«Организация и проведение праздников и развлечений в МОУ Прогимназия пос. Романцево»
“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.
Актуальной проблемой 21 века стало возвращение ребенка к полноценной духовной жизни, снятие эмоционального стресса, вызванного современным темпом, чрезмерной компьютеризацией. Потеря ценностных ориентиров, к сожалению, свойственна нашему времени. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает организация праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Поэтому досуговая деятельность, приобщение через нее к миру человеческих отношений, восприятию прекрасного, весьма актуальна в наше время.
Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В.Л. Страковская). Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спонтанными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно (В.В. Динейка), что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, одной из главных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Решению данной задачи способствует проведение праздников и развлечений, Поэтому мы уделяем большое внимание в своем учреждении организации и проведению этих форм работы с детьми.
Представляя опыт работы по проведении развлечений и праздников можно выделить следующие этапы работы:
I этап – предварительное планирование. В начале года проводится педсовет, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и досугов и устанавливаются предварительные сроки их проведения, с учетом календарно-тематического планирования и работы по проектам.
II этап – работа над сценарием. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. а также спортивные игры и упражнения
III этап – предварительное знакомство детей с праздником или досугом.
На этом этапе проходит предварительная работа, которая включает в себя подачу детям информации, например перед праздником «Масленица» детям рассказывается об истории возникновения праздника, изготавливаются совместно с детьми и родителями необходимые атрибуты.
IV этап – репетиции. После определения целей и задач начинаем непосредственную работу по разучиванию стихов, песен, игр. постановки танцев, оформлению зала, спортивной площадки, изготовлению аксессуаров к костюмам. Степень их разучивания зависит от роли мероприятия в проекте и характера проекта, где представляется. Так, к Дню защиты детей идет более детальное разучивание элементов праздника. При проведении досуга «На солнечной полянке» опираемся на хорошо знакомый материал (разученные стихи, песни, танцы, игры, знания детей о природных явлениях)
V этап – проведение самого праздника.
VI этап – подводим итоги. Для этого проводим беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Прежде, чем перейти к проведению развлечений, необходимо как и всякий другой вид деятельности их спланировать и следовательно подобрать методическую литературу для работы.
Спортивные досуги и музыкальные развлечения включаются в перспективный план досугов с учетом календарно–тематического планирования и проектной деятельности. Часть досугов является заключительной частью проектов или итоговым мероприятием в тематическом планировании. Так, досуг «Красный, желтый, зеленый.» является итоговым мероприятием проекта по правилам дорожного движения, проект «Растем здоровыми» заключает спортивный досуг «В гости к Колобку», проект «Зима» -«Веселая масленица» является итоговым мероприятием темы «Зимушка зима», развлечение «Осенины» - итоговым мероприятием темы «Осень к нам пришла»
Досуг сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности. Важную роль в успешном проведении праздников и развлечений играет не только его планирование, но и подготовка и организация. На этом этапе мы готовим атрибуты, плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласительные билеты для болельщиков и родственников. В музыкальном зале продуман интерьер к различным досугам. Так, например, для народных праздников изготовлена русская печь, макет избы. К сезонным праздникам постоянно обновляется панно на главной стене. Общими усилиями сотрудников и родителей собрана старинная утварь для русской горницы, пошиты и приобретены русские национальные костюмы, театрализованные костюмы для детей и взрослых, Особое внимание уделяется подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Продумываем музыкальное сопровождение физических упражнений и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т. Для этого у нас создана аудиотека. Широко используем такие записи «Хоровод круглый год», «К нам гости пришли», «Бесконечная сказка», «Дошкольные частушки», «Ходит месяц над лугами». С детьми подготовительной группы «Танцевальные ритмы народов мира». При проведении тематических музыкальных вечеров включаем произведения из дидактического альбома к программе Радыновой «Музыкальные шедевры». При проведении развлечений также используем аудиокассеты из серии «Наедине с природой».
К календарным праздникам изготовлены атрибуты (Снеговики, елки, снегири, чучело Масленицы, солнышки, веселая ярмарка), приобретены элементы формы к праздникам Защитников Отечества и Дню Победы.
В спортивном зале так же сделано и приобретено много атрибутов для игр и эстафет. Большой эмоциональный восторг у детей вызывают эстафеты с туннелями, самокатами, волшебные дорожки, речка, валенки.
Сшиты растяжки для летних и зимних праздников. Кроме того, мы используем опыт работы и других садов. Так, например, сделаны атрибуты к игре «Карусель». В перспективе - приобретение ростовых кукол.
Развлечения помимо воспитателя по физо и музыкального руководителя проводят и воспитатели на группах. Для этого широко используется материал из театральных уголков. Это различные виды театров а также атрибуты уголков ряжения. Перспективные планы развлечений составлены с учетом досугов, проводимых воспитателями. Примерно в месяц 2 развлечения проводят воспитатели 1 -музыкальный руководитель и 1 - воспитатель по физо. 1 раз в квартал проходит досуг, за который отвечает изомастер.
Но помимо материальных условий, т.е создание пособий, составление плана для проведения досуговой деятельности необходимо создать и определенный эмоциональный комфорт. А он опирается на уважение взрослых к человеческому достоинству детей; формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу.
Необходимо продумать при проведении развлечений использование согласно федерального государственного стандарта форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Формы и методы находятся в зависимости от видов развлечений
В практике работы нашей Прогимназии используются три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
Виды развлечений также подразделяются по их содержательной направленности :
- театрализованные (разные виды театров или театральной деятельности)
-познавательной (квн, викторины и т.д.)
-спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты)
-музыкально-литературные концерты.
Практика показывает, что самым любимым видом развлечений являются театрализованные представления. Поэтому практически в любой вид развлечений мы включаем персонажей. Они участвуют в диалоге с детьми, приглашают детей поиграть с ними, помогают разрешить проблему, с которой они столкнулись, учат их заниматься физкультурой, приносят сюрпризы и подарки, соревнуются в эстафетах, загадывают загадки, показывают фокусы, например, на одном из летних праздников Карлсон показывал фокус с конфеткой.
Широко используем драматизацию отрывков из сказок (по необходимости переделываем оригинал под сюжет праздника). Чтение детьми стихотворений потешек и закличек включаем как в музыкально –литературные праздники, так и в фольклорные. Например при проведении Колядок дети, одетые в русские национальные костюмы проходят по всему учреждению и поздравляют всех с рождеством и новым годом. При проведении Дня Земли мы включаем конкурс чтецов, но и конечно же спортивные праздники состоят из эстафет, подвижных игр соревнований, которые мы стараемся не повторять, а придумывать новые: эстафета совместная с родителями «Строим дом», «Оденем снеговика», «Необыкновенные лыжи».
В нашей Прогимназии проводятся следующие виды праздников по тематической направленности:
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
· народные и фольклорные: Осенины, Колядки, Масленица,;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, мы составляем единый план, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника. Так к летнему досугу «На солнечной полянке» разработали сценарий, подобрав предварительно методическую литературу, сделали из нее выборку подвижных и музыкальных игр. Отобрали музыкальное сопровождение в соответствии с возрастом детей. Далее подготовили костюмы и атрибуты для игр. На педчасе обсудили и выбрали игровых персонажей распределили роли. Далее с детьми выучили стихи и роли. Отработали некоторые элементы к танцам и подвижным играм.
День проведения праздника назначен заранее в годовом плане и подтверждается на педчасе, на котором обсуждается сюрпризный момент-награждение и поощрение детей, решаются финансовые вопросы. На следующем педчасе уже обсуждаем итоги праздника или досуга, работу взрослых и эмоциональный настрой, отношение детей к празднику. Следует уточнить, что мы стараемся создать спокойную, творческую обстановку, без гонки, без муштры. В программу концертов, исполнителями которых являются дети, мы включаем их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытывает радость от участия в развлечении. А в спортивные досуги хорошо знакомые и любимые игры и конкурсы.
Для массовых праздников приобретаем простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). В командных соревнованиях «Мама, папа и я» подбираем подарки, близкие к тематике праздника. Без подарков не остаются и болельщики. Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден независимо от места, которое он занял.
Опыт работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя и физ. руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. В проведении досугов для детей младших групп активное участие принимают дети подготовительной группы, так они были сказочными персонажами при проведении спортивного досуга по сказке «Колобок» участвуют в утренниках для малышей.
Праздники и развлечения мы включаем в проектную деятельность, как заключительную часть проекта, так как проекты особенно для старших детей ориентируются на события, происходящие в мире. В наш перспективный план мы включаем эти праздники, например был проведен праздник посвященный Лондонской Олимпиаде, праздник к прошедшей Зимней Олимпиаде в Турине. В феврале месяце 2014 года воспитателями старшей-подготовительной группы проведен как заключительная часть проекта развлечение, посвященное Олимпиаде в Сочи.
Благодаря тому, что в нашей прогимназии учатся младшие школьники мы подключаем их к участию в развлечениях для малышей. Они очень выручают нас, когда играют роли персонажей в утренниках (Осенние-Чиполинно, Карлсон, старуха –Шапокляк, «Светофор -светофорыч» на спортивном досуге «Красный ,желтый, зеленый»; Новогодние –снегурочка ,медведь ,выпускные –«Незнайка», «Буратино» ). Проводим совместные праздники и развлечения .Это Новогодние «Калядки», «Масленица», «Папа ,мама и я –спортивная семья « День Земли» , «День Знаний». Дошкольники являются благодарными зрителями и болельшиками на школьных праздниках и спортивных соревнованиях
В Федеральных образовательных стандартах указано о необходимости создания условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержки родителей в воспитании.
Поэтому в итоговых мероприятиях, которые проходят в форме вечеров досуга и праздников активное участие принимают родители. Если раньше они были пассивными зрителями или их участие складывалось из подготовки атрибутов и пошива костюмов, сейчас они с удовольствием сами принимают участие в развлечениях вместе с детьми. Какой эмоциональный заряд получили дети при проведении досуга, посвященного Дню матери, когда победу в конкурсе надо было достичь вместе с мамой, и от совместных действий зависел результат команды. Воодушевленные этой активностью со стороны родителей мы уже задумываемся о новых совместных мероприятиях.
Благодаря праздникам дети учатся творить и общаться, приобретают уверенность в своих силах, испытывают радость самовыражения, приобщаются традициям нашего народа. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Муз. руководитель
Ишмеева В.А.,
воспитатель по физ. культуре
Прогимназии пос.Романцево
Безбородова Е.А.