СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно-методические указания по художественной гимнастике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организационно-методические указания по художественной гимнастике»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ


2.1. Содержание спортивной подготовки

В содержании спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.

Физическую подготовку подразделяют на:

— общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей работоспособности;

— специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств;

— специально-двигательную подготовку, направленную на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);

— функциональную, направленную на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

В технической подготовке целесообразно выделять:

— беспредметную - обучение технике упражнений без предмета;

—предметную—обучение технике упражнений с предметами;                                      

— хореографическую—обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев;

— музыкально-двигательную — обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности;

— композиционную — составление соревновательных программ.

В психологическую подготовку входят:

— базовая —'психическое развитие, образование и обучение;

— тренировочная — формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;

— соревновательная — формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

Тактическая подготовка может быть:

— индивидуальной — составление   индивидуальной соревновательной программы, определение ударных видов, распределение сил, тактика поведения;

— групповой—подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения;

— командной — формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток.

Теоретическая  подготовка — формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.

Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

2.2. Принципы спортивной подготовки

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при соблюдении трех групп принципов:

1) общепедагогические (дидактические) принципы:

воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования;

2) спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок;

3) методические:

— опережения — опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективных программ;

— многоборности—формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами;

— соразмерности - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств;

— сопряженности — поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку;

— избыточности — применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации больше, чем требуется, трудных элементов, элементов риска и оригинальных элементов;

— моделирования — широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

— централизации — подготовка наиболее перспективных гимнасток на централизованных сборах с привлечением к работе с ними лучших специалистов.

2.3. Этапы многолетней подготовки

Многолетняя подготовка гимнасток делится на 4 этапа:

I—этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 6-7 лет;

II —этап начальной спортивной специализации: учебно-тренировочные группы первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 8-11 лет;

Ill — этап углубленной подготовки: учебно-тренировочные группы пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения, возраст занимающихся 12—13 лет;

IV — этап высшего спортивного мастерства: группы спортивного совершенствования второго-третьего годов обучения и группы высшего спортивного мастерства первого-четвертого годов обучения, возраст занимающихся 14 лет и старше.

2.4. Возрастные особенности обучения и тренировки на разных                этапах многолетней подготовки                         (таблица № 1)

Возраст                                          

Возрастные особенности

Методические особенности обучения и тренировки

6-7   лет

Это возраст интенсивного роста и развития всех функций и   систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий спортом



1. Позвоночный столб отличается большой гибкостью и не устойчивостью изгибов

Необходимо большое внимание уделять формированию          правильной осанки


2. Суставно-связочный аппарат   очень эластичен и недостаточно  прочен  

Целесообразно целенаправленное, но осторожное развитие гибкости


3. Интенсивно развиваются мышечная система и центры регуляции движений; крупные  мышцы   развиваются быстрее   мелких, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, затруднены мелкие и точные движения  

При преобладании в занятиях крупных, размашистых   движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения. Значительное внимание уделять мышцам-разгибателям и развитию координации движений.


4. Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны

Нагрузки должны быть небольшого объема, умеренной  интенсивности и носить дробный характер


5. Продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности невелика —до 15 мин  

Занятия должны быть эмоциональными, многоплановыми, количество одноразовых указаний ограничено


6. Особенно велика роль подражательного и игрового рефлексов

Основными методами должны быть наглядный, с идеальным показом, игровой


7. Антропометрические размеры   на 1/3 меньше взрослых

Целесообразно применение  предметов, пропорционально уменьшенных размеров

7-11 лет

Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно  равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие



1. Происходят существенные   изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого   уровня, поэтому  создаются   наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств

Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а,  также активизировать работу по развитию специальных  физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты


2. Значительного развития достигает кора головного мозга, II сигнальная система, слова имеют все большее значение

Все большее значение в обучении должны приобретать   словесные методы


3. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое   утомление; лучше воспринимаются кратковременные скоростно-силовые упражнения          

В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме

11-15 лет

С физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания, характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма



1. Наблюдается ускоренный   рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры

Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса   тела, необходимо неуклонно, но осторожно  повышать тренировочные нагрузки


2. Осуществляется перестройка   в деятельности

опорно-двигательного аппарата   временно  ухудшается координация,  возможно ухудшение других физических качеств            

Тем не менее можно и  нужно осваивать новые и сложные упражнения и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и скоростно-силовые   качества. Необходимо больше терпения и упорства.


3. Неравномерности в развитии   сердечно-сосудистой   системы   приводят к повышению кровяного  давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости

Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полноценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять врачебный контроль.


4. В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе   и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям    

Одной из важнейших задач  воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание.

15-18 лет

Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечно-сосудистая система готова к значительным нагрузкам.

В этом возрасте можно ожидать самых высоких спортивных результатов.


 

2.5. Тренировочные и соревновательные нагрузки на разных этапах многолетней подготовки                                         (таблица № 2)

Параметры нагрузок

Этапы многолетней подготовки





I

II

III

IV

Продолжительность соревновательного периода, месяцев                          

1  

     2-3      

4-5      

5-7

Количество соревнований в год

6-10

10-14

14-18

18-24

Количество тренировок в неделю  

3 -5

5-8

8-12

10-16

 Количество тренировок в день        

1

1-2

1-3

1-3

Продолжительность тренировок, мин

90

90-180

120-210

150-240

Количество  элементов в день  

50-200

100-500

200-700

300-1000

Количество комбинаций в день

до 8

до 15

до 20

до 30

           

                         

2.6. Структура учебно-тренировочного занятия

        Подготовительная часть:

I фрагмент—упражнения «по кругу»:

1-я серия — спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);

2-я серия  —  специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий) ;

3-я серия — танцевальные шаги, соединения и комбинации.

II фрагмент — упражнения у опоры и на середине:

4-я серия—общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног — голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища — шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника («сверху вниз»);

5-я серия —хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб, пар тер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.

III фрагмент—упражнения на середине:

6-я серия—упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные;

7-я серия — специфические упражнения  (волны, взмахи, расслабления);

8-я серия—упражнения в равновесии;

9-я серия — повороты на двух и одной;

10-я серия—соединения наклонов, равновесия, поворотов, волн и взмахов.

IV фрагмент — прыжки:

11-я серия—упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки);

12-я серия—амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.);

13-я серия—прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные);

14-я серия — прыжковые соединения;

15-я серия—соединения прыжков с другими движениями.

Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.

Основная часть:

V фрагмент—первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.

VI фрагмент—второй вид многоборья: изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.

Заключительная часть:

VII фрагмент—общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)

VIII фрагмент—музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.

IX фрагмент — подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.




Скачать

© 2024, 44 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!