и поддержки одаренных детей. Опыт регионов с докладом по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе как форма работы с одаренными детьми».

Работа в НОУ «Эксперимент» имеет для учащихся школы огромное практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности: у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные исследования; они могут представить работы для участия в районных, областных и общероссийских конференциях и конкурсах, имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.


Список литературы

1. Воробьева О.И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе (на примере НОУ «Эксперимент»)// Инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной школе: Материалы XIII областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» (г. Мичуринск – Наукоград РФ, 17 октября 2019 г.) – Тамбов: «Издательство ТОИПКРО», 2019. – 124 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!