СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеклассной работы по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация внеклассной работы по физической культуре»









Организация внеклассной работы

по физической культуре






Выполнила:

Колесникова Ирина Михайловна, учитель физической культуры













ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Обзор литературы

1.1.Внеклассная работа по физической культуре…………………………..4

1.2.Организация внеклассной работы……………………………………….8

Глава II. Разработка спортивно-массового мероприятия «Весёлые старты»

2.1. Положение соревнования………………………………………………..9

2.2. Ход соревнований………………………………………………………..10


Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………13













ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.




1.1. Внеклассная работа по физической культуре

 Во внеклассной работе по физическому воспитанию ста­вятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учеб­ной программы по физической культуре, а также воспитание опре­деленных организационных навыков у детей и привычки к систе­матическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физи­ческой культуре и спорту в средних школах созда­ется коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физиче­ской культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей на­чальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и пра­вил поведения в походе. В походе дети приобретают первона­чальные навыки по туризму (ориентирование на местности, орга­низация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных клас­сах могут составлять упражнения из учебной программы, подвиж­ные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной про­граммы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвя­щаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торже­ственное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжествен­ном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

  В комплексной программе физического воспитания учащихся  1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных  секциях популярных видов спорта, группах ОФП  и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками  сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

   В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

   Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

  Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета  занятий, установки  на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных  склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного  свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной  регламентации. Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное  формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности. Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Это обусловливает  своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

  К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, греко-римская борьба и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.



1.2. Организация внеклассной работы

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных  клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные "Зимние Олимпийские игры".

Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. В МОБУ СОШ №21 учащиеся занимаются в различных спортивных секциях: ОФП, волейбола, баскетбола, лёгкой атлетики, лыжных гонок, греко-римской борьбы.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей.








ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СПОРТИВНО-МАССОВОГО МЕРОПРИТИЯ

«ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»


2.1. Положение соревнования:

«Утверждаю»_______

Директор школы №21 ______

Приказ №_____от ______ 20__ г.


П О Л О Ж Е Н И Е

о проведении «Весёлых стартов» среди 7-х классов,

посвящённых неделе здоровья

Цели и задачи:

-приобщение школьников к занятиям физической культурой и спортом;

- воспитание спортивного азарта, взаимовыручки, поддержки и дружбы;

- популяризация здорового образа жизни.


Место и время проведения:

Соревнования проводятся ______________в спортивном зале школы №21.

Начало старта в _______

Программа и участники:

К участию в соревнованиях допускаются учащиеся 7-х классов, состав команды 8 человек (4 мальчика+4 девочки).

Весёлые старты состоят из шести этапов. (этапы прилагаются).

Определение победителей:

Команда, набравшая наибольшее количество очков, занимает первое место.

Система очков: 1м -10 очков; 2м -9 очков; 3м -8 очков и т.д.

Судейство:

Судейство возлагается на учителей физкультуры и старшеклассников. За участие в соревнованиях ответственны классные руководители.


2.2. Ход соревнований

Спортивный зал украшен плакатами со спортивной тематикой.

Ведущий:

«Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады вас видеть. Сегодня состоится спортивный праздник для мальчиков и девочек, обладающих вниманием, волей к победе, выдержкой, смекалкой. Давайте поприветствуем наших участников». Звучит маршевая музыка. Выходят участники соревнований на парад. Ведущий читает стихи про физкультуру. Затем предоставляет слово командам для приветствия. Знакомит с составом жюри, в которое входят учителя физкультуры и старшеклассники. Они будут оценивать эстафеты и подводить итоги.

Ведущий желает успехов участникам соревнований и объявляет о начале эстафеты.

1 этап. Собери предметы. На противоположной стороне у поворотной стойки в обруче лежат 8 предметов (по числу участников эстафеты, включая и сам обруч). По команде каждый участник добегает до обруча, забирает один предмет, возвращается, передает эстафету следующему участнику.

2 этап. Передачи о стенку. Игроки поочередно бегут с мячом в руках до черты, от которой выполняют три передачи о стенку, затем возвращаются к команде, и отдают мяч следующему участнику.


Ведущий загадывает загадку.


3 этап. Прыжки без кроссовки. Участники предварительно снимают с одной ноги обувь и кладут ее в обруч, находящийся на линии поворота. По очереди участники прыгая на одной (обутой) ноге, добираются до места, где находится их вторая кроссовка, надевают ее, обратно возвращаются бегом и передают эстафету следующему.

4 этап. Страна дураков. Команда делится на пары -мальчик + девочка. В паре - девочка лиса Алиса, мальчик-кот Базилио. Лиса сгибает в колене ногу и, придерживает ее рукой, а коту Базилио завязывают глаза. Таким образом, обнявшись, парочка мошенников должна добрести до стойки и обратно. Эстафета передается следующей паре.


Ведущий загадывает загадку.


5 этап. Заячьи прыжки и скороходы. Команда должна выстроиться в колонну так: мальчик-девочка и т.д. Мальчики передвигаются к поворотной стойке в наклоне вперед держа себя за голеностоп, обратно - бегом. Девочки под коленями зажимают гимнастическую палку и, стараясь удержать ее в таком положении, совершают прыжки до поворотной стойки, обратно -бегом.

6 этап. Сбор урожая. Каждый участник из команды добегает до поворотной стойки, берет предмет и без помощи рук приносит его. Передает эстафету следующему участнику.


Ведущий: пока подводятся итоги соревнований, предоставляем вашему вниманию выступление танцевальной группы.


Ведущий: Дорогие наши участники и зрители. Наши соревнования подошли к концу. Мне хочется сказать, что все участники соревнований с честью выдержали предложенные им испытания. Какая команда стала лучшей, самой быстрой, самой дружной и спортивной? Предоставляется слово жюри.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей. Вручаются почётные грамоты и сладкие призы.

Ведущий читает стихи. До новых встреч!







Заключение

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.














ЛИТЕРАТУРА


1.Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и

проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Учебник для

студентов вузов. Гриф МО РФ. 2014 г.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта.- М.: «Академия», 2002 г.

3. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: «Просвещение». 1978 г

4. Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: «Просвещение», 1978 г.

5. Алтухов С.В. Инвест -менеджмент в спорте. Управление спортивными меро-

приятиями. Учебно-методическое пособие, 2013 г.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!