Организация деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума
в компенсирующем детском саду
Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ является подразделением коррекционно-психолого-педагогической службы детского сада.
ПМПк организован как форма взаимодействия всех специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации.
Цель консилиума: определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута как отдельных детей, так и группы в целом.
Основными задачами ПМПк являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитателям, другим педагогам.
Основные принципы деятельности ПМПк
Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания.
Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Организация деятельности ПМПк
1. ПМПк создается на основании приказа заведующего ДОУ.
2. В состав ПМПк входят: председатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, медсестра.
3. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в квартал.
Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.
Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специалистов (в первую очередь учителя-логопеда), непосредственно работающих с ребёнком или родителей.
Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).
Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагрузок, необходимости изменения режима или формы обучения.
Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
4. ПМПк проводится под руководством председателя.
5. На заседание могут приглашаться родители воспитанника.
6. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк.
7. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.
8. В ПМПк ведется следующая документация:
- список специалистов ПМПк
- годовой план и график плановых заседаний ПМПк
– журнал записи детей на ПМПк
– журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиальных заключений
– протоколы заседаний ПМПк
Этапы проведения ПМПк
1. Предварительный этап сопровождения ребенка.
От родителей или педагогов ДОУ поступает запрос.
Секретарь записывает ребенка в журнал ПМПк с целью его диагностики и обследования.
2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Родители письменно дают согласие на проведение обследования.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки. Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений и рекомендациями всеми специалистами консилиума.
3. Заседание ПМПк
На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации.
- выписка из истории развития ребенка;
- представление учителя-логопеда, учителя-дефектолога, составленное по результатам обследования ребенка;
- представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка;
- педагогическая характеристика воспитателя на ребенка.
4. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка
Заключение, выработка рекомендаций.
5. Реализация рекомендаций консилиума.
а) Направление ребенка на городскую ПМПК.
Общее заключение ПМПк ДОУ передается в городскую ПМПК: при окончании испытательного срока или отсутствии положительной динамики в обучении.
б) Разработка стратегии помощи ребенку.
Составляется план коррекционных мероприятий.
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива;
- что можно сделать с помощью семьи. (Родителям сообщается заключение в понятной для них форме, даются ясные и понятные рекомендации).
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
В завершение этого этапа работы проводится
6. Динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.
По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если:
- отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
- были получены значительные изменения состояния ребенка;
- произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.
7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме.
Алгоритм работы ПМПк
Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
Заседание консилиума, информационный обмен специалистов ПМПк.
Определение сути проблемы ребёнка (заключение).
Выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
Отслеживание динамики развития ребенка, при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка
Основные области деятельности специалистов ПМПк
Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Учитель-дефектолог: диагностика, коррекция и развитие познавательной деятельности.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Воспитатель-методист по ФИЗО: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
Психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.