Просмотр содержимого документа
«"Организация коррекционно- развивающей работы в условиях образовательной школы" Выступление педагога-психолога МБОУ "Марьяновская школа" Щербаковой Т.В.»
Организация коррекционно- развивающей работы в условиях образовательной школы
Подготовила
Педагог-психолог
МБОУ «Марьяновская школа»
Щербакова Т.В.
04. 10. 2016.
План выступления
- Психологическая коррекция
- Схема работы в психологической коррекции
- Три основных направления коррекционных целей
- Основные документы
- Протоколы корреционно-диагностической работы
- Принципы психокоррекции
ЭПИГРАФ
Чем ругать темноту, зажги хотя бы одну свечу, чтобы стало светлее вокруг. Чем тратить свою жизненную энергию на жалобы и критику, потрать эту драгоценную энергию на изменение самого себя, т.к. общеизвестно: изменишься ты - изменится мир вокруг тебя! И если ты хочешь стремительных изменений в своей жизни - первое что ты должен сделать - это начать БЛАГОДАРИТЬ! Если задуматься, то мы постоянно должны благодарить за всё, что мы имеем .
Психологическая коррекция
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме:
-что есть;
-что должно быть;
-что надо сделать, чтобы было должное
Три основных направления коррекционных целей
Основная цель коррекционно-развивающей работы
Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Цель и задача коррекционной работы
Очерчивает психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: « не ребенка подгонять, корректировать под образовательную систему, а саму образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей».
В процессе осуществления психокоррекционной работы с детьми психолог опирается на ряд принципов, основными из которых являются следующие
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической деятельности.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Основные документы
Коррекционная карта — это описание психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики работы психолога. В коррекционной карте содержатся следующие данные:
- исходные данные ребенка (ФИО, возраст, группа или класс, д/с или школа, адрес места жительства и др., данные могут быть закодированы);
- исходная проблематика (описание психологического портрета ребенка, особенностей и отклонений его психического развития на основе полного психодиагностического заключения);
- вид и форма коррекционных воздействий;
- средства коррекционных воздействий (игровые, изобразительные, музыкальные и др.);
- сроки коррекционных воздействий, этапы коррекционной работы, количество занятий, периодичность;
- рекомендации родителям и учителям/воспитателям (правильное планирование жизнедеятельности ребенка в период коррекционных воздействий, щадящий режим и оценивание, изменение ожиданий и др.);
- динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла;
- заключительная характеристика ребенка с общими рекомендациями.
Протоколы коррекционных занятий — это форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время проведения коррекционной процедуры, код ребенка. Протокол заполняется непосредственно в процессе деятельности, т. е. во время выполнения коррекционных заданий. Исключение составляют протоколы бесед, которые записываются после ее завершения
Протоколы корреционно-диагностического мероприятия
«Сделать благо себе» Мотивы воровства школьников
- Причины: (основанием для появления мотивов являются, прежде всего, личностные факторы)
- Личностные позиции: «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить эту вещь»
- Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности)
- Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
- Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации
- Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций
- Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий
- Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения
Методы психологической работы
- Установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка
- Выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении
- Устранение (по возможности) этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия.
- Установление запрета на воровство. Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранения его последствий
- Оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуаций, послуживших причиной воровства
- Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка
Коррекционная работа с младшими школьниками