СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках работы научного общества «новое поколение»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы секции «Юный исследователь» НОУ "Новое поколение. Основной целью работы секции является формирование исследовательских компетенций учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках работы научного общества «новое поколение»»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»


Лубкова Светлана Викторовна,

учитель географии МКОУ «Толпинская СОШ»

Кореневского района


Современный мир очень изменчив. В огромном потоке информации легко потеряться. Все это требует от человека умения ориентироваться в информационных потоках, быстро адаптироваться в меняющихся условиях, преодолевать трудности, быть уверенным в своих силах, уметь реализовываться в соответствии со своими способностями, склонностями, интересами. В нашем обществе востребованы специалисты с глубокими знаниями, умеющие самостоятельно их приобретать. Как отмечено в ФГОС: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни».

Всем известно, что ребенок по своей натуре – исследователь. С самого раннего возраста у него проявляется любопытство, любознательность. Это один из способов познания окружающего мира. Сколько радости, удовольствия приносит, пусть небольшое, но самостоятельное открытие. С возрастом, как показывает опыт, большинство ребят теряют способность к открытиям, становятся пассивными потребителями готовых знаний, которые даёт им учитель. Как вернуть ребенку интерес к учебе, к открытиям? Как зажечь искорку любознательности в его глазах? Решение, казалось бы, все знают, – нужно научить ребенка добывать свои знания самостоятельно. Ведь как гласит китайская мудрость: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»

Успешному решению этой проблемы способствует участие учащихся в работе научного общества. Научное общество – это добровольное творческое объединение ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской деятельности. Работа в рамках научного общества способствует развитию у учащихся познавательного интереса, самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.

В нашей школе научное общество учащихся «Новое поколение» действует с 2013 года в рамках программы развития «Школа ключевых компетенций» с целью выявления и воспитания одарённых детей и подростков. В нем работают разнообразные секции.

На протяжении многих лет, ведя исследовательскую работу на уроках географии, внеурочных, внеклассных занятиях, я столкнулась с проблемой: как объединить детей разных возрастов, увлекающихся исследовательской и проектной деятельностью. Так появилась секция «Юный исследователь», основной целью которой является формирование исследовательских компетенций учащихся. На занятиях ребята учатся работать с проектами. В процессе работы у учащихся формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу, собирать и оформлять найденный материал, готовить доклад своего выступления, исследовательскую работу. Учащиеся учатся грамотно и научно проводить исследования и защищать свои проекты.

Работа секции носит краеведческий характер, что позволяет расширить знания о родном крае, воспитать нравственные, гражданские позиции. Работая в секции, ребята проводят исследования в природе, ставят опыты на школьном учебно-опытном участке по заданию местного СПК. Организована экологическая тропа, на которой проводятся экскурсии в природу. Члены секции ведут мониторинг окружающей среды, изучаются видовой состав растительного и животного мира, почвы села Толпино. Составлены комплексные физико-географическая и экономико-географическая характеристики села, района и всей области. Оформлены в школьной рекреации стенды, отражающие природу и достопримечательности нашего края, района и села.

Результатами работы секции «Юный исследователь» стали:

- проект благоустройства школьного двора «Школьный двор – территория радости» (1 место в областном конкурсе «Экологический марафон»; призер областного этапа всероссийского конкурса исследовательских работ им. Д.И. Менделеева);

- эколого-краеведческий путеводитель «Толпино-родина моя, и этих мест нет для меня дороже» (1 место в региональном этапе V всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина»);

- проект экскурсионного маршрута «Край, в котором я живу» (участие в итоговой конференции юных краеведов,  участников туристско-краеведческого движения «Отечество»);

- исследовательский проект «Комплексное исследование села Толпино», занявший 1 место в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды и который защищала наша ученица на областной конференции, проводимой эколого-биологическим центром;

- эколого-краеведческий путеводитель «Есть краешек земли с родным названьем Коренево» (2 место в областном массовом мероприятие «Моя малая родина: природа, культура, этнос»);

- исследовательский проект «Сердце русского села» (1 место в областном конкурсе исследовательских работ юных краеведов по направлению «Исчезнувшие памятники России»; участие в областной итоговой конференции юных краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»). 

Ежегодно представляют свои проекты на школьной научно-практической конференции «Мы будущее России».

Сегодня секция «Юный исследователь» активно работает в школе, учащиеся с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью. Члены секции являются постоянными участниками муниципальных и региональных конкурсов, фестивалей и конференций, становясь их победителями и призерами. Стало традицией подводить итоги работы научного общества на школьной конференции «Мы будущее России», активное участие в которой принимают и ребята нашей секции.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность в рамках работы научного общества повышает интерес ребят к предмету, исследовательской деятельности. Ежегодно увеличивается количество ребят, желающих заниматься в секции «Юный исследователь», работать над проектами, участвовать в научно-практической конференции. Все это способствует формированию мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний и умений.


Литература:

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. 2006. N 5. С. 35-38.

  2. Вихорева О.А. Научно-исследовательское сообщество как условие самоорганизации школьника // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». 2005. С.104.

  3. Гладилина И.П. Основы исследовательской деятельности школьников. М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. 97 с.

  4. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности// Практика административной работы в школе. 2006. № 7. С. 49-53.

  5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М.: Планета, 2010. 255 с.

  6. Прохлова С.Ю., Фоминых Н.М. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 157 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!