Квест игра «В гости к матрешке»
Знакомство с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки.
Задачи:
Образовательные:
-знакомство с русской игрушкой Матрёшкой;
-формировать интерес к русскому фольклору.
Развивающие:
-развивать игровую деятельность детей.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен, танцев.
Воспитатель: Здравствуйте детишки,
девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, друзья,
Рада видеть всех вас я!
Ребята сегодня к нам пришли очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Здравствуйте.
Давайте приветствуем друг друга, поднимем наши настроения.
Мы ладошки к ладошки мы сложили.
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Что бы добрыми, умными стать.
А вы, ребята, любите ходить в гости? Мы с нами сегодня пойдем в гости. Хотите узнать куда? Тогда отгадайте загадку:
Алый лиловый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно ребята. А давайте мы с вами сначала вспомним что мы знаем о матрешках. Откуда они появились и какие матрешки у нас бывают.
(Показ слайдов.)
Загорская матрешка.
На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука.Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пестрешкой”.
Прием декоративной росписи аналогичен приему “тычка”. Загорские мастера, украшая матрешку, часто работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный “лепесток” декоративного цветка.
Семеновская матрешка.
В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...
Дети:
Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Полхов-Майданская матрешка.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: “большая роза”, “колокольчик”, “яблочко”, “виноград” и т.д.
Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.
Воспитатель: Ребята а вы хотите пойти в гости к матрешки? . И нам надо будет с вами пройти станции, и на каждой из который необходимо выполнить задания.
1 станция. «Украсим костюм матрешки»( С разными готовыми узорами дети клеят, украшают костюм. )
- Ребята, посмотрите, что им не хватает?
-У них нет красивых фартуков, улыбки.
Мы же не можем такой скучный, развеселим матрешек, украсим фартуки.
Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
2 станция . А мы сейчас с вами отдохнём и поиграем. Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки, не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядись тогда матрёшкой.
(Выбираем трех детей на роль матрешек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»: Эх, матрёшечка, матрёшка. Аленький платочек. Сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили. На ноги поставили. Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.
3станция «Собери матрешку».
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать.
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть.
(Дети разбирают матрешек)
4станция «Игра «Карусель»Большой обруч или зонт с лентами. Каждый ребенок берется за ленту и произносят слова:
Еле-еле,еле-еле.
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спишите,
Карусель остановите,
Раз и два раз и два –
Вот и кончилась игра.
Матрёшка: Кто там играет, кто ко мне пришел?
Я Матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда
И с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась
И на славу удалась.
Щёчки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок,
Словно яркий цветок.
Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.
Ребята что бы пройти ко мне, я вам даю загадки, а вы должны отгадывать эти загадки.
1.Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки? (матрешки)
2.Куколка от нас с тобой
Прячет маленьких сестричек рой.
Деревянные, как ложки,
И зовут их всех… (матрешки). –
3.Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка, Игрушку ту зовут… (матрешка)
4. Яркий красненький платочек,
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, шесть.
5. Куколки-толстушки
Прячутся друг в дружке.
И одна сестрица
Для другой — темница.
6. В деревянной Наташке
Сидит кукла-милашка.
В кукле той другие крошки.
И зовут сестер… (матрешки)
Воспит.Матрешка а наши девочки хотят тебе свои стихотворения рассказать.
Руфина:
Я Матрёшка- краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.
Зиля:
У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!
Айсылу:
Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем- топ-топ-топ!
Будем петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!
Ралия:
Я весёлая Матрёшка,
Потанцую я немножко,
А потом для всех спою,
Песню лучшую мою!
Молодцы девочки, для вас у меня есть подарок. Давайте поиграем. (Открывает лепбук и играют одну игру)
Какие вы молодцы ребята. А вам не сложно была когда вы к мне шли? Какие игры вы играли, какие задания вы выполняли?
Матрешка: большое спасибо вам ребята. Вы большие молодцы. Я вам подарю эту игру в подарок. Будете в своем группе играть, хорошо? Воспитатель: Спасибо матрешка. Ребята а давайте мы попрощаемся с матрешкой и с гостями и будем играть нашу новую игру, рисовать окрашивать наших матрешек. До свидания.