СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одарёнными детьми в учреждении дошкольного образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одарёнными детьми в учреждении дошкольного образования»

Тема: Одарённые дети в УДО

План:

  1. Система работы с детьми с признаками одаренности.

  2. План-программа «Сопровождение одаренного ребенка»

  3. Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования.



  1. Система работы с детьми с признаками одаренности.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:


1. Выявление одарё нных и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А. И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)


2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольниковкоторое предполагает:

- составление индивидуального маршрута развития;

- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.


3. Помощь одарё нным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).


4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарё нных и талантливых детейсистема мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.


5. Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).


6. Работа с родителями одарённых детей : совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).


7. Работа с педагогическим коллективом: обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми : «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка»«Технология проектирования в детском саду»«Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.


8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.


  1. План-программа «Сопровождение одаренного ребенка»

Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Карта одаренного ребенка

1. ФИО ребенка.

2. Возраст ребенка (год, месяц).

3. Медицинское заключение (последний профосмотр).

4. Сведения о родителях.

5. Состав семьи.

6. Статус семьи.

7. Результаты психологической диагностики

8. Результаты педагогической диагностики

9. Результаты социометрического исследования

10. Область одаренности

11. Признаки одаренности

12. Диагностика одаренности

13. Выводы и рекомендации

14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.

Задачи:

- выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;

- составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);

- создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В программе принимают участие:

1. Психолог.

2. Педагоги.

3. Другие субъекты педагогической деятельности.

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

5. Родители.



Психолог

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам).

Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.

Педагог

Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения одарённых детей.

Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Разработка и внедрение программ, включающих элементы повышенной сложности.

Родители

Информационный этап: участие в круглом столе с педагогами школы по проблемам одарённых детей. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях.



План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.

2. Социализация ребенка в группе сверстников.

3. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Психолог

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов школы «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

¨ Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;

¨ Развивающие занятия с элементами тренинга;

¨ Организация кружка интеллектуального развития.

Педагог

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.

2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.

3. Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.

Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Учителя физической культуры

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.

Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.

Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.       

Родители

Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций учителей физической культуры и психолога в домашних условиях.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.

2. Формирование эстетического вкуса.

3. Стимулирование развития творческой деятельности одарённых детей.

Психолог

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.

Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.

Учитель музыки

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.

Информационный этап: Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

- развитие музыкального слуха,

- развитие вокальных данных,

- обучение азам нотной грамоты,

- знакомство с деятельностью композиторов,

- посещение концертов и лекториев и др.

Психолог

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.

Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы по проблемам артистически одаренного ребенка.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Учитель музыки, педагоги

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.

Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.

Информационный этап: консультации педагогов и родителей одарённых детей.

Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи, использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности»

Цель: развитие индивидуально-психологических особенностей ребенка, подготовка к овладению техническими видами деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для выполнения технических действий и их применения в практике.

2. Развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления.

3. Развитие технических способностей одаренного ребенка.

4. Гармонизация интеллектуального потенциала за счет развития вербального интеллекта.

Психолог

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Мониторинг динамики развития технических способностей одарённых детей.

Информационный этап: консультации для педагогов и родителей по проблемам детей с технической одаренностью. Разработка рекомендаций для родителей по взаимодействию с технически одаренным ребенком.

Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий: развитие воображения, образного, логического, абстрактного и пространственного мышления. Развитие вербального интеллекта технически одаренного ребенка.

Педагог

Информационный этап: консультации для родителей одарённых детей. Организация кружка «Юный техник».

Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (конструкторы, технические игры, энциклопедии).

Развивающий этап: индивидуальная работа с технически одаренными детьми, разработка творческих задач для решения дома.

Родители

Развивающий этап: принимают участие в работе технического кружка и совместно с детьми посещают технические выставки. Участие в организации и проведении «Дня открытых дверей». Технический КВН «Дети и родители».

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»

Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

1. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

2. Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

3. Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

4. Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.

5. Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за обучающимся и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.

Информационный этап: консультирование родителей и педагогов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.

Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития одарённых детей. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с одарёнными детьми, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

 Педагог

Информационный этап: консультации для родителей одарённых детей с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.

Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях.

Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества.

Заместитель директора

Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы.

Организационный этап: помощь педагогам школы в подборе диагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностики и ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности одарённых детей. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Организация работы кружка по ИЗО, литературного кружка. Организация методических мостов по обмену опытом работы с одарёнными детьми между школами «Образовательного округа №2».

Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в школе.

Родители

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.



3.Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования.

Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

2. Учет синзитивности дошкольного детства.

3. Индивидуальный подход,

4. Своевременное начало.

5. Возможность выбора.

6. Комплексный подход.

7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Цель системы : максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.


Систему работы с одаренными детьми можно поделить на

несколько этапов:

I этап – подготовительный.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

- творческое мышление;

- уровень самооценки;

- толерантность;

- предпочтительные виды деятельности;

- доминирование правого или левого полушария;

- сила интуиции;

II этап – аналитический.

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

III этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:

1. Координационное направление:

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

2. Научно- исследовательское направление:

Проведение диагностики одаренных детей.

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

Создание банка данных одаренных детей.

3. Научно-методическое направление:

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4. Экспериментальное направление:

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи: - Диагностика склонностей детей.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

- Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

- Адаптация учебных программ.

- Повышение квалификации педагогов.

Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:

1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.

2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.

3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

4. Наличие системы.


Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детейРабота в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!