СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности учащихся в области здоровьесбережения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из основных способов достижения нового качества  образования -компетентностный  подход. Обучение при  этом  подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практикоориентированных  проблем. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для  российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть  набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей  использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Метод проектов в компетентностном подходе выступает одним из основных методов обучения. Он предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и решения, в силу этого как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся в области здоровьесбережения»

Организация проектной деятельности учащихся в области здоровьесбережения

Один из основных способов достижения нового качества образования -компетентностный подход. Обучение при этом подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практикоориентированных проблем. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Метод проектов в компетентностном подходе выступает одним из основных методов обучения. Он предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и решения, в силу этого как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.

Важный составляющий компонент метода проектов - управленческая организация активного совместного освоения учениками и педагогами методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». Это всегда определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического результата, но и собственно организацию процесса достижения этого результата, что не менее значимо в воспитании.

Проблемы, поставленные современной педагогической практикой, заключаются в необходимости выявить педагогические условия формирования умений, необходимых для проектной деятельности школьников в изучении различных предметов, а так же в формировании культуры здоровья как интегративного метапредметного образования в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье, в совместной работе с семьёй.

Здоровьесозидающий подход подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и базируется на понимании индивидуального здоровья человека как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни.

Технология социального проектирования учащихся имеет ряд важных для современного школьника возможностей:

  • исследовательский и практико-ориентированный характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социальных значимых мотивов деятельности учащихся;

  • осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку; создает условия для творческой самореализации личности;

  • в процессе выполнения социально педагогического проекта формируется социальный опыт учащихся, их умение видеть, выделять и решать социальные, жизненно-бытовые проблемы;

  • расширяются социальные контакты учащихся, развивается умение взаимодействовать с разными сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем;

  • технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для социальной деятельности умений анализировать жизненные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапе старшей школы;

  • повышается уровень социального партнерства педагогического коллектива школы, расширяется его опыт решения социально-педагогических проблем.

Цель проектной деятельность в области здоровьесозидания - способствовать смысложизненной ориентации учащихся, принятию ценностей здоровья, здорового образа жизни.

Организация работы над проектом осуществляется по следующим традиционным этапам реализации технологии проектной деятельности:

Этап 1-й - поиск и формулирование проблемы, которую необходимо решить. Для реализации содержания этого этапа в школе под руководством руководителя создается инициативная группа.

Этап 2-й - организация творческих групп для работы над проектом. Создаются творческие группы педагогов, осуществляющие первичный поиск идей, рекомендаций.

Этап 3-й - планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:

  • возможные внешние и внутренние партнеры проекта;

  • осуществляется первичный мониторинг социальной ситуации в образовательном учреждении или коллективе;

  • проводится анализ собранной информации и осуществлялся выбор формы реализации содержания проекта;

  • конкретизируются его задачи, этапы и сроки реализации;

  • определяются способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.)

  • распределяются обязанности участников творческой группы.

Этап 4-й – осуществление проекта при условии текущей коррекции с учетом реальной ситуации его внедрения.

Этап 5-й - анализ и оценка результатов работы над проектом.

Этап 6-й - оформление и представление реализованного проекта (письменный или наглядный отчет).

Этап 7-й – окончательное оформление образовательного продукта.

Реализация проекта начинается с работы инициативной группы общешкольного социального проекта. Задача этой группы - выведение на уровень осознания центральной проблемы школы или коллектива, создание мотивации в педагогическом коллективе к ее решению и получению конкретного результата - продукта социально-педагогического проектирования. Инициативная группа определяет план мероприятий, реализующих общешкольный проект.

Общешкольный проект реализуется через мини-проекты (проекты класса, параллели, творческого объединения) тематика которых зависит от возрастных особенностей участников. Реализация мини-проектов осуществляется поэтапно, через проектно-исследовательскую деятельность всех участников социального проектирования.

Защита мини-проектов происходит на общешкольном мероприятии здоровьесозидающей направленности, где также подводятся итоги реализации мини-проектов и общешкольного проекта в целом.

Значимое место отводится качественному и количественному анализу проекта, который позволит определить насколько решены задачи и выполнена ли цель социального проекта. Завершается реализация проекта подготовкой отчетов и его оформлением.

В целях организованной реализации проекта составляется примерный план реализации мини-проектов, четко определяются задачи педагога, который должен выполнять не только функцию передачи знаний, но и выступать соучастником, координатором исследовательской деятельности своих подопечных, запуская способность к самостоятельному познанию и развитию.

Примерный план реализации мини-проектов в классах.

Этапы

Цель

План действий участников проекта

План действий педагога

1.Поиск и формулировка проблемы, которую необходимо решить.


Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.

Выбирают тему проекта, предмет исследования с педагогом. Формулируют в результате обсуждения в группе цель проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении темы, цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2.Организация творческих групп для работы над проектом.

Цель – создание групп учащихся для работы над значимыми частями проекта

Организуются в группы, распределяют обязанности в группе. Знакомятся с правилами работы в группе.

Проводят организацию группы и распределяют обязанности в группе

3.Планирование работы над проектом.


Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: –определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Осуществляют: •поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • раз составляют план работы; • выбирают форму презентации; • продумывают продукт на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. Направляет процесс поиска информации учащимися, помогает при работе с источниками информации, при определении формы презентации, выборе продукта.

4.Промежуточный контроль за

способами сбора и анализа информации и ходом подготовки к представлению

результатов

Сбор информации, анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта.

Промежуточное обсуждение. Работа с собранным материалом, его оформление, анализ достигнутых промежуточных результатов.

Чему научился, работая над проектом?

Как ты выполняешь свою работу?

Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта?

Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует и поддерживает

5. Завершение исследовательской деятельности


Цель - представление результатов деятельности

Оформление результатов работы, оценка их соответствия критериям оценки, определение формы отчета


Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует способы представления результатов и поддерживает

6.Анализ и оценка результатов работы над проектом


Цель- систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний. Задачи: оформление проектной работы и продукта проектной деятельности. Подготовка к его защите.

Оформляют текстовый материал проектной работы. Выявляют назначение проекта. Проводят оценку работы над проектом. Изготавливают продукт. Оформляют продукт. Вносят в портфолио материалы этапа.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс.

7.Представление наработанного материала на общешкольной акции

Цель – презентация своей деятельности, достижение успеха

Готовят и проводят презентации, участвуют в викторинах, играх и других мероприятиях.

Помогает, поддерживает, направляет, уточняет, стимулирует

8. Групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности


Цель – оценка результатов и процесса реализации проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности.

Осознает всё, что он сделал, какие способы деятельности применил, анализирует проведение исследований, степень персональной и групповой успешности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

9. Анализ и оценка качества проекта другими обучающимися, экспертами, пре-

подавателями.

Цель – внешняя оценка достигнутых результатов

-

Оценивает свои усилия, возможности, потенциал, качество деятельности, дальнейшую мотивацию


Один из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - просветительская работа с родителями учащихся, привлечение родителей в совместную деятельность. Очень важно, что бы родители приняли участие в проектной деятельности не только как зрители, но и как участники проекта. Решением родительского комитета могут быть поощрены более активные учащиеся, принявшие участие в проекте.

Эффективность реализации проекта характеризуется качественным положительным изменением результатов образовательной деятельности за определенный промежуток времени. Положительный показатель эффективности предполагает установление целесообразного способа взаимодействия как в ходе проектной деятельности, так и в дальнейшем процессе обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!