ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
2.1. Содержание спортивной подготовки
В содержании спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.
Физическую подготовку подразделяют на:
— общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей работоспособности;
— специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств;
— специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);
— функциональную, направленную на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
В технической подготовке целесообразно выделять:
— беспредметную - обучение технике упражнений без предмета;
—предметную—обучение технике упражнений с предметами;
— хореографическую—обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев;
— музыкально-двигательную — обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности;
— композиционную — составление соревновательных программ.
В психологическую подготовку входят:
— базовая —'психическое развитие, образование и обучение;
— тренировочная — формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;
— соревновательная — формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
Тактическая подготовка может быть:
— индивидуальной — составление индивидуальной соревновательной программы, определение ударных видов, распределение сил, тактика поведения;
— групповой—подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения;
— командной — формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток.
Теоретическая подготовка — формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
2.2. Принципы спортивной подготовки
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:
1) общепедагогические (дидактические) принципы:
воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;
2) спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
3) методические:
— опережения — опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;
— многоборности—формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами;
— соразмерности - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;
— сопряженности — поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;
— избыточности — применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации больше, чем требуется, трудных элементов, элементов риска и оригинальных элементов;
— моделирования — широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
— централизации — подготовка наиболее перспективных гимнасток на централизованных сборах с привлечением к работе с ними лучших специалистов.
2.3. Этапы многолетней подготовки
Многолетняя подготовка гимнасток делится на 4 этапа:
I—этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-7 лет;
II —этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 8-11 лет;
Ill — этап углубленной подготовки: учебно-тренировочные группы пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения, возраст занимающихся 12—13 лет;
IV — этап высшего спортивного мастерства: группы спортивного совершенствования второго-третьего годов обучения и группы высшего спортивного мастерства первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 14 лет и старше.
2.4. Возрастные особенности обучения и тренировки на разных этапах многолетней подготовки (таблица № 1)
Возраст | Возрастные особенности | Методические особенности обучения и тренировки |
6-7 лет | Это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий спортом | |
| 1. Позвоночный столб отличается большой гибкостью и не устойчивостью изгибов | Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки |
| 2. Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен | Целесообразно целенаправленное, но осторожное развитие гибкости |
| 3. Интенсивно развиваются мышечная система и центры регуляции движений; крупные мышцы развиваются быстрее мелких, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, затруднены мелкие и точные движения | При преобладании в занятиях крупных, размашистых движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения. Значительное внимание уделять мышцам-разгибателям и развитию координации движений. |
| 4. Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны | Нагрузки должны быть небольшого объема, умеренной интенсивности и носить дробный характер |
| 5. Продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности невелика —до 15 мин | Занятия должны быть эмоциональными, многоплановыми, количество одноразовых указаний ограничено |
| 6. Особенно велика роль подражательного и игрового рефлексов | Основными методами должны быть наглядный, с идеальным показом, игровой |
| 7. Антропометрические размеры на 1/3 меньше взрослых | Целесообразно применение предметов, пропорционально уменьшенных размеров |
7-11 лет | Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие | |
| 1. Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств | Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а, также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты |
| 2. Значительного развития достигает кора головного мозга, II сигнальная система, слова имеют все большее значение | Все большее значение в обучении должны приобретать словесные методы |
| 3. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление; лучше воспринимаются кратковременные скоростно-силовые упражнения | В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме |
11-15 лет | С физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания, характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма | |
| 1. Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры | Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса тела, необходимо неуклонно, но осторожно повышать тренировочные нагрузки |
| 2. Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств | Тем не менее можно и нужно осваивать новые и сложные упражнения и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и скоростно-силовые качества. Необходимо больше терпения и упорства. |
| 3. Неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости | Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полноценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять врачебный контроль. |
| 4. В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям | Одной из важнейших задач воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание. |
15-18 лет | Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечно-сосудистая система готова к значительным нагрузкам. В этом возрасте можно ожидать самых высоких спортивных результатов. | |
2.5. Тренировочные и соревновательные нагрузки на разных этапах многолетней подготовки (таблица № 2)
Параметры нагрузок | Этапы многолетней подготовки | | | |
| I | II | III | IV |
Продолжительность соревновательного периода, месяцев | 1 | 2-3 | 4-5 | 5-7 |
Количество соревнований в год | 6-10 | 10-14 | 14-18 | 18-24 |
Количество тренировок в неделю | 3 -5 | 5-8 | 8-12 | 10-16 |
Количество тренировок в день | 1 | 1-2 | 1-3 | 1-3 |
Продолжительность тренировок, мин | 90 | 90-180 | 120-210 | 150-240 |
Количество элементов в день | 50-200 | 100-500 | 200-700 | 300-1000 |
Количество комбинаций в день | до 8 | до 15 | до 20 | до 30 |
2.6. Структура учебно-тренировочного занятия
Подготовительная часть:
I фрагмент—упражнения «по кругу»:
1-я серия — спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);
2-я серия — специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий) ;
3-я серия — танцевальные шаги, соединения и комбинации.
II фрагмент — упражнения у опоры и на середине:
4-я серия—общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног — голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища — шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника («сверху вниз»);
5-я серия —хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб, пар тер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.
III фрагмент—упражнения на середине:
6-я серия—упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные;
7-я серия — специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления);
8-я серия—упражнения в равновесии;
9-я серия — повороты на двух и одной;
10-я серия—соединения наклонов, равновесия, поворотов, волн и взмахов.
IV фрагмент — прыжки:
11-я серия—упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки);
12-я серия—амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.);
13-я серия—прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные);
14-я серия — прыжковые соединения;
15-я серия—соединения прыжков с другими движениями.
Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.
Основная часть:
V фрагмент—первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.
VI фрагмент—второй вид многоборья: изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.
Заключительная часть:
VII фрагмент—общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)
VIII фрагмент—музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
IX фрагмент — подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.