СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация мотивированной научно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организацию исследований можно считать образовательной технологией, позволяющей комплексно решать задачи образования, воспитания.  В классно-урочной системе я пробую реализовать цели и задачи современного образования с использованием основных форм исследовательской деятельности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Организация мотивированной научно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики.»

Организация мотивированной научно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики.


Кузнецова А. И.


В школе, как в капле воды, отражается окружающий нас многоплановый и такой противоречивый мир. Каждый ребенок, обладающий своим уникальным внутренним миром, приходит в школу с важной целью: «Буду учиться!»

А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственным напряжением. Из вне он может получить только возбуждение».

Не будем кривить душой, значительная часть педагогов до сих пор озабочена передачей большего количества информации в ограниченных временных рамках, нежели формированием у ребенка нравственных качеств, развитием исследовательской, самостоятельной, проектной деятельности.

По данным диагностики у более 50% учащихся отсутствует интерес к предмету в целом. Я же хочу видеть ученика в роли собеседника, исследователя, смело отстаивающего свои мысли, а не зазубрившего и автоматически передавшего зазубренный материал робота.

Поэтому, на мой взгляд, задачами педагога в новых условиях могут стать:

1) в рамках урока:

- гибкое построение содержания обучения с наличием всех логических связей;

- активизация учебного материала;

- передача функциональных полномочий ученику, определение учащихся своих возможностей;

- комфортные темы работы для каждого ученика;

2) во внеурочное время:

- вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность.

Организацию исследований можно считать образовательной технологией, позволяющей комплексно решать задачи образования, воспитания. В классно-урочной системе я пробую реализовать цели и задачи современного образования с использованием основных форм исследовательской деятельности учащихся. Это позволяет мне на уроках реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, развивать мышление, выявлять способных, талантливых и одаренных детей, мотивировать их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Если ученик наблюдает за экспериментом, демонстрацией, со стороны всё остается для него чуждым, далёким и непонятным. Когда же сам берёт в руки прибор, ученик получает возможность непосредственно участвовать в исследовании, пытаясь обнаружить закономерности и выявить зависимости между ними.

Данный блок указывает, какие экспериментальные работы провожу в курсе физики основной и средней школы, для того, что бы в дальнейшем выстроить научно-исследовательскую работу в соответствии с интересами ученика, его способности и склонности к научно-поисковой деятельности.










Курс физики основной школы

Курс физики средней школы




Фронтальные опыты

Фронтально- лабораторные работы





Фронтальные лабораторные работы

Экспериментальные задачи





Экспериментальные задачи

Физический практикум





Проекты

Моделирование




Работая с ребятами, заметила, что обучающиеся, как правило, выдают столько умственных способностей и знаний, сколько требует задача, мыслительный процесс как бы ограничен «потолком» правильного ответа. А способен ли ученик на большее? какова действительная мера его интеллекта? Это те вопросы, на которые я как педагог должна найти ответ вместе с учеником. И поможет нам в этом как раз целенаправленно организованная исследовательская деятельность обучающихся, начиная с 7-го класса.

План проведения исследования представляю в виде трёх самостоятельных блоков:

1–ый блок

Мотивация исследования, постановка вопросов, ответы на которые нужно найти, и составление плана исследование в общих чертах - в режиме обсуждения всем классом

2-ой блок

Выбор вопроса, ответ на который будет искать каждый ученик, уточнение плана исследования для «своего случая», определение формы записи результатов измерений, проведение исследования, формулировка вывода как ответа на поставленный в начале вопрос – в режиме индивидуальной работы



3-ий блок

Озвучивание полученного вывода каждый учеником (по группам, выполнявшим однородные исследования), выделение общих результатов внутри одной группы и разных - у разных групп: выявление постоянных параметров исследования внутри каждой группы и обнаружение разных постоянных параметров у разных групп, составление и запись общего вывода по результатам исследования в режиме обсуждения всем классом



Организацию исследовательской деятельности учащихся в НОУ условно разбиваю так же на три этапа.

1 этап. Стартовый, или вхождение в проблему. Определение замысла, анализ проблемы, выделение противоречий, концепция проекта. В этот этап входит знакомство с литературой, консультация научного руководителя, если это получается, сбор материала по данному вопросу, формулировка цели, задач, прогнозирование ожидаемых результатов.

2 этап Реализация проекта с непрерывной обратной связью, с доработками и коррекцией. Оценка, анализ, обобщение, оформление работы, отчет перед учениками, родителями, участие в школьной конференции.

3 этап. Защита работы. Представления итогов своей деятельности на районном и областном уровне.

Организация данной работы позволяет мне развивать следующие интеллектуальные умения школьников: сравнивать и анализировать конкретные объекты и явления, систематизировать, обобщать полученный в ходе исследования материал. Развиваются и коммуникативные умения: слушать другого, комментировать выступление, аргументировать собственные высказывания. Данная система работы очень важное звено в сфере образования, существенная помощь ученику в выборе жизненной дороги.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!