Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей разновозрастной группе «Бабочки» была создана следующая предметно-развивающая среда:
Социально-коммуникативное развитие:
Уголок «Дочки-матери»;
Уголок «Больница»
Уголок «Магазин»
Уголок «Салон красоты»
Уголок «ПДД»
Уголок «Кухня»
уголок «Уединения».
Познавательное развитие:
Уголок дидактических игр;
Центр экспериментирования;
центр сенсорных игр.
Уголок конструирования
LEGO-центр
Речевое развитие:
Театральный уголок;
Книжный уголок
уголок «Ряжения».
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:
Уголок спортивного инвентаря.
Социально-коммуникативное развитие:
Уголок «Дочки-матери» включает в себя куклы, кроватки, коляски, шкаф с одеждой для кукол, гарнитур, кукольный дом, гладильная доска с утюгом, горшок, ванночка. В данном уголке дети разворачивают разнообразные сюжеты игры.
Уголок «Больница» - набор медицинских принадлежностей, одежда врача, коробки от лекарств, игровой уголок «Аптека», (врач, медсестра, провизор)
Уголок «Магазин» - касса, стеллажи, витрина, коробки от кремов, муляжи фруктов и овощей и других продуктов питания, тележка (продавец)
Уголок «Кухня» - игровое оборудование: кухонный гарнитур, плита, микроволновая печь, раковина, посуда, духовой шкаф, продукты (яичница, курица, сосиски, хлеб, булочки и т. д.) (повар, кондитер)
Уголки «Магазин», «Кухня» и «Больница» расположены в одной зоне
Уголок «ПДД» - обучающие карточки, дорога, машины, спецмашины, имитация улицы, гаражи, парковка, руль, аэропорт – самолеты, вертолеты, взлетная полоса (водитель, пожарный, пилот, полицейский)
Уголок уединения - это средство, призванное облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Уголок уединения – это то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом.
Познавательное развитие:
Уголок дидактических игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Оборудование: материал Монтесорри, кубики Дьеныша, настольные игры, шнуровки, вкладыши, мозаика, домино, мольберт, книги, соответствующие возрасту, сюжетные, предметные картинки доска и т.п. (учитель)
Центр экспериментирования в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
Оборудование: расходный материал, колбы, различные контейнеры, лаборатория запахов (капсулы с пахнущим материалом с отверстием (гвоздика, корица, перец, чеснок и др.)), при участии родителей был создан контейнер с лейками для игры с сыпучим материалом. Здесь дети знакомятся с профессиями: ученый, лаборант
Центр сенсорных игр.
Цель: Развитие мелкой и крупной моторики у детей младшей группы. Сенсорное развитие - это прежде всего, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Уголок конструирования
Оборудование: более 10 видов конструктора. В данном уголке дети могут представить себя строителями (архитектор, инженер).
Оборудование: различные виды конструктора LEGO (Lego City, Lego Duplo, Lego Friends, Lego Creator, Lego Classic и др.), мобильный стол и ящик с секциями.
Речевое развитие:
Театральный уголок — один из активных секторов в нашей группе его цель:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения, умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся кукольный театр, пальчиковый театр, стойка с костюмами, маски, мобильный подиум (актер)
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой.
Оборудование: библиотека художественной литературы, иллюстрации к произведениям, сюжетные и предметные картинки, портреты детских писателей, дидактические игры
Уголок «Ряжения».
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Оборудование: передвижная полка шкаф для хранения костюмов, выставочный стенд, ширма, модули, маски, костюмы, ленты, накидки, шляпы, платки, сумки, атрибуты к сказкам.
Художественно-эстетическое развитие:
центр «Творчество»
Физическое развитие
Одно из основных потребностей дошкольного возраста является потребность в движениях. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.
Оборудование: – спортивные принадлежности (мячи, кегли, скакалки, шайбы, клюшки и т. д.) (спортсмен, тренер)
В каждом уголке расположен нарисованный плакат с правилами в данном центре, созданный совместно с детьми.
При организации предметно-пространственной среды мы взаимодействовали с родителями, с целью создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
Заключение:
Таким образом, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт, т.е. обеспечивает всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.