Муниципальное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5»
« Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений »
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Роль ДОУ в развитии ребенка:
- получает дошкольное образование,
- приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Особенности семейного воспитания:
- особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности;
- влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни;
- именно родители - их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Факторы, влияющие на качество взаимодействия семьи и ДОУ:
- прежде всего, то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга;
- насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Достижение успеха в воспитании и обучении детей дошкольного возраста напрямую зависит:
- от того, насколько грамотно педагог строит процесс общения и взаимодействия с воспитанниками,
- от того, насколько эффективно он устанавливает контакт с родителями, чтобы понять их запросы.
Взаимодействие означает общение на равных с учетом интересов и потребностей всех сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.
Факторы, вызывающие затруднения при организации взаимодействия ДОУ и семьи:
- Некоторые педагоги, продолжают придерживаться учебно-дисциплинарной модели, используют в основном авторитарные методы и приемы работы с детьми.
- Педагоги недостаточно открыты для продуктивного общения с родителями воспитанников.
- Как правило, сосредоточены на деятельности внутри учреждения, их внешние контакты сведены к минимуму.
ОБУЧЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕМЬЕ
Основные профессиональные качества, характеризующие педагога нового уровня:
- проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;
- умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;
- умение выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой и применяя в рамках взаимодействия разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;
- стремление к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
- умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников и администрации ДОУ;
- готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;
- умение аргументированно отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией ДОУ;
- открытость к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями);
- умение создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
- умение транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых , позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивающая необходимые связи между воспитывающими взрослыми, позитивно отражающиеся на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать
Непосредственное воздействие педагога на семью. Перед педагогом стоит задача научить родителей, как надо воспитывать детей
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Условия организации дифференцированного подхода:
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;
- осуществление взаимосвязи разных форм работы с родителями.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Организация образовательной деятельности в семье
ФГТ
РЕШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
При проведении режимных моментов
В рамках непосредственной образовательной деятельности
В образовательном взаимодействии с семьей
Формы образовательного взаимодействия с семьями воспитанников по направлению «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
- информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: чему мы научимся (чему научились), наши достижения, познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми, выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и др.), в том числе и через официальный Интернет сайт МБДОУ;
- совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности родителей и педагогов;
- открытые педагогические мероприятия с детьми для родителей;
- посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств;
- организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников, создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами);
- совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы;
- создание тематических выставок при участии родителей - «дары природы», «история вещей», «родной край», «любимый город», «профессии наших родителей», «транспорт» и др.;
- проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда;
- совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках;
- тематические литературные и познавательные праздники «вечер сказок», «любимые стихи детства» с участием родителей;
- совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии);
- организация дистанционной формы сотрудничества педагогов и родителей через Интернет сайт МБДОУ.
Для качественной организации сотрудничества с семьями воспитанников необходимо разработать модель взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Планирование взаимодействия с родителями воспитанников
Показателями степени включения родителя в деятельность дошкольного учреждения являются:
- Сформированность представлений родителей о сфере
педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в
дошкольном учреждении;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей
дошкольного возраста.
- Владение необходимыми практическими умениями и
навыками воспитания и обучения детей дошкольного
возраста.
- Степень проявления интереса к активному включению
в планирование образовательного процесса.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!