СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно-содержательное обеспечение занятий обучающихся по физической культуре: модуль «Лапта»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

обновление содержания учебного предмета «Физическая культура» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе лапты.

Просмотр содержимого документа
«Организационно-содержательное обеспечение занятий обучающихся по физической культуре: модуль «Лапта»»

 «Организационно-содержательное обеспечение занятий обучающихся по физической культуре: модуль «лапта»


Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

В настоящее время обновление содержания учебного предмета «Физическая культура» включает развитие и внедрение спортивно-ориентированных форм обучения, реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том числе лапты.

В России «Лапта» пользовалась особой популярностью. В нее играли и взрослые, и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Во-первых, одной из причин выбора данной игры стала общая проблема, которая неожиданно возникла, - пандемия, самоизоляция и, как результат, - снижение двигательной активности. Несмотря на усилия, которые прикладывали мы, чтобы стимулировать учащихся к активным движениям, все равно стоит отметить, что не все усилия увенчались успехом. Потребность в движении и общении – вот одна из основ ЗОЖ, которой мы были частично лишены. Как решить проблему «малоподвижности»? Как побудить школьников и их родителям развивать двигательную активность? Время пандемии диктует условия: открытые пространства (без каких-либо специальных оборудованных площадок), занятия на свежем воздухе (где процент возможности заразиться снижается в разы), социальная дистанция между участниками. Был проведен мозговой штурм, результат оказался прост – русские народные игры.

Во-вторых, традиционно на уроках физической культуры учащиеся изучают программные спортивные командные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Но во внеурочной деятельности все чаще и чаще звучат предложения: давайте во что-нибудь новенькое поиграем… А новое – это, как известно, хорошо забытое старое. Например, русские народные игры.

И, в-третьих, большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы не требуется больших средств на приобретение оборудования и инвентаря. Для игры достаточно простой ровной площадки размером 45-55 м в длину, 25-40 м в ширину, несколько цельнодеревянных бит длиной от 60 до 110 см и мяча для игры в большой теннис.

Народные игры – это концентрированный опыт поколений. Мы спросили у ребят и их родителей: какие русские народные игры они знают? Ответы были следующие: «Городки», «Бой на бревне мешками», «Масляничный столб», «Перетягивание каната», «Лапта». Две последние – командные состязания. Для перетягивания каната необходима сила. А для лапты? Нас заинтересовало, почему ребята и их родители обратили внимание на «Лапту», и мы обратились к истории.

Оказывается, Петр I для своих солдат и офицеров Преображенского полка выбрал русскую народную игру «Лапта», чтобы развивать физические и тактические качества. А Александр Васильевич Суворов ввел лапту в физическую подготовку солдат, как обязательный элемент.

Именно «Лапта», по предложениям школьников, и стала центральной во внеурочной деятельности, а сейчас уже практически вошла и в урочную деятельность, как отдельный модуль «Лапта».

Лапта – это двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды совершить, как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде два очка. Цель другой команды не дать соперникам сделать перебежки посредством осаливания мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки.

Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма и патриотизма. Речь идет, как раз о формировании метапредметных и личностных результатов обучающихся с помощью данного модуля! Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей занимающихся.

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач по формированию двигательных навыков и развитию определенных интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся и организацию условий для их лучшего решения.

Занятия лаптой способствуют развитию у обучающихся основных физических качеств. Важнейшими качествам для игры в лапту является скорость и ловкость. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития морально-волевых качеств. Силовые качества в лапте находят свое выражение в выполнении удара по мячу, в прыжковой деятельности, в скорости бега и т.д. Для развития этого качества на уроках применяются упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, приседания с отягощением, метания мячей на дальность. В процессе игры воспитываются и такие физические качества как, гибкость, скорость, выносливость и их сочетания, которые необходимы для всестороннего развития школьника. На уроках лапты с успехом могут решаться и воспитательные задачи, так как в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса психолого-физиологических качеств.

Игра в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой. Эффективность уроков по лапте в общеобразовательной школе достигается рациональным планированием учебного материала.

Занятия в лапту предполагают проведение обучения на открытом воздухе с использованием естественной площадки с травяным покрытием. Однако проведение обучения можно организовать и в спортивном зале. Лапта в закрытых помещениях будет способствовать подготовке учащихся и позволит сохранить необходимые навыки в течение года.

Таким образом, в процессе проведения урочной и внеурочной деятельности по русской лапте учитель физической культуры должен направить свои усилия на то, чтобы в ходе занятий спортивной игрой укрепить здоровье детей, улучшить их физическую подготовленность, добиться прочного освоения жизненно необходимых умений и навыков, воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

При реализации модуля активно используются межпредметные связи (история России, литература (легенды, предания, былины…), ОБЖ (безопасное поведение во время игры), технология (изготовление лапты, мячей), математика (подсчет результатов игр), физическая культура (развитие физических качеств), информатика (презентация игр), русский язык (публичная защита), иностранный язык (подборка аналогичных народных игр)).

Таким образом, кроме проведения игровой деятельности, мы организовывали в феврале 2022 года на уровне района проект «Русский богатырь», где проводились состязания по перетягиванию каната, знанию истории, армреслингу и, конечно, Русской лапте. Данный проект понравился местной администрации, и 7 декабря 2022г на базе МАОУ «Школы №156 им. Б.И. Рябцева» был организован городской ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию, где соревнования по русским народным играм уже ежегодно проводятся на уровне города.

30 декабря 2022 года была одобрена и внесена в реестр примерных основных общеобразовательных программ Примерная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (модуль «ЛАПТА») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данную программу учителя физической культуры могут использовать, как ориентировочный вариант методического обеспечения реализации с обучающимися игры в лапту в урочной или внеурочной деятельности.

Данный модуль разрабатывался и применялся во внеурочной деятельности с 2020 года на базе МАОЙ «Школа №156 им. Б.И. Рябцева» учителями ФК



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!