Тема: Одарённые дети в УДО
План:
Система работы с детьми с признаками одаренности.
План-программа «Сопровождение одаренного ребенка»
Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования.
Система работы с детьми с признаками одаренности.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:
1. Выявление одарё нных и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А. И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)
2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:
- составление индивидуального маршрута развития;
- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.
3. Помощь одарё нным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).
4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарё нных и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
5. Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).
6. Работа с родителями одарённых детей : совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).
7. Работа с педагогическим коллективом: обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми : «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.
План-программа «Сопровождение одаренного ребенка»
Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.
Карта одаренного ребенка
1. ФИО ребенка.
2. Возраст ребенка (год, месяц).
3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
4. Сведения о родителях.
5. Состав семьи.
6. Статус семьи.
7. Результаты психологической диагностики
8. Результаты педагогической диагностики
9. Результаты социометрического исследования
10. Область одаренности
11. Признаки одаренности
12. Диагностика одаренности
13. Выводы и рекомендации
14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Задачи:
- выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
- составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);
- создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.
В программе принимают участие:
1. Психолог.
2. Педагоги.
3. Другие субъекты педагогической деятельности.
4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5. Родители.
Психолог
Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.
Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.
Педагог
Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения одарённых детей.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Разработка и внедрение программ, включающих элементы повышенной сложности.
Родители
Информационный этап: участие в круглом столе с педагогами школы по проблемам одарённых детей. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях.
План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»
Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
2. Социализация ребенка в группе сверстников.
3. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Психолог
Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми.
Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов школы «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:
¨ Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
¨ Развивающие занятия с элементами тренинга;
¨ Организация кружка интеллектуального развития.
Педагог
Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).
Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.
Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.
План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
3. Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Учителя физической культуры
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Родители
Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций учителей физической культуры и психолога в домашних условиях.
План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
1. Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
2. Формирование эстетического вкуса.
3. Стимулирование развития творческой деятельности одарённых детей.
Психолог
Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.
Учитель музыки
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.
Методы и формы развития музыкальных способностей:
- развитие музыкального слуха,
- развитие вокальных данных,
- обучение азам нотной грамоты,
- знакомство с деятельностью композиторов,
- посещение концертов и лекториев и др.
Психолог
Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.
Учитель музыки, педагоги
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
Информационный этап: консультации педагогов и родителей одарённых детей.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи, использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.
План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности»
Цель: развитие индивидуально-психологических особенностей ребенка, подготовка к овладению техническими видами деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для выполнения технических действий и их применения в практике.
2. Развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления.
3. Развитие технических способностей одаренного ребенка.
4. Гармонизация интеллектуального потенциала за счет развития вербального интеллекта.
Психолог
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Мониторинг динамики развития технических способностей одарённых детей.
Информационный этап: консультации для педагогов и родителей по проблемам детей с технической одаренностью. Разработка рекомендаций для родителей по взаимодействию с технически одаренным ребенком.
Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления. Развитие вербального интеллекта технически одаренного ребенка.
Педагог
Информационный этап: консультации для родителей одарённых детей. Организация кружка «Юный техник».
Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (конструкторы, технические игры, энциклопедии).
Развивающий этап: индивидуальная работа с технически одаренными детьми, разработка творческих задач для решения дома.
Родители
Развивающий этап: принимают участие в работе технического кружка и совместно с детьми посещают технические выставки. Участие в организации и проведении «Дня открытых дверей». Технический КВН «Дети и родители».
План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»
Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
2. Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
3. Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
4. Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
5. Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Психолог
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за обучающимся и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и педагогов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития одарённых детей. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с одарёнными детьми, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.
Педагог
Информационный этап: консультации для родителей одарённых детей с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях.
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества.
Заместитель директора
Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы.
Организационный этап: помощь педагогам школы в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности одарённых детей. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Организация работы кружка по ИЗО, литературного кружка. Организация методических мостов по обмену опытом работы с одарёнными детьми между школами «Образовательного округа №2».
Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в школе.
Родители
Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.
3.Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования.
Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:
1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
2. Учет синзитивности дошкольного детства.
3. Индивидуальный подход,
4. Своевременное начало.
5. Возможность выбора.
6. Комплексный подход.
7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
Цель системы : максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.
Систему работы с одаренными детьми можно поделить на
несколько этапов:
I этап – подготовительный.
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.
На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.
Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.
От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Ребенок диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды деятельности;
- доминирование правого или левого полушария;
- сила интуиции;
II этап – аналитический.
Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
III этап - организационно -деятельностный.
Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:
1. Координационное направление:
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
2. Научно- исследовательское направление:
Проведение диагностики одаренных детей.
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
Создание банка данных одаренных детей.
3. Научно-методическое направление:
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
4. Экспериментальное направление:
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.
Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.
Задачи: - Диагностика склонностей детей.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
- Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.
- Адаптация учебных программ.
- Повышение квалификации педагогов.
Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:
1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.
3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
4. Наличие системы.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.