КГУ «Чапаевская средняя школа»
Зыряновский район
Площадка педагогических идей:
«Особенности внедрения новых подходов в учебный процесс школы»
Тема инновационного опыта:
«Организация проектно-исследовательской деятельности в УВП».
Выступил: Рыбина Г.Г.
Площадка педагогических идей:
«Особенности внедрения новых подходов в учебный процесс школы»
Тема инновационного опыта: «Организация проектно-исследовательской деятельности в УВП».
Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.
Задачи:
формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
привлечь педагогов к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.
Форма представления опыта: мастер - класс
Категории участников: сертифицированные учителя.
План работы
Стартер «Найдите 8 слов, связанное с идеями Программы»
2. Активные формы работы.
А) Работа в группах (группы сформировались с помощью конфет), обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения), презентация.
Б) Эффективное обучение. Составление и защита кластера.
В) Свободный микрофон «А, напоследок я скажу…»
4. Вступление
Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. И перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. В соответствии с новой парадигмой 12 – летнего образования перед школой стоит задача воспитания творческой, неординарной, компетентной личности, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях.
Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель сегодня - не «транслятор» знаний, а активный участник, организатор УВП.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».
Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно– исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Представляю вашему вниманию презентацию по внедрению в практику 7 –ми модулей обновления образования.
Девизом нашего мастер-класса мне хотелось бы взять слова А. С. Макаренко :
«Чтобы научить других, надо научиться самому»
• Цель мастер-класса:
- поделиться - исследовать
- интегрировать - внести вклад
- дать практическое руководство к действию
Данная форма поможет пропустить через себя весь теоретический материал, т. к.
-Что я слышу – я забываю,
-Что я вижу - я запоминаю,
-Что я делаю – я понимаю.
- Я надеюсь на ваше активное участие в работе, т. к. в мастер-классе есть одно ключевое правило: «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам».
Составить кластер
Вопросы для составления кластера
Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
Как разработать и осуществить исследование.
Разработка собственных проектов и исследований.
Зашита кластера.
Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
1 группа. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора:
Мастерская – это… Усилия мысли, работа воображения,
В мастерской… творчество, успех, скучно, развитие,
Благодаря мастерской… способности, интеллект, эрудиция,
Без мастерской вообще… развивает, сотрудничество, мышление,
Мастерская даёт возможность… самовыражение, исследователь,
В мастерской учатся… лаборатория, движение, перспектива,
Мастерская позволяет… мастер, учитель, ученик.
2 группа. - Напишите 5 строк о занятиях по обучению исследовательской деятельности.
1). Понятие
2). 2 прилагательных
3). 3 глагола
4). Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности.
3 группа. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора:
Урок – исследование – это… ставить проблемы, выдвигать гипотезы
доказывать их …
Благодаря урокам - исследования… совместный процесс движения (учителя и ученика)
к истине
Ценностью урока - исследования… поиск неизвестного, новых знаний
Урок - исследование даёт возможность…самостоятельно открывать новые знания
На уроке – исследования учатся… интеллектуальный творческий продукт - знания
Итогом урока – исследования является
4 группа. - Напишите 5 строк о межпредметном проекте.
1) Понятие
2) 2 прилагательных
3) 3 глагола
4) Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности.
Итог. Самое решающее звено этой новации учитель.
Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.
Надеюсь, что этот мастер класс разбудит коллег и вызовет интерес по внедрению новых подходов в образование.
1 группа. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора:
Мастерская – это… Усилия мысли, работа воображения,
В мастерской… творчество, успех, скучно, развитие,
Благодаря мастерской… способности, интеллект, эрудиция,
Без мастерской вообще… развивает, сотрудничество, мышление,
Мастерская даёт возможность… самовыражение, исследователь,
В мастерской учатся… лаборатория, движение, перспектива,
Мастерская позволяет… мастер, учитель, ученик.
_____________________________________________________________________________
2 группа. - Напишите 5 строк о занятиях по обучению исследовательской деятельности.
1). Понятие
2). 2 прилагательных
3). 3 глагола
4). Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности.
_____________________________________________________________________________
3 группа. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора:
Урок – исследование – это… ставить проблемы, выдвигать гипотезы
доказывать их …
Благодаря урокам - исследования… совместный процесс движения (учителя и ученика)
к истине
Ценностью урока - исследования… поиск неизвестного, новых знаний
Урок - исследование даёт возможность…самостоятельно открывать новые знания
На уроке – исследования учатся… интеллектуальный творческий продукт - знания
Итогом урока – исследования является
_____________________________________________________________________________
4 группа. - Напишите 5 строк о межпредметном проекте.
1) Понятие
2) 2 прилагательных
3) 3 глагола
4) Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности.