«Организация работы в образовательных учреждениях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма » МБОУ «ООШ № 51» Исайчикова Н.А., учитель начальных классов
Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем его участникам, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Воспитывать культуру поведения на дорогах необходимо с детства. С этой целью в МБОУ «ООШ № 51» ведется систематическая работа по пропаганде правил дорожного движения.
Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. Кроющиеся опасности угрожают одинаково как взрослым, так и детям.
Поэтому именно мы, родители и педагоги, должны отрабатывать с детьми стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке, воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.
Перед школой встают ряд задач по достижению этой высокой цели, которые можно решить через определённые виды деятельности в системе образовательного и воспитатель
ного процесса:
-деятельность педагогического коллектива
и классных руководителей;
-работа с обучающимися в учебном процессе
и внеурочной деятельности;
-ваимодействие с родителями.
Вся сложившаяся система работы имеет свою законодательную основу:
В соответствии с планом работы школы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма строится работа педагогического коллектива, классных руководителей и родителей обучающихся.
Ежегодно в план работы МО вносятся вопросы по профилактике ДДТТ детей и их родителей:
(из плана работы МО классных руководителей 2015-2016уч.год)
«Роль классного руководителя в профилактике детского дорожно- транспортного травматизма» (сентябрь)
«Организация и формы профилактической работы по предупреждению травматизма детей на улице и дороге» (ноябрь)
«Влияние на безопасность детей поведение родителей на дороге. Профилактика ДДТТ в зимнее время» (январь)
«Формы внеклассной работы с детьми по профилактике
безопасности дорожного движения» (март)
«Мероприятия по созданию условий безопасности школьников в летний период» (май)
Отмечен положительный опыт работы классных руководителей Савостьяновой Е.Г,Голиковой Е.П.,Коневой И.И.,Мальцевой Т.Б., Литтау С.Ю.,Исайчиковой Н.А., которые используют широкий спектр форм и методов работы по пропаганде безопасности на дороге: беседы, встречи с работниками ГИБДД, тематические классные часы, игры, организована работа с родителями.
(из Протокола №2 МО кл. руководителей от 05.11.2015г.)
Вопросы изучения ПДД рассматриваем на методических объединениях учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-предметников. По результатам обсуждения принимаем конкретные решения, выполнение которых контролируется Советом школы.
Мы, педагоги, классные руководители должны научить детей и родителей безопасному поведению на дороге — а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.
При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать разные факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Чем разнообразнее формы работы классного руководителя по обучению детей ПДД и поведению на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.
В соответствии с планом профилактической работы по предупреждению ДДТТ
в рамках операции «Внимание –дети» и планом месячника «Движение с уважением» проводятся мероприятия:
Акция « Шагающий автобус»
С родителями и обучающимися разрабатываются безопасные маршруты в школу
В уголках безопасности в фойе школы и во всех кабинетах размещаем сменную информацию по БДД .
Инструктажи по ПДД проводятся в соответствии с планом и перед каждым выходом на мероприятия, связанные с передвижением. Каждую среду проходят «Минутки безопасности», где ребятам напоминаем о правилах дорожного движения в связи с погодными условиями .
Дети оформили письма-рисунки водителям с пожеланиями быть внимательными и осторожными.
Праздник «Мы –за безопасность дорожного движения!» Классный час « Дружи с дорожными знаками»
«Посвящение в пешеходы». Единый Урок безопасности.
Конкурс рисунков «Мы и дорога»
.
Проходят выставки рисунков и плакатов, защита проектов, которые учат использовать знания по правилам дорожного движения на практике, способствуют сознательному выполнению правил дорожного движения, воспитывают у учащихся культуру поведения на дорогах.
Для закрепления знаний по ПДД проводятся тесты, проверочные работы, олимпиады.
Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека, в которой работают постоянно книжная и плакатная выставки для детей и взрослых «О правилах дорожного движения».
Нина Михайловна проводит занятия «По станциям правил дорожного движения», организовывает проведение викторин и конкурсов на лучшее знание книг по ПДД. Готовит обзор литературы и периодической печати по вопросам предупреждения ДТП для родителей, учащихся, учителей.
В школе функционирует отряд юных инспекторов
дорожного движения «Светофор»(5-9классы), который занимается активной пропагандой правил дорожного движения и предупреждением их нарушений.
Члены отряда используют различные формы работы: выступление агитбригад, выпуск материалов «Говорит ЮИД», проведение викторин. В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов.
Большую работу проводит агитбригада
«Юный пешеход»(3-4классы), которая выступает перед учащимися школы, дошкольной группой, а также готовит программы для выступления перед каникулами и во время их.
С целью обеспечения социальной защиты детей и подростков ежегодно составляем программу «Лето», одним из направлений которой является работа оздоровительного лагеря дневного пребывания «Родничок», вечерней площадки.
В программу работы оздоровительного
лагеря и площадки включаются мероприятия по ПДД: конкурсы рисунков на асфальте «Перекресток», КВН «Мы и дорога», соревнования «Образцовый пешеход», поездка в автогородок.
Конкурс рисунков «Внимание, дорога!»
Обучение в автогородке.
Как мы знаем, пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное – жизнь. Поэтому особое внимание уделяется работе с родителями:
-обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на классных и общешкольных родительских собраниях,на заседаниях родительского комитета;
-организация и проведение совместных обучающих и досуговых программ по ПДД «Школа - дети – семья», соревнований, олимпиад, тестов, анкет ,проектов .
Результаты взаимодействия с родителями: п равила, инструкции и памятки по ПДД, разработка безопасного маршрута, проведение совместных мероприятий, помощь в организации экскурсий.
Из плана воспитательной работы в 4 а классе
-
В основе работы с детьми и родителями по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества.
Поэтому целенаправленная профилак
тическая работа по ПДД среди учащихся и родителей в конечном итоге позволит снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.
Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией.
Необходимы разнообразные дифференцированные формы работы
с детьми, которые нужно проводить регулярно, планово, систематически. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части .
Чтоб жить не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!