СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самоподготовки для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя. При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок.

Просмотр содержимого документа
«Организация самоподготовки для детей с ОВЗ»

Организация самоподготовки для детей с ОВЗ

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя. При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе ее лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение во время самостоятельного выполнения задания учащимися, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создает рабочую обстановку в группе, закрепляет умения детей работать с учебником, пособиями, рационально распределять время, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, следит за их посадкой, приучает детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу. Одной из основных задач самоподготовки является выработка и развитие у детей навыков самостоятельности. Самостоятельная работа во время выполнения домашних заданий – это основной вид деятельности. Правильно организованная самоподготовка вырабатывает у учащихся такие качества, как чувство ответственности, аккуратность. При организации воспитательной работы с детьми на самоподготовке важно, чтобы у всех педагогов, работающих с ними, были единые требования. Например, если учитель предлагает детям определенный порядок выполнения домашних заданий: 1. выучить правило на стр. … , 2. решить примеры №… на стр. … и т. д. , воспитатель должен знать эти требования учителя и стремиться к тому, чтобы его воспитанники выполнили домашнее задание в соответствии с ними. Задание только в том случае будет выполнено детьми, если учитель на уроке разобрал, разъяснил его и сумел им заинтересовать их. Постоянное требование к домашним заданиям: они должны быть доступны для самостоятельного выполнения учащимися. При подготовке к работе мы знакомимся с содержанием заданий по каждому предмету, думаем, как лучше организовать детей на самостоятельную работу, как обеспечить необходимое в процессе самоподготовки общение, определяем содержание фронтальной и индивидуальной слуховой работы и работы по развитию речи. Фронтальная работа при выполнении домашних заданий в основном проводится в организационной части занятия и при подведении его итогов, индивидуальная – во время самостоятельного выполнения задания учащимися. Воспитатель стремится к тому, чтобы ученики сами находили задание, указывали какой именно материал им предстоит выучить, что надо выполнить в тетрадях. Научить детей осмысливать задание. Дети обладают слабой памятью. Они плохо понимают объяснение на уроке, затрудняются воспроизвести показанный на уроке способ выполнения домашнего задания, поэтому воспитатель постоянно обращает внимание детей на то, что разъяснения учителя необходимо внимательно слушать и запоминать. После того, как воспитатель убедился, что задание понято правильно, дети приступают к его выполнению. Во время выполнения заданий у большинства воспитанников снова возникает ряд вопросов, так как навыки самостоятельности еще не вполне сформированы, есть неуверенность в своих возможностях. Учащиеся обращаются с вопросами к воспитателю. Здесь важно самого ребенка подвести к самостоятельному преодолению трудностей. Советую вспомнить правило, посмотреть ход выполнения аналогичного задания в классе. Поощряя ученика, если ему удалось правильно справиться: «Молодец, сам справился с заданием». Саша улыбается, чувствует себя как-то уверенней после моих слов. Им хочется самим достичь новое. А умение самостоятельно работать в значительной степени предопределяет успех обучения как в начальных, так и в старших классах. Во время самоподготовки работаю с детьми индивидуально. Учащиеся приучаются к тому, что обращаться к воспитателю необходимо вполголоса, чтобы не мешать остальным. При организации самоподготовки воспитателю очень важно знать, каковы возможности каждого ребенка. Одного ребенка надо заставить думать и сделать самому все задания, другой нуждается лишь в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы всё выполнение им домашнего задания было проведено под руководством воспитателя. В большинстве случаев ученику следует показать, где надо искать ошибки, а отдельным ребятам прямо указывать на них. И помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия. По поводу затруднения одного ученика ко всем ребятам не обращаюсь, так как это будет отвлекать других ребят от самостоятельной работы. В то время как дети работают в тетрадях, я прохожу между рядами, чтобы видеть правильно ли выполняется задание. Если ученик ошибается я его останавливаю, советую вспомнить нужное правило, повторно прочитать условие задачи, глубже вникнуть в суть задания. Говорю: «Подумай». В случае необходимости оказываю помощь, степень которой зависит от индивидуальных особенностей ученика, от психофизических особенностей каждого воспитанника, от причин, вследствие которых он не справляется с работой. В процессе самоподготовки воспитателю приходится сталкиваться с различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы. Большинство учащихся, особенно в первое время, нуждаются в постоянном наблюдении. Воспитатель должен обладать педагогическим мастерством, чтобы научить детей готовить уроки, но самому не превратиться в опекуна, не воспитать у них иждивенческие привычки, потребность ежеминутно обращаться за помощью; нужно лишить воспитанников надежды на то, что воспитатель будет за них думать, выполнять их работу. Совершенно недопустимо делать что-либо за ученика: приписывать, подрисовывать, и т. п. В этих случаях воспитатель, сам того не желая, препятствует формированию у детей такого важнейшего качества, как самостоятельность. Поэтому не следует по первой просьбе приходить на помощь ученику, так как просьба может превратиться в требование, а помощь воспитателя — в привычку Контроль со стороны воспитателя — это прежде всего систематическое наблюдение за работой детей. Воспитатель просматривает письменные работы учащихся; с теми детьми, которые слабо читают, занимается индивидуально, по устным предметам проверяет правильность ответов на вопросы, которые даны в учебнике или составлены учителем. Воспитателю самому не следует составлять вопросы к текстам, так как необдуманные формулировки вопросов могут привести к односложным ответам, к снижению уровня усвоения материала.. В тех случаях, когда было дано задание докончить или сделать какую-либо практическую работу или рисунок, воспитатель характеризует качество выполненной работы, но не ставит оценку. Если материал не понят большинством учащихся, то выполнение этого задания следует приостановить, следует прекратить работу, оставив задание в том виде, как его сумели выполнить дети. А на следующий день об этом сообщить учителю, чтобы материал был повторно объяснен. При подготовке домашних заданий по чтению слежу за выразительностью чтения, правильного произношения слов и звуков в словах, проверяю умение объяснить смысл прочитанного слова или рассказа в целом. Дети читают цепочкой, когда один ребенок читает вслух, а остальные следят и шепотом повторяют слова. Вызываю читать индивидуально. Мною осуществляется контроль за тем, как выполнено задание. Ведь повседневная проверка приучает к систематическому выполнению заданного, к аккуратности в работе, прививает чувство ответственности. Оценивая качество работы, я учитываю индивидуальные возможности ученика, его прилежание. Следует иметь в виду, что в связи с индивидуализацией домашних заданий, а также в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, раньше окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого, учитывая индивидуальные наклонности и интересы учеников, заранее планируются подбираются различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием. В процессе работы поддерживаю связь с учителем. Учитель сообщает мне кто недобросовестно выполнил задание. Я в свою очередь сообщаю причины такого выполнения. Бывает, что ребенок прибывает в таком состоянии, что ему будет больше пользы, если в данный момент он просто посидит за столом. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковыми способностями. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимо разъяснение. Во время выполнения домашнего задания важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы надо давать ученикам со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Воспитатель заранее предупреждает «Слушайте внимательно, я проверю, как вы запомнили правила». «Саша, расскажи, что сейчас будешь делать и как, а Таня внимательно послушает и скажет нам, правильно ли Саша сказал, и что можно добавить к его ответу». Этих детей надо привлекать к подведению итогов, заранее предупредив, что нужно быть особенно внимательными. Малоактивных, застенчивых детей нужно чаще спрашивать: «Ты понял?» Как лучше дополнить ответ Саши? Что ты будешь делать? С чего начнешь? В вопросах, задаваемых таким детям, должен учитываться имеющихся у них опыт, надо удостовериться, что ребенок сумеет на него ответить: «Максим, будешь отвечать после Никиты, будь внимателен подумай». Иногда целесообразно задавать вопрос, аналогичный тому, который был задан предыдущему ученику. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка, домашних заданий. В нашей школе-интернате есть дети, которые нуждаются в индивидуальной дозировке домашних заданий, особенно в младших классах. Особого внимания требуют дети, имеющие индивидуальные задания. Например, в тех случаях, когда у ученика нарушена моторика и он медленнее других пишет, объем письменного задания у него несколько уменьшен. Если ученик заторможен, слабо владеет счетом, ему дается меньшее количество примеров, так как, не желая отставать от других детей группы, он в спешке будет делать много ошибок, переживать; в результате у него выработается отрицательное отношение к самостоятельной работе и к учению вообще. Им нужно уделять больше времени, чем остальным. При затруднении им можно объяснить суть задания, указать правильный ход его выполнения. Помощь эта необходима, так как без нее учащиеся не в силах самостоятельно преодолеть трудности. Воспитатель очень внимательно ведет наблюдение за работой обучающихся. В помощи нуждаются дети со слабой памятью, рассеянным вниманием. Требования к ним не должны быть слишком строгими. Таким учащимся надо прежде всего помочь в воспитании чувства ответственности в процессе индивидуальной работы. Они должны видеть в воспитателе разумного помощника в их труде. Учение для большинства детей – один из самых трудных видов деятельности. Это обстоятельство нередко порождает у них нежелание заниматься учебным трудом или стремление всячески облегчить его, прибегая к помощи. После окончания самоподготовки воспитатель подводит итоги работы, что всегда вызывает особый интерес у воспитанников. Он отмечает тех, кто быстрее и лучше других справился с работой, оценивает поведение учеников, демонстрирует грамотно и красиво выполненные задания, поощряет похвалой лучших учеников, подбадривает слабоуспевающих. Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени работы группы, вызывает у детей стремление и в другой раз заслужить похвалу, признание полезности своей работы. Только повседневная деловая связь между учителем и воспитателем, всестороннее изучение индивидуальных особенностей учащихся помогут найти пути коррекции недостатков деятельности наших детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!