СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе (формирование целостной картины мира) на тему «Перелётные птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия в ДОУ: «Перелётные птицы»

Дата проведения: 25.03.2019 г.

Тип занятия в ДОУ: усвоение новых знаний.

Технология занятия в ДОУ:   информационно-коммуникационные технологии; игровая технология.

Цель занятия в ДОУ: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- развивать интерес к жизни птиц;

- развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Планируемые результаты: расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Оборудование: слайд-презентация, мяч, раздаточный материал картинки с перелётными птицами и разным кормом для птиц.

План занятия в ДОУ:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организация детей

Подведение детей к самостоятельной формулировке темы занятия, определение целей.

4 мин

2. Основная часть занятия

Изучение нового материала и его первичное закрепление.

16 мин

3. Рефлексия

Подведение итогов

5 мин

Ход занятия в ДОУ:

Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса». (СЛАЙД 1)

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Ответы детей: птиц).

- Когда и где так поют птицы?  (Ответы детей: весной, когда прилетают).

- Какое настроение вызвало у вас  пение птиц? (Ответы детей: радостное, весёлое)

Воспитатель: Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. (СЛАЙД 2) Давайте и мы с вами также их позовём:

             Жаворонки, жаворонки!

             Прилетите к нам,

             Принесите нам лето!

             Жаворонки, летите!

                   Скорее весну красную несите,

                   Нам холодная зима надоела!

- Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? (Ответы детей: перелётные) Почему и когда улетают? (Ответы детей: осенью, потому что становится холодно)

Воспитатель: Да, перелётные птицы - это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

Воспитатель: А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. (Выслушать ответы детей).

Воспитатель: Учёные  до сих пор не могут  точно ответить на этот вопрос. А я, думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

                     Игра «Хорошо – плохо». (С мячом)

- Ребята, что хорошего (плохого) в том, что птицы от нас улетают? (Ответы детей: холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).

Воспитатель:  ребята, посмотрите на “чудо-дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль). (СЛАЙД 3)

- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Ответы детей: перелётные)

- Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других? (Ответы детей: у ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький,  хвост как две косички. У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные. Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)

                 Игра «Назови птиц ласково».

- Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос, изменяйте слово “летает”.

               Скворец – скворушка…(вылетает) (Слайд 4)

                Соловей – соловушка…(улетает) (СЛАЙД 5)

               Кукушка – кукушечка…(прилетает) (СЛАЙД 6)

               Журавль – журавушка…(подлетает) (СЛАЙД 7)

                Грач – грачик…(залетает) (СЛАЙД 8)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним строение птиц. (СЛАЙД 9)

- Расскажите, что общего есть у всех птиц? (Ответы детей: у них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/ и др.

                  Игра «Подбери схему».

Воспитатель: Ребята, сейчас я приглашаю вас за столы, где вам будет нужно подобрать схемы к картинкам с изображением птиц. На какую форму похожа птица? (При совпадении формы добавить цвет).

              Журавль – большой серый овал. (СЛАЙД 10)

              Ласточка – белый вытянутый в одну сторону треугольник.

              Иволга – маленький жёлтый овал.

              Соловей – маленький серый круг. (СЛАЙД 11)

               Грач – средний чёрный овал.

               Кукушка – средний серый овал. И т. п.

Дети отвечают: Это соловей. У него маленькое круглое туловище. Это журавль. У него большое овальное туловище. Он  серый. И т. д.

Воспитатель: А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Ответы детей: поправить старые гнёзда и построить новые) (Слайды с 12 по 16)

- Из чего строят гнёзда птицы? (Ответы детей: из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

- Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Ответы детей: сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

- Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Ответы детей: отложить яйца, вывести птенцов).

                     Игра «Кого выводят эти птицы?»

                   Журавли – журавлят

                   Грачи – грачат

                   Скворцы – скворчат и т. д.

- Кто заботится,  кормит маму и птенцов? (Ответы детей: папа, самец)

- Кто вскармливает и растит потомство? (Ответы детей: обе птицы)

- А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Ответы детей: кукушка)

Воспитатель: Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

                  Игра «Каждой птице свой корм».

Воспитатель: на столе картинки: жучки, гусеницы, шишки, мошки, червяки, лягушки, семечки, хлебные крошки и т. п. Нужно положить карточку с кормом к птице.

              Журавль – питается лягушками

              Грач – червяками

              Кукушка – гусеницами

              Ласточка – мошками, которых хватает на лету

              Скворец – гусеницами, насекомыми

- Мы с вами делали птиц из бумаги, а ещё можно сделать птиц из пальчиков.

       Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Воспитатель: первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Ответы детей: приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Ответы детей: произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

      И цветы, и трава, деревья, речки, птицы

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

 

Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

 

Берегите эти земли, этих птиц!!!

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей в природе,

Берегите птиц, как себя!!! 

Просмотр содержимого документа
«Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе (формирование целостной картины мира) на тему «Перелётные птицы»»

Тема занятия в ДОУ: «Перелётные птицы»

Дата проведения: 25.03.2019 г.

Тип занятия в ДОУ: усвоение новых знаний.

Технология занятия в ДОУ:   информационно-коммуникационные технологии; игровая технология.

Цель занятия в ДОУ: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- развивать интерес к жизни птиц;

- развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Планируемые результаты: расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Оборудование: слайд-презентация, мяч, раздаточный материал картинки с перелётными птицами и разным кормом для птиц.

План занятия в ДОУ:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организация детей

Подведение детей к самостоятельной формулировке темы занятия, определение целей.

4 мин

2. Основная часть занятия

Изучение нового материала и его первичное закрепление.

16 мин

3. Рефлексия

Подведение итогов

5 мин

Ход занятия в ДОУ:

Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса». (СЛАЙД 1)

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Ответы детей: птиц).

- Когда и где так поют птицы? (Ответы детей: весной, когда прилетают).

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Ответы детей: радостное, весёлое)

Воспитатель: Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. (СЛАЙД 2) Давайте и мы с вами также их позовём:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Жаворонки, летите!

Скорее весну красную несите,

Нам холодная зима надоела!

- Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? (Ответы детей: перелётные) Почему и когда улетают? (Ответы детей: осенью, потому что становится холодно)

Воспитатель: Да, перелётные птицы - это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

Воспитатель: А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. (Выслушать ответы детей).

Воспитатель: Учёные до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я, думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

Игра «Хорошо – плохо». (С мячом)

- Ребята, что хорошего (плохого) в том, что птицы от нас улетают? (Ответы детей: холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).

Воспитатель: ребята, посмотрите на “чудо-дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль). (СЛАЙД 3)

- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Ответы детей: перелётные)

- Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других? (Ответы детей: у ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички. У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные. Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)

Игра «Назови птиц ласково».

- Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос, изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает) (Слайд 4)

Соловей – соловушка…(улетает) (СЛАЙД 5)

Кукушка – кукушечка…(прилетает) (СЛАЙД 6)

Журавль – журавушка…(подлетает) (СЛАЙД 7)

Грач – грачик…(залетает) (СЛАЙД 8)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним строение птиц. (СЛАЙД 9)

- Расскажите, что общего есть у всех птиц? (Ответы детей: у них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/ и др.

Игра «Подбери схему».

Воспитатель: Ребята, сейчас я приглашаю вас за столы, где вам будет нужно подобрать схемы к картинкам с изображением птиц. На какую форму похожа птица? (При совпадении формы добавить цвет).

Журавль – большой серый овал. (СЛАЙД 10)

Ласточка – белый вытянутый в одну сторону треугольник.

Иволга – маленький жёлтый овал.

Соловей – маленький серый круг. (СЛАЙД 11)

Грач – средний чёрный овал.

Кукушка – средний серый овал. И т. п.

Дети отвечают: Это соловей. У него маленькое круглое туловище. Это журавль. У него большое овальное туловище. Он серый. И т. д.

Воспитатель: А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Ответы детей: поправить старые гнёзда и построить новые) (Слайды с 12 по 16)

- Из чего строят гнёзда птицы? (Ответы детей: из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

- Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Ответы детей: сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

- Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Ответы детей: отложить яйца, вывести птенцов).

Игра «Кого выводят эти птицы?»

Журавли – журавлят

Грачи – грачат

Скворцы – скворчат и т. д.

- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Ответы детей: папа, самец)

- Кто вскармливает и растит потомство? (Ответы детей: обе птицы)

- А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Ответы детей: кукушка)

Воспитатель: Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

Игра «Каждой птице свой корм».

Воспитатель: на столе картинки: жучки, гусеницы, шишки, мошки, червяки, лягушки, семечки, хлебные крошки и т. п. Нужно положить карточку с кормом к птице.

Журавль – питается лягушками

Грач – червяками

Кукушка – гусеницами

Ласточка – мошками, которых хватает на лету

Скворец – гусеницами, насекомыми

- Мы с вами делали птиц из бумаги, а ещё можно сделать птиц из пальчиков.

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Воспитатель: первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Ответы детей: приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Ответы детей: произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…


Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!


Берегите эти земли, этих птиц!!!

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей в природе,

Берегите птиц, как себя!!!
















Список использованной литературы:

1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 г.

2. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы»

3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись».- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009 г.

4. Компьютерный атлас определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы. http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm

5. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшаяя группа. Издательство: Учитель. Серия: ФГТ в ДОУ: от теории к практике. 2012 г.


Самоанализ занятия по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Перелётные птицы»

Возрастная группа: старшая, 5 - 6 лет.

Тип:  усвоение новых знаний.
Форма организации ООД:  игровая, коммуникативная, познавательная. 
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы»/ под. ред. Н.Е. Вераксы.

Цель занятия в ДОУ: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- развивать интерес к жизни птиц;

- развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.


Организационная деятельность, подготовка к занятию.

При выборе темы занятия и материалов к нему я учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития. Организованная образовательная деятельность с детьми была организована в игровой форме, что позволило работать со всей группой детей по единому содержанию в соответствии с конспектом. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. При проведении ООД были выделены 3 основные части:

Первая часть - подведение детей к самостоятельной формулировке темы занятия, определение целей.

Вторая часть - изучение нового материала и его первичное закрепление.

Третья часть - рефлексия.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать положительный эмоциональный настрой детей, организовать внимание, подготовить к деятельности. Активизировала внимание сюрпризным моментом – прослушивание музыкального сопровождения (пение птиц).

На втором этапе были выявлены знания, полученные из личного опыта детей. Для активизации слов-определений проведена беседа о перелетных птицах, дидактические игры «Хорошо – плохо», «Назови птиц ласково», «Подбери схему», «Кого выводят эти птицы», «Каждой птице свой корм»; упражнения «Скажи одним словом», «Продолжи предложение» были проведены с целью развития внимания, мышления, зрительной памяти и активизации в речи детей слов-определений. С целью избежания переутомления детей, а также умения согласовывать речь с движениями была проведена физминутка. С целью развития мелкой моторики рук и развития речи была проведена пальчиковая гимнастика «Птички».

Третий этап – рефлексия. Повторение и закрепление полученных знаний по теме «Перелетные и зимующие птицы» в виде беседы-анализа. Цель итогового слова воспитателя в чтении стихотворения - показать, что предметные знания воспитанники могут использовать и в повседневной жизни, и при изучении других предметов (экологическое воспитание, обучение грамоте, познание - окружающий мир).

Презентация, наглядный материал  стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.


Все требования к проведению ООД были соблюдены


Гигиенические требования:

·       организованная образовательная деятельность проводилась в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

·       время занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут;

·       не допускалось  переутомления детей на занятии за счёт  чередования видов деятельности.


Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, поисковой деятельности, применению накопленного опыта.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей, умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т.д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

               

Оценка результативности деятельности.

Считаю, что разнообразие материалов, приёмов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь целей занятия, через реализацию всех поставленных задач.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!