Просмотр содержимого документа
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Подготовила воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка» Юрьева Ю.Е.
Экспериментирование
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».
Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Воспользуемся мудрым советом:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому. Что он узнал»
В. А. Сухомлинский.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н.Н. Подьяков
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Цель экспериментальной деятельности:
- Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи экспериментальной деятельности:
- Формировать способов познания путем сенсорного анализа и опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Развивать представления об основных физических явлениях и представления детей о некоторых факторах среды;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Классификация детского экспериментирования
- По характеру объектов, используемых в эксперименте
- По месту проведения опытов
- По характеру включения в педагогический процесс:
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
- По характеру познавательной деятельности детей
- По характеру мыслительных операций
Особенности организации детского экспериментирования
- Продолжительность эксперимента.
- Речевые сопровождения.
- Индивидуальность детей
- Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку
- Учет возрастных особенностей детей.
Создание условий для детского экспериментирования
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
- место для выставки; - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов
Оборудование для экспериментов
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
- простейшие приборы;
- коллекции;
- природные материалы;
- бросовые материалы.
- технические материалы;
- разные виды бумаги;
- медицинские материалы;
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
- увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опыта.
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
- Организация исследования.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
- Вопросы педагога
- Схематическое моделирование
- Метод стимулирующий
- Метод «первой пробы»
- Проблемные ситуации
- Экспериментальные игры
- Наблюдение природных явлений
- Использование энциклопедий
ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
- Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
- События, специально «смоделированные» воспитателем.
- Воображаемые события, происходящие в художественном произведении.
- Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы.
- Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников
- А нкетирование родителей.
- Создание познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Родительские собрания.
- Открытые мероприятия для родителей.
- Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
- Совместное детско-взрослое творчество.
- Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
О.В. Дыбина