СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос об особенностях тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Организация тьюторского сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об особенностях тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, индивидуальная образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья.


Тьюторское сопровождение является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования. В инклюзивном образовании подобных специалистов называют «педагог сопровождения», «адаптор». При этом понятие «тьютор» является более точным. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Другими словами, тьютор – это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде.

Прежде чем приступить к анализу профессиональной деятельности тьютора и организации им коррекционно-педагогического процесса, необходимо  уточнить несколько исходных, принятых в психолого-педагогических исследованиях.

Во-первых, мы рассматриваем тьюторскую деятельность как совместную деятельность тьютора и тьюторанта, направленную на понимание последними возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства образовательного учреждения для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы. Тьютор выполняет функцию разработчика образовательных проектов и программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещает позицию наставника и проектировщика. Таким образом тьюторская деятельность должна быть направлена на максимальное расширение образовательной среды, освоение которой позволит каждому студенту использовать ее ресурсы для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы.

Во-вторых, осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве. Т.М. Ковалева выделяет три основных вектора в работе тьютора: социальный вектор – анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор – изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор – выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов. Следовательно, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направлениях: социальном, предметном и антропологическом, что позволит каждому обучающемуся увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать потенциал открытого образования для построения собственной программы.

Любая деятельность, в том числе и тьюторская, осуществляется в силу объективной необходимости, исходящей от потребностей человека и общества.

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Мы опираемся на работы группы исследователей, возглавляемых профессором Т.М. Ковалевой.  По их мнению, популярность и востребованность профессии «тьютор» способствуют четыре фактора: заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства, заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества, заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося, заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества.

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Среди ключевых направлений работы тьютора, можно отметить работу по созданию и реализации ИОП ребёнка, создание насыщенной образовательной среды и включение в неё подопечных, регулярную работу с родителями и другими специалистами.. Однако на практике остается еще много нерешенных вопросов, и в каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции, фактически вырабатывается собственная модель работы, которая не всегда оказывается верной. Поэтому необходимо, изучая и перенимая опыт стран, давно практикующих тьюторские технологии, учитывая и анализируя российский менталитет, разрабатывать методическую базу для активного внедрения собственной модели психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях в нашей стране.

Список литературы:

1. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. – М.,2004.-199с.

2. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Центр «Школьная книга». 2010. – 208 с.

3. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 180 с.

4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: из опыта работы. - М., ЦППРиК «Тверской». 2010. – 178 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!