СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация системно-деятельностного подхода в процессе развития дошкольников на занятиях в условиях учреждения дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, содержит описание основных форм действия и используемых методов работы с детьми на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Организация системно-деятельностного подхода в процессе развития дошкольников на занятиях в условиях учреждения дополнительного образования»




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Промышленного района

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе развития дошкольников на занятиях в условиях УДО

Выступление на городском методическом объединении центров раннего развития


























Подготовила:

педагог дополнительного образования

Фролова Лариса Юрьевна











Оренбург


Реализация системно-деятельностного подхода в процессе развития дошкольников на занятиях в условиях УДО


Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления.

Галина Анатольевна Цукерман


Системно-деятельностный подход стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования. Он направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества.

«Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает из него эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Только при вовлечении детей в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.

Системно-деятельностный подход предполагает оценку качества образования по определенным критериям:

  • результаты образовательного процесса имеют личностный и социально-значимый характер;

  • качественные знания позволяют детям выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития;

  • дифференциация в процессе обучения допускается при сохранении единства теоретического материала;

  • проявляется повышенная мотивация детей к познанию и творчеству;

  • создаются условия для личностного и общекультурного совершенствования.

Системно-деятельностный подход имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.

Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, психолог А. Г. Асмолов. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). При данном подходе основным элементом работы детей будет решение задач.т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Из пассивного потребителя знаний ребёнок становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Для более полного понимания рассмотрим характеристики системы и деятельности относительно занятия.

Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность, единство.

Элементы:

  • виды деятельности на занятии;

  • методы и приёмы;

  • средства наглядности;

  • способы взаимодействия

Связи:

  • анатомо-физиологические особенности детей;

  • психологические особенности;

  • социальные закономерности

Целое – когда занятие достигло поставленной цели и дети говорят о результате с удовольствием.

Структуру взаимосвязей нарушать нельзя. Системообразующий элемент «зачем я это делаю», он объединяет систему в целое.

Характеристика деятельности:

  • цель;

  • средства (осознанно используемые для достижения цели);

  • процесс;

  • результат.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода

  1. Принцип субъектности заключается в том, что каждый ребенок - участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

  2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

  3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

  4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать, и скажу друзьям, чтобы не рвали).

  5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал педагог, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

  6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него недополучилось, а что можно было сделать по-другому.

  7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

  8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

  9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Короле­ве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т. д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ребёнка и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат обучения - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру:

  1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).

  2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

  3. Проектирование решения проблемной ситуации.

  4. Выполнение действий.

  5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Для того чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность в условиях когда:

  • позиция педагога: к детям не с ответом, а с вопросом;

  • позиция ребёнка: за познание мира в специально организованных условиях;

  • учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет действия;

  • учебная деятельность – управляемый учебный процесс;

  • учебные действия – действия по созданию образов;

  • образы – слово, рисунок, схема, план;

  • оценочное действие – «я умею», «у меня получилось»

Системно-деятельностный подход предполагает три основных формы действия:

  1. Образная. Реальное преобразование вещей и их материальных заместителей (символы, знаки, модели).

  2. Словесная. Действия в словесной или речевой форме.

  3. Умственная. Действие в уме.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся дошкольного возраста опирается на следующие методы:

- проектный;

- ролевые, деловые игры;

- проблемный метод;

- исследовательский метод;

- метод решения практических задач;

- коллективной творческой деятельности;

- поисковый метод;

- дискуссионный метод;

- коммуникативный.

Большие возможности для организации эффективной образовательной деятельности даёт групповая форма работы.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет детям используемая на занятии педагогом групповая работа.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство детей большую часть занятия так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, разъяснение, дети формируют и позитивное отношение к познанию, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний - повышается, процесс обучения - становится более успешным.

Трудно переоценить роль деятельности педагога в процессе реализации системно-деятельностного подхода, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками педагога в обучении.

Педагогам ещё предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение материала происходило одновременно с накоплением опыта действий.

Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, следует осмыслить и принять идею системно- деятельностного подхода, как основы современного образования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!