СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Просмотр содержимого документа
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Подготовила воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка»  Юрьева Ю.Е.

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Подготовила воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка» Юрьева Ю.Е.

Экспериментирование  Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».   Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.   Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.   Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Экспериментирование

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».

Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Воспользуемся мудрым советом:  «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому. Что он узнал»  В. А. Сухомлинский.

Воспользуемся мудрым советом:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому. Что он узнал»

В. А. Сухомлинский.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»    Н.Н. Подьяков

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н.Н. Подьяков

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Цель экспериментальной деятельности:  Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Цель экспериментальной деятельности:

  • Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи экспериментальной деятельности: Формировать способов познания путем сенсорного анализа и опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:  Развивать представления об основных физических явлениях и представления детей о некоторых факторах среды;  Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;  Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Задачи экспериментальной деятельности:

  • Формировать способов познания путем сенсорного анализа и опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Развивать представления об основных физических явлениях и представления детей о некоторых факторах среды;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Классификация детского экспериментирования По характеру объектов, используемых в эксперименте По месту проведения опытов По причине их проведения По характеру включения в педагогический процесс: По продолжительности По количеству наблюдений за одним и тем же объектом По количеству детей По месту в цикле По характеру познавательной деятельности детей По способу применения По характеру мыслительных операций

Классификация детского экспериментирования

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте
  • По месту проведения опытов
  • По причине их проведения
  • По характеру включения в педагогический процесс:
  • По продолжительности
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
  • По количеству детей
  • По месту в цикле
  • По характеру познавательной деятельности детей
  • По способу применения
  • По характеру мыслительных операций
Особенности организации детского экспериментирования Продолжительность эксперимента. Речевые сопровождения. Индивидуальность детей Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку Учет возрастных особенностей детей.

Особенности организации детского экспериментирования

  • Продолжительность эксперимента.
  • Речевые сопровождения.
  • Индивидуальность детей
  • Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку
  • Учет возрастных особенностей детей.
Создание условий для детского экспериментирования   В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:  - место для выставки;  - место для приборов;  - место для хранения материалов (природного,

Создание условий для детского экспериментирования

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

- место для выставки; - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов

Оборудование для экспериментов схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;  серии картин с изображением природных сообществ;  книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; природные материалы; бросовые материалы.

Оборудование для экспериментов

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
  • простейшие приборы;
  • коллекции;
  • природные материалы;
  • бросовые материалы.
технические материалы;  разные виды бумаги; медицинские материалы; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа; личные блокноты детей для фиксации результатов опыта.
  • технические материалы;
  • разные виды бумаги;
  • медицинские материалы;
  • сито, воронки;
  • половинки мыльниц, формы для льда;
  • увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа;
  • личные блокноты детей для фиксации результатов опыта.
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. Организация исследования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

  • Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  • Организация исследования.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Вопросы педагога Схематическое моделирование Метод стимулирующий Метод «первой пробы» Проблемные ситуации Экспериментальные игры Наблюдение природных явлений Использование энциклопедий
  • Вопросы педагога
  • Схематическое моделирование
  • Метод стимулирующий
  • Метод «первой пробы»
  • Проблемные ситуации
  • Экспериментальные игры
  • Наблюдение природных явлений
  • Использование энциклопедий

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: Реальные события: яркие природные явления и общественные события. События, специально «смоделированные» воспитателем. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События, специально «смоделированные» воспитателем.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении.
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы.
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников А нкетирование родителей. Создание познавательно-развивающей среды в группе. Оформление наглядной информации в родительском уголке. Родительские собрания. Открытые мероприятия для родителей. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. Совместное детско-взрослое творчество. Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников

  • А нкетирование родителей.
  • Создание познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке.
  • Родительские собрания.
  • Открытые мероприятия для родителей.
  • Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
  • Совместное детско-взрослое творчество.
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

О.В. Дыбина

О.В. Дыбина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!