СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.»

Урок № 56

Тема: Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

Цель: познакомиться со строением и функциями обонятельного, вкусового, вестибулярного анализатора и органа кожно-мышечной чувствительности.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Как функционируют органы равновесия?

2. Почему мышечное чувство и кожная чувствительность не отделимы при осязании?

3. Как действуют анализаторы вкуса и обоняния?

4. Как устанавливается ложность иллюзорных восприятий?

II. Изучение нового материала

1. Органы равновесия

Ориентация тела в пространстве осуществляется вестибулярным аппаратом (рисунок 109 «Строение и функции вестибулярного аппарата» на странице 259 учебника). Он находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трех полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимноперпендикулярных направлениях. Это соответствует трем измерениям пространства (высоте, длине, ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве.

Рецепторы вестибулярного аппарата представляют собой волосковые клетки. Они находятся в стенках мешочков и полукружных каналов. Мешочки заполнены густой жидкостью, в которой находятся небольшие кристаллики солей кальция. Если голова находится в вертикальном положении, давление приходится на волоски клеток, находящихся на дне мешочка. Если положение головы меняется, давление смещается на боковые стенки (рисунок 109 «Строение и функции вестибулярного аппарата» на странице 259 учебника).

Полукружные каналы представляют собой, как и мешочки, замкнутые резервуары с жидкостью. При вращательных движениях тела жидкость в определенном канальце либо отстает в движении, либо продолжает двигаться по инерции, приводя к отклонению чувствительных волосков и возбуждению рецепторов.

От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. На уровне среднего мозга центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Этим, в частности, и объясняется иллюзия движения предметов по кругу, после того как мы прекращаем вращение.

Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяет управлять телом в пространстве.

2. Мышечное чувство

В стенках мышц и сухожилий находятся рецепторы, регистрирующие растяжение и степень сокращения мышц. Они постоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышц. Более того, человеку достаточно представить будущее движение, как рецепторы определяют, на какую величину мышца должна сократиться, чтобы это движение осуществилось.

В начале приобретения спортивного или трудового навыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Например, машинистка печатает «слепым» методом, пианист не смотрит на клавиши перед тем, как взять аккорд. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим. Он возможен благодаря мышечному чувству.

Зона коры большого мозга, воспринимающая нервные импульсы от мышц, находится в одной из извилин его теменных долей. Управление произвольными движениями осуществляется нервными клетками, расположенными в лобных долях мозга.

3. Кожная чувствительность

Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Осязание – сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также о некоторых других свойствах предмета, важных для его определения (рисунок 110 «Тактильный анализатор» на странице 260 учебника).

4. Обоняние

Обонятельные рецепторы находятся на слизистой оболочке средней и верхней носовых раковин. Это клетки с ресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать вещество определенного состава. При взаимодействии с ними она посылает нервные импульсы в мозг (рисунок 111 «Орган обоняния» на странице 261 учебника).

Не все вещества способны вызывать раздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо в жирах. Одни из запахов приятны, другие вызывают отвращение.

5. Орган вкуса

В слизистой оболочке языка находятся небольшие возвышения – вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму (рисунок 112, А «Строение вкусового сосочка» на странице 262 учебника). Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью небольшим отверстием – порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой располагаются вкусовые рецепторы. Они представляют собой волосковые клетки, волоски которых погружены в жидкость, заполняющую камеру.

Когда пища оказывается во рту, она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуя на реснички. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, она возбуждается, и информация в виде нервных импульсов поступает в мозг.

Различные рецепторы вкуса по-разному реагируют на те или иные воздействия (рисунок 112, Б «Вкусовые зоны языка и ощущения, возникающие при их раздражении» на странице 262 учебника). Так, кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковые края языка – кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краях языка, реагирует на солёное, рецепторы задней поверхности языка – на горькое. Последних особенно много, и это не случайно. Несъедобные или ядовитые вещества часто обладают горьким, неприятным вкусом. Раздражение этими веществами рецепторов задней поверхности языка вызывает защитный рвотный рефлекс.

Рядом со вкусовыми сосочками находятся железы, выделяющие жидкость, которая непрерывно омывает сосочки. Поэтому вкусовые ощущения сохраняются недолго, и вскоре человек способен воспринимать новые ощущения.

В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы (если в рот попадает едкое вещество). Синтез всех этих ощущений и определяет вкус пищи.

Вкусовая зона коры большого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом с обонятельной.


6. Иллюзии

Ложные восприятия, как мы знаем, называются иллюзиями. Помимо физических, причины их могут быть и психологическими. Так, мы обычно переоцениваем верхнюю часть фигуры: она кажется больше. Чтобы убедиться в этом, откройте страницу в книге, где есть цифра восемь. Оба кружка ее кажутся одинаковыми. Переверните страницу шрифтом вниз, и вы увидите, что верхний кружок восьмерки (теперь он внизу) кажется мельче. Иллюзорные восприятия корригируются практикой.

7. Компенсация одних анализаторов другими

Вы уже знаете, что слуховой анализатор связан со зрительным, зрительный - с мышечным и вестибулярным, вкусовой – с осязательным и обонятельным анализаторами. При недостаточном развитии или повреждении одного анализатора компенсаторно совершенствуются другие. Хотя другие анализаторы не могут полностью возместить функцию отсутствующего, они позволяют больному человеку по-новому приспособиться к жизни. Яркий пример этого – Ольга Скороходова, которая была слепоглухонемой, но смогла получить высшее образование, защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию.

III. Закрепление

1. Каково значение вестибулярного анализатора?

2. Почему после вращения человеку кажется, что воспринимаемые предметы продолжают движение по кругу?

3. Какими способами можно тренировать выносливость вестибулярного аппарата?

4. Что такое мышечное чувство?

5. Почему перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его во всех деталях и нужной последовательности?

6. Как взаимодействуют органы вкуса и обоняния?

IV. Обобщение

Вывод: Любой анализатор состоит из трех частей: периферической (рецепторы), проводниковой (нервы), центральной (отдел коры полушарий головного мозга). Обонятельный анализатор принимает участие в определении качества пищи, воды, воздуха. Вкусовой анализатор защищает человека от наличия в пище вредных веществ. Вестибулярный анализатор – часть внутреннего уха – выполняет функцию органа равновесия. При помощи мышечного чувства человек ощущает положение частей своего тела в пространстве.

V. Домашнее задание:

1. Параграф 52 на страницах 258-263 учебника.

2. Вопросы на странице 263 учебника.

3. Словарь: вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные каналы, волосковые клетки, мышечное чувство, кожная чувствительность, вибрационное чувство, осязание, обонятельные клетки, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы.

4. Задания 1-2 на странице 263 учебника.

Задания

1. Что такое иллюзии? Приведите примеры из своей жизни.

2. Нарисуйте прямую вертикальную линию. Попробуйте ее разделить пополам, не пользуясь линейкой. Затем измерьте половинки. Почему верхняя чаще оказывается меньше нижней? У кого чаще встречается эта ошибка: у людей, знающих или не знающих об этой иллюзии?

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!