СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия дошкольников через интерактивные игры в рамках реализации инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия дошкольников через интерактивные игры в рамках реализации инклюзивного образования»

Организация взаимодействия дошкольников через интерактивные игры в рамках реализации инклюзивного образования

Современные технологии позволяют делать многие вещи интерактивными, то есть такими, в которых пользователь может принимать определённое участие. Интерактивным может быть дисплей компьютера, выставка в музее, видеофильм, школьный урок, театральный спектакль или даже книга. Способы достижения интерактивности могут быть совершенно разными. Так, если в видеофильм достаточно включить элемент компьютерной игры, то в случае с бумажной книгой читателю могут предложить перейти к той или иной странице, в зависимости от его пожелания или ответа на какой-либо вопрос.

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Особенности интерактивного обучения

Во-первых, интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).


Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них: - case-study (анализ конкретных, практических ситуаций);

интерактивные и ролевые игры:

«мозговой штурм»;

- дискуссии и дебаты;

метод проектов;

метод ассоциаций.

СЛАЙД №

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры.

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учатся простым жизненным правилам поведения в обществе, усваивают коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия.

Не стоит путать интерактивную игру с ролевой или деловой. В первом варианте всем присуждаются определенные роли и ситуации, вторые направлены на развитие деловых качеств и навыков ведения переговоров.

Интерактивные игры, в свою очередь, учат совершенно другому – конструктивному общению с окружающими.

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях

Среди всего многообразия игр для дошкольников с интерактивным элементом можно выделить следующие типы: Игры по мотивам сказок пользуются популярностью в детских дошкольных учреждениях. Такие постановки понятны малышам, ведь в них фигурируют персонажи, известные им с детства. На всякий случай перед проведением подобной игры нужно провести подготовительное занятие, которое напомнит детям о героях истории. Наводящие вопросы от учителя помогут малышам вспомнить сюжет и смысл сказки. Игры, знакомящие детей с окружающим миром. Для дошкольников берутся темы попроще: «Домашние животные», «Твердое-мягкое», «Кто живет в лесу» и т. д.

Как сделать игру интерактивной? Для этого достаточно ввести в нее методы интерактивного обучения, которые приемлемы для дошкольного образования.

Алгоритм создания игр Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм, который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе игры дети должны следовать следующим пунктам: Получение знаний – перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного общения, способы и пути достижения нужного результата. Анализ поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к окружающим. Затем ребенок должен выстроить стратегию достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время интерактивной игры. Наконец, когда с помощью коллективных усилий и руководства воспитателя, цель будет достигнута, игра считается завершенной. Используя этот метод, можно придумать интерактивную игру для любой темы. Немного фантазии и творчества – и у вас будет готов уникальный метод воспитания ребенка.

Алгоритм проведения интерактивной игры
  1. Воспитатель готовит упражнения и задания для детей. Лучше провести сначала пробную игру, а на следующем занятии провести итоговую игру.

  2. Перед детьми ставят цель игры, и какой они должны получить результат в конце игры, воспитатель дает подробную инструкцию, что должно происходить во время игры. Объяснить детям надо подробно и доходчиво, чтобы дети поняли всю суть игры.

  3. От начала и до конца игры дети взаимодействуют друг с другом, воспитатель следит за ходом игры и поправляет детей, при необходимости помогает им, направляет их для достижения поставленной цели.

  4. Когда игра закончится, дайте детям немного отдохнуть, чтобы они могли сосредоточиться и выслушать ваши советы и анализ игры.


Виды игр:

  • Интерактивная игра по мотивам любимых сказок. Не изобретайте велосипед! Если ребенок в 2 года готов слушать сказку «Теремок» с утра до вечера, то предложите ему разыграть ситуацию с персонажами сказки. Спросите малыша: «А что они делают там – в своем теремке? Чем занимаются целыми днями? Может надо что-то сделать, чтобы теремок в конце сказки не развалился?». Придумывайте разные ситуации и разыгрывайте их вместе с ребенком.

  • Интерактивная игра – знакомство с окружающем миром. Сейчас в продаже много детских развивающих наборов: геометрические фигуры, домашние и дикие животные, твердые и мягкие предметы, кто живет в лесу, какой цвет и т. д. Малыши от 1 года до 3 с удовольствием включаются в такие веселые игры. Можно заранее поискать интересные и запоминающиеся стишки. Главное правило – не заставлять детей учить, где красное, на что похож квадрат и как «говорит» корова, а вовлечь, заинтересовать, пробудить интерес.

  • Игры с использованием интерактивной доски для презентации. Для детей от 2-3 лет можно использовать магнитные буквы и цифры, изображения животных, наглядные картинки для викторины. Не стоит для этих целей использовать часто компьютер, так как в этом случае трудно интерактивную игру сделать командной, и тогда уже налаживание коммуникаций не получится.


Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)

- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

- Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

- По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!