СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы кровообращения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 класс кровообращение»

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

Цель урока: изучить строение и функции органов кровообращения; особенности движения крови в организме по малому и большому кругам кровообращения.

Задачи:

Образовательная: Изучить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями. Закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения;

Развивающая: Продолжать формировать умение работать с разными источниками информации. Формирование умения работать в группах, распределять обязанности, выступать, слушать и умение слышать, делать выводы и находить решение проблем;

Воспитательная: Воспитание коллективизма, уважения друг к другу, умение объективно оценивать себя и других.

Тип урока: комбинированный с элементами повторения курса зоологии.

Методы урока: частично поисковый, решение проблемы в ходе беседы.

Форма работы: групповая, фронтальный опрос, практическая работа.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, модель сердца человека, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент. Приветствие (1мин.)

Проверка рабочего стола, Приветствие

II.Актуализация знаний. (мыслительная разминка, наводящая к теме урока) (2мин.)

Здравствуйте, ученики! Послушайте небольшой рассказ. В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу.

Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов.

О чем идет речь?

Тема сегоднешнего урока «Движение крови в организме. Органы кровообращения».

Какова будет цель нашего урока? Что мы должны сегодня узнать? (слайд №1,2)





Высказывают краткие ответы. Неверные ответы не исправляются учителем. Правильный ответ дети найдут в ходе урока и сделают вывод сами.















Формулируют цель урока.


III. Повторение. (10мин.)

На прошлом уроке мы говорили о функциях крови и её составе, об иммунитете, группах крови, поэтому сейчас вам предстоит ответить на несколько вопросов. Желаю удачи! Каждой группе выдаются задания разного уровня сложности и разного по форме (слайд №3).

Приложение 1


Дети отвечают в группе (распределяя задания между собой по мере сложности),

затем отвечают (устно или письменно).


IV. Изучение нового материала. (22 мин.)

Ученики, прежде чем приступить к изучению кровообращения человека вспомним курс зоологии. Это будет первое задание нашего урока. Оно состоит из 4 вопросов, ответ устный. Вопросы у всех одинаковы, но классы животных разные: первой группе – класс рыбы, второй – класс земноводные, третей – класс пресмыкающиеся, четвертой – класс птицы. ( Для подготовки и ответа дается 4 мин).

Задание 1: (4 слайд)

1.Сколько сердечных камер?

2.Сколько кругов кровообращения?

3.Какая кровь в сердце?

4.Какая кровь насыщает организм?

























В чем состоит усложнение кровеносной системы в эволюции начиная с рыб до млекопитающих? (фронтальный опрос, решение проблемного вопроса в форме беседы)









Кровь находится в постоянном движении. Органами кровообращения являются сосуды и сердце. Это можно показать такой схемой: сосуды+сердце=кровеносная система.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Теперь откройте рабочие тетради (с.83, №126) и используя учебник(с.144) самостоятельно запишите определения следующих понятий:

Задание №2: (5 слайд)(2мин.)

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –







(Рассказывает, используя рисунок в учебнике «Строение кровеносных сосудов» или 7 слайд.)(2мин) Стенки артерий и вен состоят из трех слоев, причем стенки артерий толще и эластичнее, чем стенки вен. А стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток, поэтому через них легко проникают газы, растворимые вещества и лейкоциты.

Центральным органом кровообращения является сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце расположено в грудной полости между легкими немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, масса около 300 грамм. По форме сердце напоминает конус. (Учитель показывает модель сердца человека.)

Обратите внимание на муляжи сердца, стоящие у вас на столах. Найдите все части сердца: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Нашли, молодцы.

А теперь ответим на вопросы устно, используя рисунок в учебнике стр.144 (или на интерактивной доске). Оно называется «Строение сердца человека». ля подготовки и ответа дается 2 мин.)

Задание №3: (8 слайд)

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются?

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок?

4. Почему не одинаковы?





Почему кровь в организме движется только в одном направлении? (Решение проблемы в форме беседы, рассказ учителя, используя таблиц «Строение сердца» и «Работа сердца» или 9,10 слайды.)(2мин.)

Это достигается благодаря клапанам. Продвижение крови из предсердий в желудочки регулируют створчатые клапаны, которые могут открываться только в сторону желудочков. В левой части сердца двустворчатый, в правой – трехстворчатый клапаны. Возврату крови из артерий в желудочки препятствуют полулунные клапаны в виде глубоких полукруглых карманов, которые под напором крови расправляются, раскрываются, заполняются кровью, тесно смыкаются и таким образом перекрывают обратный путь крови из аорты и легочного ствола в камеры сердца. При сокращении желудочков полулунные клапаны прижимаются к стенкам, пропуская кровь в аорту и легочный ствол.


Полулунные клапаны имеются и в венах. Сейчас выполним работу, которая докажет наличие, функцию этих клапанов.

Физ. минутка:

Практическая работа №1. Функция клапанов вены (11 слайд).(2мин) Приложение №3

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?



Врачей и анатомов древности интересовала проблема кровообращения. Это подтверждается сведениями в древних рукописях.

Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается (циркулирует) всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце. Сообщение учащегося о заслугах Уильяма Гарвея в области кровообращения. На экране тем самым временем демонстрируется портрет ученого.

(12 слайд)(3мин)
















А теперь мои помощники выступят с докладом о большом и малом кругах кровообращения.

Вам необходимо проследить по рисунку на с.146 кровообращение и выполнить задание №125, с.83 (5 мин.)




























Круги кровообращения можно выразить в виде сравнительной таблицы (15 слайд).





Ответы учащихся (устно)

1 группа. Класс рыбы.

1.Сердце двухкамерное: предсердие и желудочек.

2.Один круг кровообращения.

3.В сердце венозная кровь.

4.Организм насыщается артериальной кровью.


2 группа. Класс земноводные.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм насыщается смешанной кровью.


3 группа. Класс пресмыкающиеся.

1.Сердце трехкамерное: левое и правое предсердия, желудочек. У крокодила четырехкамерное, но кровь частично смешивается.

2.Два круга кровообращения.

3.В левом предсердии артериальная, в правом – венозная, в желудочке смешанная кровь.

4.Организм насыщается смешанной, а головной отдел артериальной кровью.


4 группа. Класс птицы.

1.Сердце четырехкамерное: левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

2.Два круга кровообращения.

3.В левой части сердца артериальная, в правой – венозная кровь.

4.Организм насыщается артериальной кровью.

Совместный вывод: В связи с возникновением легочного дыхания у амфибий появляется второй (легочный) круг кровообращения. Наземный образ жизни пресмыкающихся приводит к более полному разделению артериального и венозного кругов кровообращения, благодаря чему головной отдел получает чисто артериальную кровь богатую кислородом. У птиц и млекопитающих наблюдается полное разделение предсердий и желудочков, поэтому кровь не смешивается.







Работа с тетрадью и учебником




Ответы: (6 слайд)

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.





Отвечают какие сосуды более сложно устроенные, а какие менее?



















Внимательно рассматривают модели сердца и находят все его части




Работа с учебником




Ответ:

1) 4.

2) Левое и правое предсердия, левый и правый желудочки.

3) Нет.

4) Стенки желудочков толще предсердий, особенно левого желудочка т. к. он выталкивает кровь в аорту с большой силой.



Решение проблемы “Почему кровь движется в одном направление”?





























Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты







Выступает Лавденко Софья с сообщением

Текст сообщения + презентация: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».



Выступает Савко Валерия с сообщением

Большой круг кровообращения (13 слайд) начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.

Выступает Меркулов Никита с сообщением. Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие.



Обобщают и делают вывод

V. Закрепление. (2 мин.)

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.


Выполняют письменно (взаимопроверка)

VI. Обобщение. (1 мин.)

Подведем итоги:

  1. Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих;

  2. Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;

  3. У человека два круга кровообращения (большой и малый);

  4. Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;

  5. В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

И так, мы вспомнили эволюцию, строение кровеносной системы животных разных классов. Изучили и закрепили знания о строении и работе сосудов, сердца, кругов кровообращения в организме человека.



















Подводят итоги вместе с учителем.

VII. Рефлексия: «Рефлексивный экран» (1мин.)


Продолжите предложение

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что …

Я приобрела…

Я научилась…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Мне сегодня удалось…

Для меня было открытием, что …

На мой взгляд удалось…

Я бы учла на будущее…

На уроке было важным…

Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..

Что учесть на будущее?..


Домашнее задание. (0,5мин.)

Стр. 144-149, записи в тетради, № 123,124, 127 в раб. тет.

Выполнить практическую работу №2,

Синквейн*(по желанию) Приложение №4


Записывают в дневник

Оценки за урок. (0,5 мин.)

Ставят в дневник

































Приложение 1


1 группа:


  • Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? (устно)


  • Как гемоглобин выполняет свои функции? (устно)


  • Карточка №1 (письменно)

Опиши внутреннюю среду организма.

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Функции

Тканевая жидкость

 

 

 

Лимфа

 

 

 

Кровь

 

 

 



  • Угадай по описанию" (письменно)


  1. Осуществляет связь между органами, участвует в регуляции работы организма, защищает организм, жидкая, красная. (Кровь).

  2. Безъядерные клетки, мелкие, двояковогнутой формы, эластичные, содержат гемоглобин. (Эритроциты).


  • I группа крови (состав, совместимость) – письменно.



2 группа.

  • Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? (устно)


  • Какие клетки крови вы знаете? (устно)





  • Карточка №2 (письменно)

Опиши клетки крови и их значение.

Форма

Ядра

Количество (в 1 мм3)

Значение

 

 

 

 




  • Угадай по описанию" (письменно)

  1. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).

  2. Кровяные пластинки, безъядерные, образуются в красном костном мозге, участвуют в свертывании крови. (Тромбоциты).






  • II группа крови (состав, совместимость) – письменно.




3 группа.

  • По каким признакам различают группы крови? Какая группа самая распространенная, а какая нет? (устно)


  • Что такое плазма крови? (устно)



  • Карточка (письменно).

Рассмотри схему "Иммунитет" и заполни пустые клетки.



  • Угадай по описанию" (письменно)

  1. Межклеточное вещество крови, жидкая, на 90% состоит из воды, играет роль питательного раствора. (Плазма).

  2. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).


  • III группа крови (состав, совместимость) – письменно.




4 группа.

  • Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? (устно)


  • Как происходит свертывание крови? (устно)



  • Карточка №4 (письменно)

  1. Из чего состоит кровь?

  2. Каковы ее функции в организме?



  • Угадай по описанию" (письменно)

  1. Бесцветные клетки, не имеют постоянной формы, способны к амебоидному движению, могут проникать сквозь стенки кровеносных сосудов. (Лейкоциты).

  2. Бывает естественным, бывает искусственным, защищает организм, особый механизм препятствующий проникновению микроорганизмов. (Иммунитет).


  • IV группа крови (состав, совместимость) – письменно.








Приложение №2



Текст сообщения: «Гарвей первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же сравнительно небольшое количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. В своих трудах Гарвей первый объяснил ток крови по замкнутому кругу. Его учение о кровообращении изложено в работе труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови у животных» (1628). Книга Гарвея перевернула представления о человеческом организме и на многие десятилетия определила направления дальнейших исследований. За свое учение Гарвей подвергся яростным нападкам со стороны ученых и церкви. Его в клад в развитие медицины был оценен современниками, которые еще при жизни ученого поставили ему памятник в Лондоне».



Большой круг кровообращения (13 слайд) начинается в левом желудочке, откуда кровь выталкивается в аорту. Из аорты по разветвляющимся артериям она поступает ко всем органам и тканям. В органах мелкие артерии распадаются на капилляры. Через стенки капилляров кровь отдает в тканевую жидкость питательные вещества, кислород, насыщается углекислым газом, собирает продукты жизнедеятельности и становится венозной (14 слайд). Эта кровь из капилляров собирается в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие.





Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудочек. От него начинается малый круг кровообращения (13 слайд). Сокращаясь, правый желудочек выталкивает кровь в легочный ствол, который разделяется на правую и левую легочные артерии, несущие кровь в легкие. Здесь, в легочных капиллярах, происходит газообмен: венозная кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и становится артериальной (14 слайд). По четырем легочным венам артериальная кровь возвращается в левое предсердие



















Приложение №3






Практическая работа №1. Функция клапанов вены (11 слайд).

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?




Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты




Вывод. Опущенная рука покраснела, потому что клапаны вен опущенной руки закрыты, а так как в опущенной руке произошёл прилив крови по артериям, она сконцентрировалась в сосудах. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Вены, по которым кровь движется против силы тяжести,  набухшие.  

Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент..























Приложение №4



Задание: Синквейн (17 слайд).

1) одно слово, существительное, которое нужно осмыслить;

2) два прилагательных;

3) три глагола;

4) короткое предложение - фраза из 4 или нескольких слов;

5) синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.






Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?


Ответ: Тугая повязка затрудняет или останавливает движение крови. Капилляры расширяются, вены краснеют. Бледнеет потому, что повышается давление крови, и плазма крови выходит в межклеточное пространство тканей. Снижается деятельность рецепторов.






Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?


Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?





Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?








Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?



Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?







Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?


Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови (16 слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

























































































Просмотр содержимого документа
«прриложение»

1 группа:

  1. Савко Валерия

  2. Лавденко София

  3. Сысоев Тимофей

  4. Бирюкова Анастасия

  5. Чернов Максим







2 группа:

  1. Измайлов Слава

  2. Ермошин Александр

  3. Токмокова Евгения

  4. Чернышов Александр

  5. Башарина Алёна







3 группа:

  1. Меркулов Никита

  2. Тырышкина Дарья

  3. Новикова Марина

  4. Демьянов Вова

  5. Кондратов Богдан







4 группа:

  1. Юхименко Эдиг

  2. Никитин Данил

  3. Рыбникова Ксенья

  4. Тырышкин Дима







1 группа:









2 группа:



3 группа:





4 группа:





ПОВТОРЕНИЕ



ЗАКРЕПЛЕНИЕ



Практическая работа№2



Класс Рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы



Просмотр содержимого презентации
«презентация органы кровообращения»

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

УРОК ПО БИОЛОГИИ

8 КЛАСС

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Движение крови

в организме. Органы кровообращения.

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Цель:

  • Изучить особенности строения и функционирования органов кровообращения;
  • Познакомиться с закономерностями движения крови в организме.

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

2 слайд Эпиграф урока: « Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому,  думать сообща » Борис Васильев Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

2 слайд

Эпиграф урока:

« Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому,

думать сообща »

Борис Васильев

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

3 слайд Повторение 1 группа.  Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 2 группа. Какие бывают виды иммунитета ? Чем они отличаются?  3 группа. По каким признакам различают группы крови ? Какая группа самая распространенная, а какая нет? 4 группа. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация ?  Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

3 слайд

Повторение

1 группа. Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет?

2 группа. Какие бывают виды иммунитета ? Чем они отличаются?

3 группа. По каким признакам различают группы крови ? Какая группа самая распространенная, а какая нет?

4 группа. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация ?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

4 слайд Изучение нового материала Задание № 1 Сколько сердечных камер? Сколько кругов кровообращения? Какая кровь в сердце? Какой кровью питается весь организм? Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

4 слайд

Изучение нового материала

Задание 1

  • Сколько сердечных камер?
  • Сколько кругов кровообращения?
  • Какая кровь в сердце?
  • Какой кровью питается весь организм?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

5 слайд

Сосуды + Сердце =

Кровеносная система

аорта

артерии

вены

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

5 слайд

Задание №2

Аорта -

Артерии -

Вены -

Капилляры –

аорта

артерии

вены

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

6 слайд Ответы: Аорта – самая крупная артерия. Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца. Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды. Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

6 слайд

Ответы:

Аорта – самая крупная артерия.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

7 слайд

Строение кровеносных сосудов

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Строение сердца человека 8 слайд Задание №3 1. Сколько сердечных камер? 2. Как они называются? 3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок? 4. Почему не одинаковы? Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

Строение сердца человека

8 слайд

Задание №3

1. Сколько сердечных камер?

2. Как они называются?

3. Одинакова ли толщина стенок обоих половинок?

4. Почему не одинаковы?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

9  слайд Движение крови внутри сердца Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

9 слайд

Движение крови внутри сердца

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Клапаны сердца 10 слайд Митральный – двустворчатый клапан Трикуспидальный – трехстворчатый клапан Аортальный, клапан легочной артерии – полулунные клапаны Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

Клапаны сердца

10 слайд

Митральный – двустворчатый клапан

Трикуспидальный – трехстворчатый клапан

Аортальный, клапан легочной артерии – полулунные клапаны

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

11  слайд Практическая работа №1. Функция клапанов вены. Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните. - Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет? - В какой руке клапаны были закрыты? Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

11 слайд

Практическая работа №1. Функция клапанов вены.

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

В 17 веке Вильям Гарвей (1578 – 1657) открыл круги кровообращения. 12 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

В 17 веке Вильям Гарвей (1578 – 1657)

открыл круги кровообращения.

12 слайд

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Круги кровообращения 14 слайд Капилляры образуют обширную сеть сосудов, пронизывающих все части тела. Диаметр капилляров составляет 7-10 мкм, а их стенки, состоящие из одного лишь эндотелия, проницаемы для воды и растворенных в ней веществ. Именно в капиллярах происходит обмен веществ между кровью и клетками тела . Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

Круги кровообращения

14 слайд

Капилляры образуют обширную сеть сосудов, пронизывающих все части тела. Диаметр капилляров составляет 7-10 мкм, а их стенки, состоящие из одного лишь эндотелия, проницаемы для воды и растворенных в ней веществ. Именно в капиллярах происходит обмен веществ между кровью и клетками тела .

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

15 слайд Круги кровообращения Вопросы БКК Где начинается?  Где заканчивается? МКК  Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу?  Как изменяется кровь? Левый желудочек Правое предсердие  Аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены Из артериальной превращается в венозную Правый желудочек Левое предсердие  Лёгочная артерия, капилляры в лёгких, лёгочные вены,  Из венозной превращается в артериальную Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

15 слайд

Круги кровообращения

Вопросы

БКК

  • Где начинается?
  • Где заканчивается?

МКК

  • Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу?
  • Как изменяется кровь?
  • Левый желудочек
  • Правое предсердие
  • Аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены
  • Из артериальной превращается в венозную
  • Правый желудочек
  • Левое предсердие
  • Лёгочная артерия, капилляры в лёгких, лёгочные вены,
  • Из венозной превращается в артериальную

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

ОТВЕТЫ:  Да  Нет Да Да Нет Нет Да Да Нет 14 слайд Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

ОТВЕТЫ:

  • Да
  • Нет
  • Да
  • Да
  • Нет
  • Нет
  • Да
  • Да
  • Нет

14 слайд

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

15 слайд Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я научилась… Меня удивило… Для меня было открытием… На уроке было важным… Мне сегодня удалось… Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

15 слайд

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я научилась…

Меня удивило…

Для меня было открытием…

На уроке было важным…

Мне сегодня удалось…

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

19 слайд ИТОГИ: Система кровообращения у человека такая же как у млекопитающих; Сердце человека четырёхкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков; У человека два круга кровообращения (большой и малый) Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ; В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом . Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

19 слайд

ИТОГИ:

  • Система кровообращения у человека такая же как у млекопитающих;
  • Сердце человека четырёхкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;
  • У человека два круга кровообращения (большой и малый)
  • Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;
  • В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом .

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

19 слайд ИТОГИ: Была ли работа совместной? Была ли работа активной? Кто отличился? Какие возникли затруднения? Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

19 слайд

ИТОГИ:

  • Была ли работа совместной?
  • Была ли работа активной?
  • Кто отличился?
  • Какие возникли затруднения?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

19 слайд Домашнее задание Читайте с.144– 146, записи в тетради, № 127 в раб. тет., выполните практическую работу №2, Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

19 слайд

Домашнее задание

Читайте с.144– 146,

записи в тетради, № 127 в раб. тет.,

выполните практическую работу №2,

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

16 слайд Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови. Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи. - Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет? - Почему уменьшается чувствительность пальца? - Почему нельзя носить тесную обувь? - Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты? Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет

16 слайд

Практическая работа №2. Определение влияния тугой повязки на движение крови.

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет

Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

17 слайд

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!

Образовательный портал Мой университет - www.moi-univtrsitet.ru факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Просмотр содержимого презентации
«сообщение»

Уильям Гарвей Эта капелька крови, то появлявшаяся, то вновь исчезавшая, казалось, колебалась между бытием и бездной, и это был источник жизни. Она красная! Она бьется. Это сердце! У.Гарвей

Уильям Гарвей

Эта капелька крови, то появлявшаяся,

то вновь исчезавшая, казалось,

колебалась между бытием и бездной,

и это был источник жизни.

Она красная! Она бьется. Это сердце!

У.Гарвей

Биография Уильям Гарвей (1578-1657) – английский врач, основоположник физиологии и эмбриологии, в частности, сформулировал теорию кровообращения. *** Честь открытия кровообращения в организме людей и животных принадлежит английскому врачу Уильяму Гарвею, родившемуся в 1578 году. Окончив медицинский факультет Кембриджского университета, Гарвей, по обычаю того времени, отправился для усовершенствования в образовании Падую, и в тамошнем университете в 1602 году получил степень доктора наук. Вернувшись на родину, стал профессором анатомии и хирургии в Лондоне и одновременно придворным врачом короля Якова I, а после его смерти – Карла I. В 1616 году во время лекции в физической коллегии Гарвей впервые высказал убеждение, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается, или как он выразился – циркулирует.

Биография

Уильям Гарвей (1578-1657) – английский врач, основоположник физиологии и эмбриологии, в частности, сформулировал теорию кровообращения.

***

Честь открытия кровообращения в организме людей и животных принадлежит английскому врачу Уильяму Гарвею, родившемуся в 1578 году. Окончив медицинский факультет Кембриджского университета, Гарвей, по обычаю того времени, отправился для усовершенствования в образовании Падую, и в тамошнем университете в 1602 году получил степень доктора наук. Вернувшись на родину, стал профессором анатомии и хирургии в Лондоне и одновременно придворным врачом короля Якова I, а после его смерти – Карла I.

В 1616 году во время лекции в физической коллегии Гарвей впервые высказал убеждение, что кровь в человеческом организме непрерывно обращается, или как он выразился – циркулирует.

Биография Трудно назвать открытие, которое по своему значению для биологии и медицины было бы равно открытию кровообращения. Оно в корне изменило представления врачей о происхождении многих болезней, побудило изменить методы их лечения. Если Везалий заложил основы современной анатомии человека, то Гарвей создал новую науку — физиологию, науку, изучающую функцию органов человека и животных. И.П. Павлов называл Гарвея отцом физиологии. Он говорил, что «врач Уильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций организма — кровообращение и тем заложил фундамент новому отделу точного знания — физиологии животных».

Биография

Трудно назвать открытие, которое по своему значению для биологии и медицины было бы равно открытию кровообращения. Оно в корне изменило представления врачей о происхождении многих болезней, побудило изменить методы их лечения. Если Везалий заложил основы современной анатомии человека, то Гарвей создал новую науку — физиологию, науку, изучающую функцию органов человека и животных. И.П. Павлов называл Гарвея отцом физиологии. Он говорил, что «врач Уильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций организма — кровообращение и тем заложил фундамент новому отделу точного знания — физиологии животных».

История открытия системы кровообращения Теории Галена о сердце и кровообращении со временем также были опровергнуты. Уильям Гарвей многие годы анатомировал животных и птиц. Он исследовал деятельность клапанов сердца, измерил объем крови в каждом из желудочков сердца и объем крови в организме. В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus). В нем он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привел экспериментальные доказательства в ее пользу. Уильям Гарвей рассказывает Карлу I о циркуляции крови у животных

История открытия системы кровообращения

  • Теории Галена о сердце и кровообращении со временем также были опровергнуты. Уильям Гарвей многие годы анатомировал животных и птиц. Он исследовал деятельность клапанов сердца, измерил объем крови в каждом из желудочков сердца и объем крови в организме. В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus). В нем он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привел экспериментальные доказательства в ее пользу.

Уильям Гарвей рассказывает Карлу I

о циркуляции крови у животных

Даказаельство кровообращения Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного. Отсюда следовало, что, вопреки утверждениям Галена о поступлении к сердцу все новых и новых порций крови от вырабатывающих ее органов, кровь возвращается к сердцу по замкнутому циклу. Замкнутость же цикла обеспечивают мельчайшие трубочки – капилляры, соединяющие артерии и вены.

Даказаельство кровообращения

Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного. Отсюда следовало, что, вопреки утверждениям Галена о поступлении к сердцу все новых и новых порций крови от вырабатывающих ее органов, кровь возвращается к сердцу по замкнутому циклу. Замкнутость же цикла обеспечивают мельчайшие трубочки – капилляры, соединяющие артерии и вены.

Последние годы Гарвея В 1646 Гарвей издал в Кембридже два анатомических очерка «Исследования кровообращения», а в 1651 вышел его второй фундаментальный труд — «Исследования о зарождении животных» . В нём обобщались результаты многолетних исследований Гарвея, касающихся эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных, была сформулирована теория эпигенеза. Гарвей утверждал, что яйцо есть общее первоначало всех животных и всё живое происходит из яйца. Исследования Гарвея по эмбриологии послужили мощным стимулом к развитию теоретического и практического акушерства. С 1654 Гарвей жил в доме своего брата в Лондоне или в предместье Рохамптон. Был избран президентом Коллегии врачей, однако отказался от этой почетной должности, сославшись на преклонный возраст.

Последние годы Гарвея

В 1646 Гарвей издал в Кембридже два анатомических очерка «Исследования кровообращения», а в 1651 вышел его второй фундаментальный труд — «Исследования о зарождении животных» . В нём обобщались результаты многолетних исследований Гарвея, касающихся эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных, была сформулирована теория эпигенеза. Гарвей утверждал, что яйцо есть общее первоначало всех животных и всё живое происходит из яйца. Исследования Гарвея по эмбриологии послужили мощным стимулом к развитию теоретического и практического акушерства.

С 1654 Гарвей жил в доме своего брата в Лондоне или в предместье Рохамптон. Был избран президентом Коллегии врачей, однако отказался от этой почетной должности, сославшись на преклонный возраст.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!