СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно-педагогические условия реализации обучения на основе стандартов компетенций WorldSkills в профессиональной образовательной организации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся изучают образовательные программы на основе современных медицинских технологий, доказательной медицины и фармации, с учетом особенностей организации труда (в том числе охраны труда), оборудования, используемого в медицинских организациях.

Просмотр содержимого документа
«Организационно-педагогические условия реализации обучения на основе стандартов компетенций WorldSkills в профессиональной образовательной организации»

При создании организационно-педагогических условий для организации практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации ведущая роль отводится отбору эффективных технологий, методик, приемов и средств обучения.

Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся. Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных программ: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании к сотрудничеству. краткие характеристики современных подходов, методов, технологий организации учебного процесса.

1) Исследовательский подход.

Особую значимость исследовательский подход приобретает в связи с тем, что именно на его основе осуществляется переход на новое содержание образования.

Исследовательский подход предполагает:

– введение общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех этапах (от восприятия до применения на практике);

– организацию учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности.

Исследовательский подход способствует изменению характера взаимоотношений «учитель – обучающийся» в сторону сотрудничества, а также воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации обучения и образования, формированию глубоких, прочных и действенных знаний.

Использование исследовательского подхода способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, т.е. формированию способов активной познавательной деятельности.

2) Ценностно-ориентированный подход.

Ценностно-ориентированный подход к обучению – это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиции определенных ценностей. Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей личности обучающегося.

3) Личностно-ориентированный подход.

Целью личностно-ориентированного подхода является индивидуализация учебного процесса, гармоничное формирование и всестороннее развитие личности обучающегося, полное раскрытие его творческих сил с учетом его индивидуальных особенностей психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения с учетом потенциальных возможностей.

4) Деятельностный подход.

Деятельностный подход заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра.

5) Дифференцированный подход.

Дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся.

Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности. Условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

6) Компетентностный подход.

Целью компетентностного подхода является не усвоение суммы сведений, а освоение учениками таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Главной задачей компетентностного подхода является мотивиция учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он способствует организации самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимися знаний и умений в комплексе, а не отдельно друг от друга.

7) Системный подход.

Системный подход строится на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий. Он обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.

Системный подход также предполагает изучение разделов курса не изолированно, а в их взаимосвязи.

8) Коммуникативный подход.

Коммуникативный подход к обучению – это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Результатом коммуникативного подхода является способность осуществлять общение посредством языка в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения.

В соответствии с коммуникативным подходом в процессе обучения используются задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа).

9) Интегративный подход.

При интегративном подходе процесс обучению строится по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития обучающихся. Интегративный подход включает в себя много видов двигательной активности: физкультминутки, подвижные паузы, театрализованные игры.

Интегративный подход способствует обогащению словаря обучающихся, развитию коммуникативных умений; развитию эстетического вкуса, умению понимать и ценить произведения искусства.

10) Игровое обучение.

Использование игровых форм в качестве метода обучения способствует активизации познавательных интересов обучающихся. Главные элементы игровой технологии обучения: перед началом игры ставится конкретная цель обучения; через игровую деятельность достигается конкретный педагогический результат; обучающая деятельность подчиняется правилам игры; учебные материалы являются средствами игры. Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности, способствуют тому, что ученики учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей.

11) Проектный подход.

Учебный проект – учебно-познавательная деятельность, направленная на решение обучающимся или группой обучающихся научно-исследовательской, творческой или практической проблемы. Характеризуется общей целью, согласованностью методов и действий, расширенным решением проблемы.

Использование элементов проектного подхода предполагает, что обучающийся ставит перед собой проблему и самостоятельно находит пути ее решения. Проектный подход реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся. При использовании проектного подхода рекомендуется организация деятельности обучающихся по подготовке коллективных, групповых проектов. Проектные работы не ограничиваются только лишь урочными часами, поэтому предусматривается и интеграция с внеурочной деятельностью.

12) Использование информационных технологий.

Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) строится на базовых ИКТ-навыках и включает в себя правильное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации. Обучающиеся развивают навыки по ИКТ в процессе обучения по всем учебным предметам, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу, используя широкий спектр оборудования и приложений.

13) Кейс-стади.

Кейс-стади – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. В ходе применения кейс-стади при групповом опросе обучающиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения.

Использование кейс-стади:

– способствует выработке умений системного, корреляционного, факторного, статистического и других видов анализа;

– предполагает дополнительные варианты работы обучающихся; 14) Развивающее обучение.

Целью развивающего обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Развивающее обучение формирует у обучающихся познавательную самостоятельность, активную жизненную позицию.

Оно осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, в использовании в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности обучающегося, способствует овладению обучающимися способами действий, учит конструировать свою учебную деятельность и управлять ею.

15) Модульное обучение.

Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе блочно - модульного представления учебной информации, при котором содержание обучения передается в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

При модульном обучении дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Модульное обучение обеспечивает гибкость обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности обучающегося, уровню его базовой подготовки. Тем самым оно обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

16) Проблемное обучение.

Проблемное обучение – это наиболее актуальное средство формирования мировоззрения. Эффективность проблемного обучения состоит в том, что при решении задач такого типа у обучающихся формируется критическое, творческое, диалектическое мышление.

Проблемное обучение способствует формированию умений применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности, умений творческого применения знаний, т.е. применения знаний в новой ситуации.

Оно способствует накоплению опыта творческой деятельности, овладению исследовательскими методами, приобретению способностей решать практические проблемы и задачи художественного отображения действительности.

Проблемное обучение способствует формированию мотивов, потребностей учения, т.е. созданию таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.

17) Индивидуальное обучение.

Индивидуальное обучение способствует индивидуализации процесса обучения и воспитания, учету особенностей обучающихся, формированию опыта самостоятельной познавательной деятельности, потребности и готовности к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Оно предполагает деятельность учащегося по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно, в едином для всех темпе работы.

Индивидуальное обучение уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании. При использовании индивидуального обучения обеспечивается активная учебная деятельность каждого обучающегося. Оно позволяет каждому обучающемуся работать в индивидуальном темпе; обеспечивает возможность восполнять пробелы в знаниях, активизацию работы каждого обучающегося; дифференцированный подход к обучающимся.

Важно также то, что индивидуальное обучение обеспечивает усиление самоконтроля обучающихся, является основой для самообразования.

Таблица 1. Сравнительный анализ педагогических подходов и существующего опыта по организации методик обучения WorldSkills

№ п/п

Наименование технологии

Методика организации педагогического подхода

Методика WS

1

Проблемное обучение

Самостоятельная поисковая деятельности обучающегося по решению учебных проблем под руководством мастера производственного обучения

Проблемный диалог

2

Информационно-коммуникационные технологии

Пошаговая инструкция выполнения определенных технологических операций,

Погружает обучающихся в профессиональную среду

3

Личностно ориентированное обучение

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом уровня его способностей, интеллекта и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Подготовка проводится индивидуально, прорабатывается каждый навык по профессиональным компетенциям

4

Развивающее обучение


Применение объективных методов оценивания результатов.


Понимание престижа профессии.

5

Игровое обучение.

Учебные материалы являются средствами игры

Проверка навыков выпускников в реальных производственных условиях.

Немаловажную роль играет оснащение рабочих мест и наличие современного оборудования для реализации основных и дополнительных образовательных программ с использованием методик и технологий WS.

ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» осуществляет профессиональную подготовку специалистов по программам подготовки специалистов среднего звена согласно лицензии.

Ежегодно контингент студентов составляет более 1000 человек. Структура и динамика подготовки в колледже по программам среднего и дополнительного профессионального образования непосредственно связаны с удовлетворением потребностей в кадрах средних медицинских работников, что свидетельствует об устойчивом спросе специалистов данных профилей в региональном здравоохранении.

Анализ рынка труда позволяет колледжу предоставлять востребованные образовательные услуги по всем реализуемым специальностям. Прием студентов в колледж осуществляется на базе среднего общего образования и основного общего образования по специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика».

Обучающиеся изучают образовательные программы на основе современных медицинских технологий, доказательной медицины и фармации, с учетом особенностей организации труда (в том числе охраны труда), оборудования, используемого в медицинских организациях.

В этой связи, по предложению председателей государственной аттестационной комиссии, в состав вариативной части ФГОС СПО введена учебная дисциплина «Научные исследования в сестринском деле» по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело»; дисциплина «Методика исследовательской работы» по специальностям «Лабораторная диагностика» и «Фармация», с целью подготовки студентов к выполнению дипломных работ. Дисциплины успешно реализуются. Студенты получают базовые знания по организации, структуре и проведению научного исследования, представляют собственные проекты, осваивают основы статистики. Успешно введена дисциплина «Основы предпринимательства» с целью получения профессиональных знаний в области предпринимательства и современного бизнеса, получения профессиональных навыков в организации предпринимательской деятельности.

Аудиторный фонд ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» составляет 68 аудиторий, из них: 3 лекционные аудитории; 35 кабинетов специальных дисциплин; 5 кабинетов общеобразовательных дисциплин; 10 лабораторий; 3 кабинета информатики и ИКТ; 12 лаборантских. Для реализации учебных планов по программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным образовательным программам в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» имеются 56 оборудованных учебных кабинетов.

Практические занятия проводятся в кабинетах доклинической практики колледжа и на базах лечебно-профилактических учреждений. В учебных корпусах имеются 35 кабинетов доклинической практики, в которых создана современная образовательная среда, максимально приближенная к требованиям практического здравоохранения и реальным условиям будущей профессиональной деятельности выпускников.

Оснащение рабочих мест, наличие специализированных кабинетов и лабораторий в медицинском колледже, отвечающее требованиям инфраструктурных листов по компетенции

«Медицинский и социальный уход»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!