Организация работы с родителями одаренных детей в жизни объединения «Жар-птица» состоит из четырех этапов организованной деятельности:
Первый этап. Знакомство с семьей.
В объединении организуется деятельность по изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка, его способностей, возможностей, склонностей. Для выяснения образовательных потребностей родителей, сотрудничество с ними ведется со следующих форм работы: анкетирование (привлекается психолог), индивидуальные консультации, беседы, родительские собрании, экскурсии.
Итогом работы явился составленный родителями «портрет» своего ребенка и «портрет» себя как родителя.
Второй этап. Информирование родителей.
Эффективными формами взаимодействия с родителями являются следующие мероприятия: дни открытых дверей, оформление информационных стендов, консультирование, оформление выставок детского творчества.
Специально для родителей разработан цикл родительских собраний:
- Творим вместе;
- Как создать уголок творчества дома.
Формы собраний, где предлагаются рекомендации по развитию и воспитанию одаренных детей, очень разнообразны:
- круглые столы;
- конференции;
- практикумы;
- личные сайты педагогов.
Таким образом у родителей формируются образовательные запросы и пути их удовлетворения.
Третий этап. Образование родителей.
Здесь для педагога и родителей актуальными задачами остаются:
- индивидуальная работа с семьей;
- дифференцированный подход к семьям одаренных детей;
На этом этапе становятся актуальными следующие формы работы, которые оказывают педагогическую помощь родителям:
- проведение мастер-классов;
- занятия – тренинги
- библиотеки (медиатеки);
- участие в выставках и конкурсной деятельности.
Результат-рост педагогической компетентности родителей.
Четвертый этап. Совместная деятельность родителей и детей.
В течение учебного года совместно с родителями организуются презентации проектов различной тематики. Для развития творческой и познавательной активности, родители помогают детям участвовать в различных конкурсах: «Фантазия», «Удивительное рядом», «Времена года», «В каждом рисунке солнце». Чтобы воплощать интересные, полезные творческие работы, рекомендуется родителям проводить совместный отдых с детьми, который дает положительные эмоции, приятные воспоминания. Во время отдыха возникают следующие идеи:
- интересное рядом (фотографии или зарисовки чего-то необычного);
- мой первый опыт;
- в далеких странах (фоторепортаж поездки).
Основное достижение данного этапа - развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании.
Взаимодействие семьи с социумом - позволяющим показать достижения и успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
Итогом этапа является положительная динамика количества победителей на конкурсах, выставках.
Поддержка и поощрение родителей на уровне объединения:
-оформление стенда достижений;
-вручение грамот, благодарственных писем.
Предоставленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогами.
Анализируя проведенную работу с родителями одаренных детей, можно сделать вывод, что в объединении «Жар-птица» значительно повысился коэффициент участия в конкурсах различного уровня с 25% до 43%.