10.01.18г. Организация сотрудничества со сверстниками на уроках технологии
То, что мы собрались вместе, - это только начало;
то, что мы продолжаем оставаться вместе, - это уже достижение;
то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех.
Генри Форд
Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана” по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу “Концепции среднего образования Российской Федерации”. В “Концепции среднего образования Российской Федерации” сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Время стремительно движется вперед И новые требования предъявляют не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Методика проведения уроков технологии также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путём расширения видов и форм работы детей.
На основе анализа различных форм проведения уроков технологии, методик их организации мною была разработана оптимальная технология сотрудничества, которая учитывает и содержит разнообразный познавательный и развивающий материал. Цель технологии: развитие самостоятельности школьников.
Одним из таких видов работ, являются уроки взаимообучения: когда учителем становится сам ученик. Работу начали с 2016 с 7 а классом. Для самостоятельного труда вызвались самые смелые ученики. В последующем и другие дети изъявили желания провести уроки технология.
В первое время некоторые дети затруднялись в поисках тем. Поэтому я вместе с учениками выбирала тему, объясняла, как и где искать нужный материал. Неоценимую помощь в этом также оказали их родители, которые вместе с детьми окунулись в мир книг, журналов, в поисках интересных работ, изделий. Постепенно дети научились работать с литературой, находили они очень интересные и забавные изделия, которые с удовольствием захочет сделать любой ребёнок. Важным было и то, что каждый учитель-ученик при проведении урока не забыл повторить с учащимися технику безопасности на уроках трудового обучения:
чистота и порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы;
беречь инструменты, использовать их по назначению;
экономно пользоваться материалами;
быть аккуратнее с клеем;
сидеть в противоположных краях парт, при работе с иголкой.
Технологии подготовки и проведения урока в сотрудничестве
Учитель-ученик сам готовится к уроку технология, при этом тему уроков он выбирает сам, по желанию. При проведении таких уроков у учителя-ученика стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.
Работа с бумагой и картоном. Урок ведёт Болотина Анна Тема урока:Бумагопластика.Плетение корзины из бумаги.
Учитель: Анна, а что это за “бумагопластика”?
Анна: Сгибая лист бумаги, создаём систему ребер жесткости практически для любой конструкции..
Учитель: Понятно. Теперь покажи, пожалуйста, материал, который ты нашла для этого урока. Значит у тебя корзина из бумаги. А что ты узнала о бумаге?
Анна: Бумага бывает разных видов: писчая, газетная, пергаментная, бархатная. У меня есть эти бумаги.
Учитель: Молодец! Это ты узнала, а вот твои одноклассники ещё не знают и тебе надо будет им об этом рассказать и показать.
Итак, тема нашего урока Бумагопластика.Плетение корзины из бумаги.
Теперь нам надо поставить цель нашего урока. Чего ты должна добиться, чему должны научиться дети, что дети должны понять?
Анна: наверно, они должны понять, что для работ, связанных со складированием, скручиванием используется тонкая писчая и цветная бумага. Картон, полукартон, плотную бумагу - применяют для изготовления жестких конструкций. Учитель: Да, правильно, но надо ещё и соблюдать правила работы:
Итак, цели нашего урока:
дети должны понять, что для “скручивания трубочек” полоски скручивают не вдоль волокон, и не поперек, а наискосок;
познакомить с видами бумаг;
повторить правила безопасной работы.
Теперь напишем этапы урока, т.е. что надо делать первым, затем что и т.д.
Учитель: Очень хорошо! Теперь надо сделать итог урока – рефлексию.
- Узнай, хорошо ли они тебя слушали. Задай вопросы: - Из чего делают бумагу? - Какие виды бумаг запомнили?
И оценки надо поставить.
После окончания урока учеником в классе обсуждается проведенный урок. Чем понравился урок? Что не понравилось? Как можно было бы это сделать лучше? Согласны ли с оценками? Какую оценку поставите учителю-ученику?
Чтобы уроки были интересными, чтобы у детей расширился кругозор, развилась любознательность, стараемся каждый урок по возможности найти интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Беседы связанны с темой урока и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке.
Так, по теме “Пришивание пуговиц, кнопок” учитель – ученик научил детей не только различным способам пришивания пуговиц, но и познакомил с историей возникновения пуговиц. Как люди застёгивали одежду до появления пуговиц, кто их изобрёл?
На уроках изготовления игрушек из ткани, различных материалов или из пластика, глины, папье-маше учитель-ученик показал разнообразие материалов и приёмы работы, также познакомил с историей появления различных игрушек на Руси.
Вступительная беседа позволяет создать у учащихся базу впечатлений, знаний, которые помогут детям иметь более широкий взгляд на предмет практической работы на уроке. Учителю – ученику подготовка к беседе позволяет развить, самое главное, самостоятельность. Здесь учитель – ученик должен сам найти материал к уроку, сам должен искать наглядности: иллюстрации, картинки и т.д. следовательно, он должен разработать очень много литературы.
Итак, для успешного проведения урока учеником должно быть:
- продуманное планирование урока с учетом знаний и умений, приобретенных учащимся в предыдущий год обучения;
- необходимые наглядно-демонстрационные средства (таблицы, схемы, рисунки, образцы готовых изделий, шаблоны).
При планировании учитывается посильность и доступность объектов труда, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для учителя-ученика.
Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный подъём и настрой учеников на работу. Важно, чтобы при организации урока дети активно принимали участие в составлении плана, выполнения заданий, чтобы производили расчеты необходимых для работ материалов, делали наглядности, подводили итоги.
В результате проведения уроков технологии в сотрудничестве школьников у них повысился уровень эрудированности, активности, развилась речь учащихся, исчезла боязнь выступления перед публикой.