Организация проектной деятельности для достижения личностных, предметных, метапредметных результатов на занятиях по немецкому языку.
Кудрявцева Татьяна Яковлевна,
Kudryavtseva Tatiana YAKOVLEVNA
учитель иностранного языка,
МКОУ «Глушковская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: автор статьи обращается к вопросу формирования личностных, предметных и метапредметных результатов с помощью проектной деятельности. Актуальность данной темы связана с большим потенциалом уроков немецкого языка.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты, универсальные учебные действия.
Zusammenfassung: der Autor wendet sich auf die Frage des persönlichen, inhaltlichen und äußerlichen, Ergebnisses mit Hilfe der Projekttätigkeit.
Die Aktualität dieses Themas verbunden mit großem Potenzial Lektionen Deutschkurs.
Stichworte: Projektarbeit, lernen in Projekten, persönliche Ergebnisse, äußerlichen Ergebnisse, substanzielle Ergebnisse, vielseitige Lehr-Aktionen.
«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой
В соответствии с государственным образовательным основного общего образования целью изучения иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способности личности к иноязычному межличностному и межкультурному общению с носителями языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам, что должно быть реализовано на уроках и во внеурочной деятельности. Любой учебный предмет вносит свой вклад в развитие личности. В современном уроке меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик больше не является только пассивным участником образовательного процесса, он участвует в постановке целей и задач урока, в выборе форм и способов обучения. Одной из современных педагогических технологий, удовлетворяющих поставленным задачам, является проектная деятельность, в основе которой «лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [3, с.4-11]
Главная цель – научить детей учиться, в этом и помогает метод проектов. Его можно использовать в работе на разных этапах, он не только помогает успешно освоить изучаемый материал, но и обеспечивает нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, развивает самостоятельность, доброжелательность; совместные проекты сплачивают детей, учат работать в команде.
Одной из особенностей проектной деятельности является стремление к достижению определенной практической цели, наглядное представление результата. Первые проекты на уроках немецкого языка дети разрабатывают по темам, предложенным в учебнике. Работа над каждым проектом помогает формированию личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Что касается учителя немецкого языка, то он является помощником в поиске знаний во время проектной деятельности. Роль учителя – направлять ребенка, т.е. он помогает ему самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, учит выявлять главное. Всё это обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию в проектной деятельности, и развитие мотивации обучающихся. Важно отметить, что работа над каждым проектом предусматривает формирование личностных, предметных и метапредметных УУД.
Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые включают в себя:
Предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с.24]
Для того, чтобы ученик добился личностных результатов, необходимо подбирать такой учебный материал, который способствует воспитанию доброжелательности, отзывчивости, сопереживания другим, пробуждает эстетические чувства. У обучающихся формируется способность представлять элементы родной культуры на иностранном языке, вырабатывается позитивное отношение к окружающему миру. Сравнивая культуру своей страны с различными аспектами жизни немецкоговорящих стран, дети учатся толерантности, уважению к другим народам, это позволяет сформировать целостную картину мира. Работать над формированием личностных результатов помогают проекты по темам: «Моя семья», «По странам и континентам», «Проблемы молодежи», «Субкультуры» и другие. В результате этой работы у детей формируется мотивация к изучению иностранных языков, стремление к совершенствованию своей речевой культуры, стремление лучше осознать культуру своего народа и готовность рассказать о ней представителям других стран, толерантное отношение к иноязычной культуре, осознание себя гражданином своей страны.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка можно назвать такие, как развитие умения планировать свое речевое поведение, коммуникативной компетенции, умения работать с информацией, развитие смыслового чтения, взаимодействие с окружающими. Для этих целей идеально подходит проектная деятельность, так как позволяет творчески применить изученный материал, представить урок в виде дискуссии, исследования, то есть организовать активную коммуникативную деятельность обучающихся. Развитию умения общаться, работать в сотрудничестве помогают такие задания, как подготовка коллажа по теме, проведение анкетирования. Для достижения способности к самообразованию, развития мышления, памяти, восприятия, воображения помогают, например, такие задания: подготовка презентации любимых фильмов, составление кроссворда, ребуса, загадок.
Предметными результатами можно назвать то, что обучающиеся учатся рассказывать о фактах, событиях, высказывать свое мнение. Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность способствует формированию всех универсальных учебных действий.
Проектная деятельность обладает рядом преимуществ: она характеризуется высокой степенью коммуникативности, способствует максимальному развитию речемыслительной деятельности обучающихся, в работе над проектом объединяются все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо),способствует повышению интереса к изучению языка, развитию самостоятельности и активности.
Безусловно, учитель применяет на практике не один единственный метод обучения. Залог успешного урока заключается в том, чтобы вызвать интерес у каждого ребенка. Проектная деятельность, в том числе, помогает сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся.
Следует отметить, что готовый проект это достижение и результат работы, в ходе которой дети применяют свои навыки, знания и умения. Проекты могут являться частью языкового портфеля, который ученик собирает в течение года. В свою очередь языковой портфель представляет собой пакет материалов, отражающий тот или иной опыт и результаты учебной и внеучебной деятельности обучающихся по овладению иностранным языком. Он дает учителю и ученикам возможность накапливать результаты деятельности и совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений обучающихся, исходя из результатов сформированности языковой и речевой компетенций.
Таким образом, проект это и движущая сила развития личности, а также прекрасный способ контроля образовательных результатов.
Список литературы:
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М. Просвещение, 2008.
Мангутова О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2000 №1.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/- М.: Просвещение, 2011. - / Работаем по новым стандартам.
http://festival.1september.ru/articles/527236
2