УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГАПОУ СПО «ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Организация проектной деятельности - как одно из условий компетентностного подхода в обучении»
Выполнил: преподаватель
Букатина Ольга Вячеславовна
Мичуринск, 2017
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов.
В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности студентов к творческому мышлению.
Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили мой выбор темы: «Организация проектной деятельности – как одно из условий компетентностного подхода в обучении».
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. Лейтмотив обучения в СПО - проблема качества образования как основы качества жизни человека и общества. ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.
Повысить активность обучающихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Студенты должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится преподавателю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.
Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают студентам осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
Формирование информационной компетентности обеспечивается включением обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей студентов.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что обучающиеся работают в малых группах. В группе всегда есть обучающиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные отмалчиваются. В работе над проектом каждый вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность обучающихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников СПО, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2010. – 240 с.
Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2011. – 239 с.
Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами [Текст]/Д. Жак//Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., Пропилен, 2011. - С. 121-141.
Круглова, О.С. Технология проектного обучения [Текст]/ О.С. Круглова//Завуч. - 2009.- №6.- С. 15-22.
Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/Т.В. Лазарев//Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10
Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. - С. 148-151.
Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. [Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М, 2009.- С. 344-345.
Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.