Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями развития
на территории Свердловской области
Организационно-содержательные аспекты проектирования СИПР
Закеряева Лариса Николаевна,
методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области,
учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»
Уровни индивидуальности В. Мерлин
- индивидуальные свойства организма
- индивидуальные психические свойства
- индивидуальные социально-психологические свойства
Введение
- СИПР – это документ, индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы заключается, прежде всего, в преодолении несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного года обучения, ступени обучения и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):
Светящиеся предметы
Яркие предметы, игрушки
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ):
Колокольчики
Звучащие игрушки
Музыкальные игрушки
Аудиоплеер
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ):
Массажные мячики
Резиновые мячики
Массажёры
Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР).
- Сайт умксипр.рф ;
- Раздел «Содержательный»;
- Меню УМК «Оценка развития».
Функции СИПР
- нормативная функция
- информационная функция
- мотивационная функция
- организационная функция
- прогностическая функция
Введение
Структурные компоненты специальной индивидуальной программы развития
Титульный лист
Информационный лист
1 . Общие сведения о ребёнке
2 .Характеристика, включающая динамику развития обучающегося на момент составления программы
3 .Учебный план
4 . Содержание образования в условиях образовательной организации и ЕРЦ
4.1. Формирование базовых учебных действий
Коррекция проблемного поведения, причины проблемного поведения, способы коррекции
4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
5. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Цели обучения и ожидаемые умения и навыки, вырабатываемые в ходе обучения.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
«Согласовано»
Директор ГКСУСО СО
«Екатеринбургский реабилитационный центр
для детей – инвалидов» Н.Г. Печеник
_______________
«Утверждено» приказом директора
№ ______ от ________
заместитель директора по УВР
___________ / Т.А. Путяйкина
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающейся 6 года обучения Степановой Марины Михайловны
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Учитель __________
Екатеринбург – 2022
Общие сведения о ребёнке
- ФИО ребенка
- дата рождения
- адрес проживания
- сведения о родителях (ФИО родителей/опекунов)
- место работы родителей/опекунов
- заключение ПМПк
Характеристика отражает:
- Бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребёнка
- Данные о физическом здоровье, двигательном развитии ребёнка
- Особенности проявлений познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления
- Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребёнка
- Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций
- Сформированность социально-значимых навыков
- Интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность
- Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объём помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая
- Выводы по итогам обследования: учебные предметы, коррекционные занятия в условиях образовательной организации, условиях надомного обучения
Операции процесса мышления
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Конкретизация
- Систематизация (классификация)
- Установление причинно-следственных связей
(Зачем? Почему? Что сначала, что потом?
Нелепицы и т.д.)
Сформированность социально-значимых навыков
- самообслуживание
- здоровье и безопасность
- навыки социального взаимодействия
- отношение к оценке (реагирует ли на
- поощрения и порицания)
- досуговая деятельность (чем любит
заниматься)
- трудовая направленность (в чем может
оказать помощь)
Учебный план
Предмет, коррекционныйкурс
Сенсорное развитие
Групповые занятия
Учитель
Альтернативная коммуникация
Воспитатель/ Тьютор
1
Учитель-логопед
1
Учитель физкультуры
Учитель –дефектолог
Педагог-психолог
Всего:
Формирование базовых учебных действий
- Поддержание правильной позы
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- Подражание простым движениям и действиям с предметами
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
- Принятие помощи взрослого
- Использование по назначению учебных материалов
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
- Выполнение действий с предметами (по подражанию)
- Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
Коррекция проблемного поведения,
причины проблемного поведения,
способы коррекции
Планируемые результаты освоения программы Личностные
- участвует в совместной элементарной игровой деятельности;
- вступает в контакт, инициируемый педагогом;
- Компоненты социально – познавательной сферы
- проявляет интерес к новым предметам и игрушкам, новым видам деятельности;
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) доступным ему способом;
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) доступным ему способом;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями, прослушивает музыкальные произведения;
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Предметные планируемые результаты:
- использует звук как средство коммуникации(привлекает внимание, выражает удовольствие/неудовольствие, согласие или несогласие в ответ на предложенную ситуацию, деятельность, предмет);
- использует отстраняющий жест как средство коммуникации (выражает несогласие);
- понимает простые односложные инструкции-действия(возьми, положи, катай, бросай, лови и др.)
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Раздел
Виды учебной деятельности
Коммуникация с использованием невербальных средств
Смотрит в глаза учителю во время совместной деятельности
Импрессивная речь
Улыбается при тактильных контактах с учителем, во время прослушивания музыки
Понимает слова, обозначающие названия предметов
Использует отстраняющий жест как средство коммуникации(выражает несогласие)
Понимает простые односложные инструкции – действия
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем программы
1.
Количество часов по теме, разделу
Слова-предметы. Машина.
2.
Слова – действия. Стоит, едет.
2
2
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
ФИО
Должность
Предмет
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- ассистивные средства: инвалидная коляска, кресло с фиксацией для занятий, вертикализатор
- учебные пособия:
- специально подобранные предметы;игрушки;
- предметы различной формы, величины, цвета;
- интернет – ресурсы (детские песенки, музыкальные фрагменты, звуки живой и неживой природы, бытовые шумы и т. д.)
Средства мониторинга
1 . ФЗ «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке»)
2. ФЧ «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.)
3. П «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия)
4. И «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую)
5. А «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую последовательность действий)
6. О «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия)
7. С «выполняет действие без опоры на внешние средства»
Конструктор СИПР (УМК СИПР РФ)
- Поисковик «УМК СИПР РФ»
- Раздел «Технологический»
- Перейдите по ссылке в личный кабинет
- Слева «СИПР»
- Создать
- 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 6 7 8 9
Карточки PECS
Пиктограммы
Игры и упражнения
- Игра « Цветные резинки»
- Игры с прищепками
- Игры с перчатками
- Игры с материалами
Игры с коробками
Преимущества игр с коробками
- Вариативность величины
- Вариативность ощущений
- Вариативность способов действий
- Мобильность
- Целевая вариативность
Требования к играм с коробками
- Безопасность
- Установление зрительного контакта
- Ожидание, паузы
- Многократность действий
Игры с маленькими коробками
Примеры игр с маленькими коробками
- «Берем и складываем»
- «Где мишка?»
- «Строим башню»
- «Строим дорожку»
- «Строим высокий забор»
- «Тематические коробки»
- «Звуковые коробки»
• « Строим стульчик или кроватку»
• « Прозрачные коробки»
• « Открой – закрой»
• « Поймай игрушку»
• «Попади в окошко»
• «Сортер»
• «Большой – маленький»
Игры с большими коробками
Игры с пальчиками
Игры с тестом
Обогащают ощущения и восприятие
«Шлепанье»
«Оставляем следы»
«Достань игрушку»
Формула трёх «П»
- П ринятие
- П онимание
- П омощь
Благодарю за внимание!