СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение праздников и развлечений в МОУ Прогимназия пос. Романцево»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Организация и проведение праздников и развлечений в МОУ Прогимназия пос. Романцево»

 

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”...

                                                                                               В.А.Сухомлинский.

 

        Актуальной проблемой 21 века стало возвращение ребенка к полноценной духовной жизни, снятие эмоционального стресса, вызванного современным темпом, чрезмерной  компьютеризацией. Потеря ценностных ориентиров, к сожалению, свойственна нашему времени. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает  организация праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Поэтому досуговая деятельность, приобщение через нее к миру человеческих отношений, восприятию прекрасного, весьма актуальна в наше время.

Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вы­звать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В.Л. Страковская). Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спон­танными комичными ситуациями, вызы­вают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает пра­здник незаменимым средством профи­лактики и даже лечения различных нару­шений в состоянии здоровья. Давно изве­стно (В.В. Динейка), что хорошее настрое­ние, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

 Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

В  Федеральных государственных  образовательных стандартах дошкольного образования,  одной из главных задач является   охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Решению данной задачи способствует  проведение праздников и развлечений, Поэтому  мы уделяем большое внимание в своем учреждении организации и проведению этих форм работы с детьми.

 Представляя  опыт работы по проведении развлечений и праздников   можно выделить следующие этапы работы:

      I этап – предварительное планирование. В начале года проводится педсовет, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и досугов  и устанавливаются  предварительные сроки их проведения, с учетом календарно-тематического планирования и работы по проектам.

II этап – работа над сценарием. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. а также спортивные игры и упражнения

III этап – предварительное знакомство детей с праздником или досугом.

На этом этапе проходит предварительная работа, которая включает в себя подачу детям информации, например перед праздником  «Масленица» детям рассказывается об истории возникновения праздника, изготавливаются  совместно с детьми и родителями необходимые атрибуты.

IV этап – репетиции. После определения целей и задач начинаем непосредственную работу по разучиванию стихов, песен, игр. постановки танцев, оформлению зала, спортивной  площадки, изготовлению аксессуаров к костюмам.  Степень их разучивания зависит от роли мероприятия в проекте и характера проекта, где представляется. Так, к Дню защиты детей идет более детальное разучивание элементов праздника. При проведении досуга «На солнечной полянке»  опираемся на хорошо знакомый материал (разученные стихи, песни, танцы, игры, знания детей о природных явлениях)

V этап – проведение самого праздника.

VI этап – подводим итоги. Для этого проводим беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось,  закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

   Прежде, чем перейти к проведению развлечений, необходимо как и всякий другой вид деятельности их спланировать и следовательно подобрать методическую литературу для работы.

Спортивные досуги и музыкальные развлечения включаются в перспективный план досугов с учетом календарно–тематического планирования и проектной деятельности. Часть досугов является заключительной частью проектов или итоговым мероприятием в тематическом планировании. Так, досуг «Красный, желтый, зеленый.» является итоговым мероприятием проекта по правилам дорожного движения, проект «Растем здоровыми» заключает спортивный досуг «В гости к Колобку», проект «Зима» -«Веселая масленица» является итоговым мероприятием темы «Зимушка зима», развлечение «Осенины» - итоговым мероприятием темы «Осень к нам пришла»

      Досуг  сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности. Важную роль в успешном проведении праздников и развлечений  играет  не только его планирование,  но и подготовка и организация. На этом  этапе мы готовим   атрибуты, плакаты, декорации, эмблемы и призы для участников, пригласитель­ные билеты для болельщиков и родст­венников.   В музыкальном зале продуман интерьер к различным досугам. Так, например, для народных праздников изготовлена русская печь, макет избы. К сезонным праздникам постоянно обновляется панно на главной стене. Общими усилиями сотрудников и родителей собрана старинная утварь для русской горницы, пошиты и приобретены  русские национальные костюмы,  театрализованные костюмы для детей и взрослых, Особое внимание уделяется под­бору музыки и подготовке средств ее трансляции.  Продумываем музыкальное сопровождение физических упражнений и музы­кальные заставки, фоновую музыку для ат­тракционов, сюрпризных моментов, на­граждения и т. Для этого у нас создана аудиотека. Широко используем такие записи «Хоровод круглый год», «К нам гости пришли», «Бесконечная сказка», «Дошкольные частушки», «Ходит месяц над лугами». С детьми подготовительной группы «Танцевальные ритмы народов мира». При проведении тематических музыкальных вечеров включаем произведения из дидактического альбома к программе Радыновой  «Музыкальные шедевры». При проведении развлечений также используем аудиокассеты из серии «Наедине с природой». 

К календарным праздникам изготовлены  атрибуты (Снеговики, елки, снегири, чучело Масленицы, солнышки, веселая ярмарка), приобретены элементы формы к праздникам Защитников Отечества и Дню Победы.

               В спортивном зале так же сделано  и приобретено много атрибутов для игр и эстафет. Большой эмоциональный восторг у детей вызывают эстафеты с туннелями, самокатами,  волшебные дорожки, речка, валенки.

Сшиты растяжки для летних и зимних праздников. Кроме того, мы используем опыт работы и других садов. Так, например, сделаны атрибуты к игре «Карусель». В перспективе  - приобретение ростовых кукол.

               Развлечения  помимо воспитателя по физо и музыкального руководителя проводят и воспитатели на группах. Для этого  широко используется материал из театральных уголков. Это различные виды театров  а также атрибуты  уголков ряжения. Перспективные планы развлечений  составлены с учетом досугов, проводимых воспитателями. Примерно в месяц 2 развлечения  проводят воспитатели  1 -музыкальный руководитель и 1 - воспитатель по физо. 1 раз в квартал проходит досуг, за который отвечает изомастер.

   Но помимо материальных условий, т.е создание пособий, составление плана  для проведения досуговой деятельности  необходимо создать и определенный эмоциональный комфорт. А он опирается на уважение взрослых к человеческому достоинству детей; формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу.

                 Необходимо продумать при проведении развлечений  использование  согласно федерального государственного стандарта  форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

 Формы и методы находятся в зависимости от видов развлечений

В практике работы нашей Прогимназии используются три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

Виды развлечений также подразделяются по их содержательной направленности  :

- театрализованные (разные виды театров или театральной деятельности)

-познавательной (квн, викторины и т.д.)

-спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты)

-музыкально-литературные концерты.

Практика показывает, что самым любимым видом развлечений являются театрализованные представления. Поэтому практически в любой вид развлечений мы включаем персонажей. Они участвуют в диалоге с детьми, приглашают детей поиграть с ними, помогают  разрешить проблему, с которой они столк­нулись, учат их заниматься физкульту­рой, приносят сюрпризы и подарки, соревнуются в эстафетах, загадывают загадки, показывают фокусы, например, на одном из летних праздников Карлсон показывал фокус с конфеткой.

Широко используем драматизацию  отрывков из сказок (по необходимости переделываем оригинал под сюжет праздника). Чтение детьми стихотворений потешек и закличек включаем как в музыкально –литературные праздники, так и в фольклорные. Например при проведении Колядок дети, одетые в русские национальные костюмы проходят по всему учреждению и поздравляют всех с рождеством и новым годом. При проведении Дня Земли мы включаем конкурс чтецов, но и конечно же спортивные праздники состоят из эстафет, подвижных игр соревнований, которые мы стараемся не повторять, а придумывать новые: эстафета совместная с родителями «Строим дом»,  «Оденем снеговика»,  «Необыкновенные лыжи».

 В нашей Прогимназии проводятся следующие виды праздников   по тематической направленности:

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· народные и фольклорные: Осенины, Колядки, Масленица,;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

           Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, мы составляем единый план, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника. Так к летнему досугу «На солнечной полянке» разработали сценарий, подобрав предварительно методическую литературу, сделали из нее выборку подвижных и музыкальных игр. Отобрали музыкальное сопровождение в соответствии с возрастом детей. Далее подготовили костюмы и атрибуты для игр. На педчасе обсудили и выбрали игровых персонажей распределили роли. Далее с детьми выучили стихи и роли.  Отработали некоторые элементы к танцам и подвижным играм.

День проведения праздника назначен заранее в годовом плане и подтверждается на педчасе, на котором обсуждается  сюрпризный момент-награждение и поощрение детей, решаются финансовые вопросы. На следующем педчасе уже обсуждаем итоги праздника или досуга, работу взрослых и эмоциональный настрой, отношение детей к празднику. Следует уточнить, что мы стараемся  создать спокойную, творческую обстановку, без гонки, без муштры. В программу концертов, исполнителями которых являются дети, мы включаем их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытывает радость от участия в развлечении. А в спортивные досуги  хорошо знакомые и любимые игры и конкурсы.

         Для массовых праздников приобретаем простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). В командных соревнованиях «Мама, папа и я» подбираем подарки, близкие к тематике праздника. Без подарков не остаются и болельщики. Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден незави­симо от места, которое он занял.

             Опыт работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя и физ. руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику.  Взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе  педагогически организованной совместной деятельности. В проведении досугов для детей младших групп активное участие принимают дети подготовительной группы, так они были сказочными персонажами при проведении спортивного досуга по сказке «Колобок» участвуют в утренниках для малышей. 

                 Праздники и развлечения мы  включаем в проектную деятельность, как заключительную часть проекта, так как проекты особенно для старших детей ориентируются на события, происходящие в мире. В наш перспективный план мы включаем эти праздники, например  был проведен праздник посвященный Лондонской Олимпиаде, праздник к прошедшей Зимней Олимпиаде в Турине. В феврале месяце 2014 года воспитателями старшей-подготовительной группы проведен как заключительная часть проекта развлечение, посвященное Олимпиаде в Сочи.

 Благодаря тому, что в нашей прогимназии учатся младшие школьники мы подключаем их  к участию в развлечениях для малышей. Они очень выручают нас, когда играют роли персонажей в утренниках (Осенние-Чиполинно,  Карлсон, старуха –Шапокляк, «Светофор -светофорыч» на спортивном досуге «Красный ,желтый, зеленый»; Новогодние –снегурочка ,медведь ,выпускные –«Незнайка», «Буратино» ).  Проводим совместные праздники и развлечения .Это  Новогодние «Калядки», «Масленица», «Папа ,мама и я –спортивная семья « День Земли» , «День Знаний». Дошкольники являются благодарными зрителями и болельшиками на школьных праздниках и спортивных соревнованиях

В Федеральных образовательных стандартах указано о необходимости создания условий для участия родителей  в образовательной деятельности, поддержки родителей в воспитании.

Поэтому в итоговых мероприятиях, которые проходят в форме вечеров досуга  и праздников активное участие принимают родители. Если раньше они были пассивными зрителями или их участие складывалось из подготовки  атрибутов и пошива костюмов, сейчас они с удовольствием сами принимают участие в развлечениях вместе с детьми. Какой эмоциональный заряд получили дети при проведении  досуга, посвященного Дню матери, когда  победу в конкурсе надо было достичь вместе с мамой, и от совместных действий зависел результат команды. Воодушевленные этой  активностью со стороны родителей  мы уже задумываемся о новых совместных мероприятиях.

Благодаря праздникам дети учатся  творить и общаться, приобретают  уверенность в своих силах, испытывают  радость самовыражения,  приобщаются  традициям нашего народа. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

 

                                                                            Муз. руководитель

Ишмеева В.А.,

воспитатель по физ. культуре

                                                                                                         Прогимназии пос.Романцево

                                                                                                        Безбородова Е.А.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!