СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно-содержательные аспекты проектирования СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организационно-содержательные аспекты проектирования СИПР»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Организационно-содержательные аспекты проектирования СИПР  Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Организационно-содержательные аспекты проектирования СИПР

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

      Уровни индивидуальности  В. Мерлин   индивидуальные свойства организма индивидуальные психические свойства индивидуальные социально-психологические свойства Введение

Уровни индивидуальности В. Мерлин

  • индивидуальные свойства организма
  • индивидуальные психические свойства
  • индивидуальные социально-психологические свойства

Введение

СИПР – это документ, индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
  • СИПР – это документ, индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы заключается, прежде всего, в преодолении несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного года обучения, ступени обучения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.

Целевое назначение индивидуальной образовательной программы заключается, прежде всего, в преодолении несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного года обучения, ступени обучения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Светящиеся предметы Яркие предметы, игрушки

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Светящиеся предметы

Яркие предметы, игрушки

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Колокольчики Звучащие игрушки Музыкальные игрушки Аудиоплеер

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Колокольчики

Звучащие игрушки

Музыкальные игрушки

Аудиоплеер

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  (ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):   Массажные мячики Резиновые мячики Массажёры

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):

Массажные мячики

Резиновые мячики

Массажёры

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР). Сайт умксипр.рф ; Раздел «Содержательный»; Меню УМК «Оценка развития».

Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР).

  • Сайт умксипр.рф ;
  • Раздел «Содержательный»;
  • Меню УМК «Оценка развития».
Функции СИПР   нормативная функция информационная функция  мотивационная функция  организационная функция  прогностическая функция Введение

Функции СИПР

  • нормативная функция
  • информационная функция
  • мотивационная функция
  • организационная функция
  • прогностическая функция

Введение

Структурные компоненты специальной индивидуальной программы развития   Титульный лист Информационный лист 1 . Общие сведения о ребёнке 2 .Характеристика, включающая динамику развития обучающегося на момент составления программы 3 .Учебный план 4 . Содержание образования в условиях образовательной организации и ЕРЦ 4.1. Формирование базовых учебных действий  Коррекция проблемного поведения, причины проблемного поведения, способы коррекции 4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 5. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР 6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.

Структурные компоненты специальной индивидуальной программы развития

Титульный лист

Информационный лист

1 . Общие сведения о ребёнке

2 .Характеристика, включающая динамику развития обучающегося на момент составления программы

3 .Учебный план

4 . Содержание образования в условиях образовательной организации и ЕРЦ

4.1. Формирование базовых учебных действий

Коррекция проблемного поведения, причины проблемного поведения, способы коррекции

4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

5. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.

 Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  «Согласовано» Директор ГКСУСО СО «Екатеринбургский реабилитационный центр  для детей – инвалидов» Н.Г. Печеник _______________  «Утверждено» приказом директора № ______ от ________  заместитель директора по УВР ___________ / Т.А. Путяйкина  СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  обучающейся 6 года обучения Степановой Марины Михайловны  на 2022 – 2023 учебный год  Составитель:  Учитель __________  Екатеринбург – 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

«Согласовано»

Директор ГКСУСО СО

«Екатеринбургский реабилитационный центр

для детей – инвалидов» Н.Г. Печеник

_______________

«Утверждено» приказом директора

№ ______ от ________

заместитель директора по УВР

___________ / Т.А. Путяйкина

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающейся 6 года обучения Степановой Марины Михайловны

на 2022 – 2023 учебный год

Составитель:

Учитель __________

Екатеринбург – 2022

 Общие сведения о ребёнке ФИО ребенка дата рождения адрес проживания сведения о родителях (ФИО родителей/опекунов) место работы родителей/опекунов заключение ПМПк

Общие сведения о ребёнке

  • ФИО ребенка
  • дата рождения
  • адрес проживания
  • сведения о родителях (ФИО родителей/опекунов)
  • место работы родителей/опекунов
  • заключение ПМПк
Характеристика отражает: Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребёнка Данные о физическом здоровье, двигательном развитии ребёнка Особенности проявлений познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребёнка Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций Сформированность социально-значимых навыков Интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объём помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая Выводы по итогам обследования: учебные предметы, коррекционные занятия в условиях образовательной организации, условиях надомного обучения

Характеристика отражает:

  • Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребёнка
  • Данные о физическом здоровье, двигательном развитии ребёнка
  • Особенности проявлений познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления
  • Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребёнка
  • Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций
  • Сформированность социально-значимых навыков
  • Интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность
  • Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объём помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая
  • Выводы по итогам обследования: учебные предметы, коррекционные занятия в условиях образовательной организации, условиях надомного обучения
Операции процесса мышления  Анализ  Синтез  Сравнение  Обобщение  Конкретизация  Систематизация (классификация)  Установление причинно-следственных связей  (Зачем? Почему? Что сначала, что потом?  Нелепицы и т.д.)

Операции процесса мышления

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Конкретизация
  • Систематизация (классификация)
  • Установление причинно-следственных связей

(Зачем? Почему? Что сначала, что потом?

Нелепицы и т.д.)

Сформированность социально-значимых навыков  самообслуживание  здоровье и безопасность  навыки социального взаимодействия  отношение к оценке (реагирует ли на  поощрения и порицания)  досуговая деятельность (чем любит  заниматься) трудовая направленность (в чем может  оказать помощь)

Сформированность социально-значимых навыков

  • самообслуживание
  • здоровье и безопасность
  • навыки социального взаимодействия
  • отношение к оценке (реагирует ли на
  • поощрения и порицания)
  • досуговая деятельность (чем любит

заниматься)

  • трудовая направленность (в чем может

оказать помощь)

 Учебный план               Предмет, коррекционныйкурс Сенсорное развитие Групповые занятия Учитель Альтернативная коммуникация Воспитатель/ Тьютор  1 Учитель-логопед  1 Учитель физкультуры Учитель –дефектолог Педагог-психолог  Всего:

Учебный план

 

 

 

 

 

 

 

Предмет, коррекционныйкурс

Сенсорное развитие

Групповые занятия

Учитель

Альтернативная коммуникация

Воспитатель/ Тьютор

1

Учитель-логопед

1

Учитель физкультуры

Учитель –дефектолог

Педагог-психолог

Всего:

Формирование базовых учебных действий  Поддержание правильной позы   Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание   Подражание простым движениям и действиям с предметами   Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)   Принятие помощи взрослого   Использование по назначению учебных материалов   Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)   Выполнение действий с предметами (по подражанию)   Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

Формирование базовых учебных действий

  • Поддержание правильной позы
  •   Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
  •   Подражание простым движениям и действиям с предметами
  •   Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
  •   Принятие помощи взрослого
  •   Использование по назначению учебных материалов
  •   Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
  •   Выполнение действий с предметами (по подражанию)
  •   Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
Коррекция проблемного поведения,  причины проблемного поведения, способы коррекции

Коррекция проблемного поведения,

причины проблемного поведения,

способы коррекции

Планируемые результаты освоения программы  Личностные « Социальные навыки»  - участвует в совместной элементарной игровой деятельности;  - вступает в контакт, инициируемый педагогом; Компоненты социально – познавательной сферы  - проявляет интерес к новым предметам и игрушкам, новым видам деятельности; Навыки адаптации  - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) доступным ему способом;  - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) доступным ему способом; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств  - наблюдает за окружающими предметами и явлениями, прослушивает музыкальные произведения;

Планируемые результаты освоения программы Личностные

  • « Социальные навыки»

- участвует в совместной элементарной игровой деятельности;

- вступает в контакт, инициируемый педагогом;

  • Компоненты социально – познавательной сферы

- проявляет интерес к новым предметам и игрушкам, новым видам деятельности;

  • Навыки адаптации

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) доступным ему способом;

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) доступным ему способом;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями, прослушивает музыкальные произведения;

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» Предметные планируемые результаты: использует звук как средство коммуникации(привлекает внимание, выражает удовольствие/неудовольствие, согласие или несогласие в ответ на предложенную ситуацию, деятельность, предмет); использует отстраняющий жест как средство коммуникации (выражает несогласие); понимает простые односложные инструкции-действия(возьми, положи, катай, бросай, лови и др.)  

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»

Предметные планируемые результаты:

  • использует звук как средство коммуникации(привлекает внимание, выражает удовольствие/неудовольствие, согласие или несогласие в ответ на предложенную ситуацию, деятельность, предмет);
  • использует отстраняющий жест как средство коммуникации (выражает несогласие);
  • понимает простые односложные инструкции-действия(возьми, положи, катай, бросай, лови и др.)

 

 Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  Раздел  Виды учебной деятельности Коммуникация с использованием невербальных средств Смотрит в глаза учителю во время совместной деятельности Импрессивная речь Улыбается при тактильных контактах с учителем, во время прослушивания музыки Понимает слова, обозначающие названия предметов Использует отстраняющий жест как средство коммуникации(выражает несогласие)   Понимает простые односложные инструкции – действия

Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Раздел

Виды учебной деятельности

Коммуникация с использованием невербальных средств

Смотрит в глаза учителю во время совместной деятельности

Импрессивная речь

Улыбается при тактильных контактах с учителем, во время прослушивания музыки

Понимает слова, обозначающие названия предметов

Использует отстраняющий жест как средство коммуникации(выражает несогласие)

 

Понимает простые односложные инструкции – действия

 Календарно-тематическое планирование № п/п  Наименование разделов, тем программы 1. Количество часов по теме, разделу Слова-предметы. Машина. 2.  Слова – действия. Стоит, едет.  2  2

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем программы

1.

Количество часов по теме, разделу

Слова-предметы. Машина.

2.

Слова – действия. Стоит, едет.

2

2

 Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР  ФИО   Должность  Предмет

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР

ФИО

Должность

Предмет

    Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов   ассистивные средства: инвалидная коляска, кресло с фиксацией для занятий, вертикализатор учебные пособия:  - специально подобранные предметы;игрушки;  - предметы различной формы, величины, цвета;  - интернет – ресурсы (детские песенки, музыкальные фрагменты, звуки живой и неживой природы, бытовые шумы и т. д.)

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • ассистивные средства: инвалидная коляска, кресло с фиксацией для занятий, вертикализатор
  • учебные пособия:

- специально подобранные предметы;игрушки;

- предметы различной формы, величины, цвета;

- интернет – ресурсы (детские песенки, музыкальные фрагменты, звуки живой и неживой природы, бытовые шумы и т. д.)

 Средства мониторинга 1 . ФЗ «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке») 2. ФЧ «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.) 3. П «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия) 4. И «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) 5. А «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую последовательность действий)  6. О «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия)  7. С «выполняет действие без опоры на внешние средства»    

Средства мониторинга

1 . ФЗ «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке»)

2. ФЧ «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.)

3. П «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия)

4. И «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую)

5. А «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую последовательность действий)

6. О «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия)

7. С «выполняет действие без опоры на внешние средства»

 

 

 Конструктор СИПР  (УМК СИПР РФ)  Поисковик «УМК СИПР РФ»  Раздел «Технологический»  Перейдите по ссылке в личный кабинет  Слева «СИПР»  Создать  1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 6 7 8 9

Конструктор СИПР (УМК СИПР РФ)

  • Поисковик «УМК СИПР РФ»
  • Раздел «Технологический»
  • Перейдите по ссылке в личный кабинет
  • Слева «СИПР»
  • Создать
  • 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 6 7 8 9
 Карточки PECS

Карточки PECS

Пиктограммы

Пиктограммы

 Игры и упражнения Игра « Цветные резинки» Игры с прищепками Игры с перчатками Игры с материалами

Игры и упражнения

  • Игра « Цветные резинки»
  • Игры с прищепками
  • Игры с перчатками
  • Игры с материалами
 Игры с коробками

Игры с коробками

 Преимущества игр с коробками Вариативность величины Вариативность ощущений Вариативность способов действий Мобильность Целевая вариативность

Преимущества игр с коробками

  • Вариативность величины
  • Вариативность ощущений
  • Вариативность способов действий
  • Мобильность
  • Целевая вариативность
Требования к играм с коробками Безопасность Установление зрительного контакта Ожидание, паузы Многократность действий

Требования к играм с коробками

  • Безопасность
  • Установление зрительного контакта
  • Ожидание, паузы
  • Многократность действий
 Игры с маленькими коробками

Игры с маленькими коробками

Примеры игр с маленькими коробками «Берем и складываем» «Где мишка?» «Строим башню» «Строим дорожку» «Строим высокий забор» «Тематические коробки» «Звуковые коробки»

Примеры игр с маленькими коробками

  • «Берем и складываем»
  • «Где мишка?»
  • «Строим башню»
  • «Строим дорожку»
  • «Строим высокий забор»
  • «Тематические коробки»
  • «Звуковые коробки»
• « Строим стульчик или кроватку»

• « Строим стульчик или кроватку»

• « Прозрачные коробки» • « Открой – закрой» • « Поймай игрушку»

• « Прозрачные коробки»

• « Открой – закрой»

• « Поймай игрушку»

• «Попади в окошко»

• «Попади в окошко»

• «Сортер»

• «Сортер»

• «Большой – маленький»

• «Большой – маленький»

 Игры с большими коробками

Игры с большими коробками

 Игры с пальчиками

Игры с пальчиками

 Игры с тестом  Обогащают ощущения и восприятие

Игры с тестом

Обогащают ощущения и восприятие

 «Шлепанье»

«Шлепанье»

 «Оставляем следы»

«Оставляем следы»

 «Достань игрушку»

«Достань игрушку»

 Формула трёх «П» П ринятие П онимание П омощь  Благодарю за внимание!

Формула трёх «П»

  • П ринятие
  • П онимание
  • П омощь

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!