Организация проектной деятельности учащихся в области здоровьесбережения
Один из основных способов достижения нового качества образования -компетентностный подход. Обучение при этом подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практикоориентированных проблем. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Метод проектов в компетентностном подходе выступает одним из основных методов обучения. Он предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и решения, в силу этого как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.
Важный составляющий компонент метода проектов - управленческая организация активного совместного освоения учениками и педагогами методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». Это всегда определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического результата, но и собственно организацию процесса достижения этого результата, что не менее значимо в воспитании.
Проблемы, поставленные современной педагогической практикой, заключаются в необходимости выявить педагогические условия формирования умений, необходимых для проектной деятельности школьников в изучении различных предметов, а так же в формировании культуры здоровья как интегративного метапредметного образования в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье, в совместной работе с семьёй.
Здоровьесозидающий подход подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и базируется на понимании индивидуального здоровья человека как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни.
Технология социального проектирования учащихся имеет ряд важных для современного школьника возможностей:
исследовательский и практико-ориентированный характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социальных значимых мотивов деятельности учащихся;
осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку; создает условия для творческой самореализации личности;
в процессе выполнения социально педагогического проекта формируется социальный опыт учащихся, их умение видеть, выделять и решать социальные, жизненно-бытовые проблемы;
расширяются социальные контакты учащихся, развивается умение взаимодействовать с разными сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем;
технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для социальной деятельности умений анализировать жизненные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапе старшей школы;
повышается уровень социального партнерства педагогического коллектива школы, расширяется его опыт решения социально-педагогических проблем.
Цель проектной деятельность в области здоровьесозидания - способствовать смысложизненной ориентации учащихся, принятию ценностей здоровья, здорового образа жизни.
Организация работы над проектом осуществляется по следующим традиционным этапам реализации технологии проектной деятельности:
Этап 1-й - поиск и формулирование проблемы, которую необходимо решить. Для реализации содержания этого этапа в школе под руководством руководителя создается инициативная группа.
Этап 2-й - организация творческих групп для работы над проектом. Создаются творческие группы педагогов, осуществляющие первичный поиск идей, рекомендаций.
Этап 3-й - планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:
возможные внешние и внутренние партнеры проекта;
осуществляется первичный мониторинг социальной ситуации в образовательном учреждении или коллективе;
проводится анализ собранной информации и осуществлялся выбор формы реализации содержания проекта;
конкретизируются его задачи, этапы и сроки реализации;
определяются способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.)
распределяются обязанности участников творческой группы.
Этап 4-й – осуществление проекта при условии текущей коррекции с учетом реальной ситуации его внедрения.
Этап 5-й - анализ и оценка результатов работы над проектом.
Этап 6-й - оформление и представление реализованного проекта (письменный или наглядный отчет).
Этап 7-й – окончательное оформление образовательного продукта.
Реализация проекта начинается с работы инициативной группы общешкольного социального проекта. Задача этой группы - выведение на уровень осознания центральной проблемы школы или коллектива, создание мотивации в педагогическом коллективе к ее решению и получению конкретного результата - продукта социально-педагогического проектирования. Инициативная группа определяет план мероприятий, реализующих общешкольный проект.
Общешкольный проект реализуется через мини-проекты (проекты класса, параллели, творческого объединения) тематика которых зависит от возрастных особенностей участников. Реализация мини-проектов осуществляется поэтапно, через проектно-исследовательскую деятельность всех участников социального проектирования.
Защита мини-проектов происходит на общешкольном мероприятии здоровьесозидающей направленности, где также подводятся итоги реализации мини-проектов и общешкольного проекта в целом.
Значимое место отводится качественному и количественному анализу проекта, который позволит определить насколько решены задачи и выполнена ли цель социального проекта. Завершается реализация проекта подготовкой отчетов и его оформлением.
В целях организованной реализации проекта составляется примерный план реализации мини-проектов, четко определяются задачи педагога, который должен выполнять не только функцию передачи знаний, но и выступать соучастником, координатором исследовательской деятельности своих подопечных, запуская способность к самостоятельному познанию и развитию.
Примерный план реализации мини-проектов в классах.
Этапы | Цель | План действий участников проекта | План действий педагога |
1.Поиск и формулировка проблемы, которую необходимо решить. | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся. | Выбирают тему проекта, предмет исследования с педагогом. Формулируют в результате обсуждения в группе цель проекта. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении темы, цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
2.Организация творческих групп для работы над проектом. | Цель – создание групп учащихся для работы над значимыми частями проекта | Организуются в группы, распределяют обязанности в группе. Знакомятся с правилами работы в группе. | Проводят организацию группы и распределяют обязанности в группе |
3.Планирование работы над проектом. | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: –определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Осуществляют: •поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • раз составляют план работы; • выбирают форму презентации; • продумывают продукт на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. Направляет процесс поиска информации учащимися, помогает при работе с источниками информации, при определении формы презентации, выборе продукта. |
4.Промежуточный контроль за способами сбора и анализа информации и ходом подготовки к представлению результатов | Сбор информации, анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта. | Промежуточное обсуждение. Работа с собранным материалом, его оформление, анализ достигнутых промежуточных результатов. Чему научился, работая над проектом? Как ты выполняешь свою работу? Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта? | Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует и поддерживает |
5. Завершение исследовательской деятельности | Цель - представление результатов деятельности | Оформление результатов работы, оценка их соответствия критериям оценки, определение формы отчета | Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует способы представления результатов и поддерживает |
6.Анализ и оценка результатов работы над проектом | Цель- систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний. Задачи: оформление проектной работы и продукта проектной деятельности. Подготовка к его защите. | Оформляют текстовый материал проектной работы. Выявляют назначение проекта. Проводят оценку работы над проектом. Изготавливают продукт. Оформляют продукт. Вносят в портфолио материалы этапа. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. |
7.Представление наработанного материала на общешкольной акции | Цель – презентация своей деятельности, достижение успеха | Готовят и проводят презентации, участвуют в викторинах, играх и других мероприятиях. | Помогает, поддерживает, направляет, уточняет, стимулирует |
8. Групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности | Цель – оценка результатов и процесса реализации проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Осознает всё, что он сделал, какие способы деятельности применил, анализирует проведение исследований, степень персональной и групповой успешности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. |
9. Анализ и оценка качества проекта другими обучающимися, экспертами, пре- подавателями. | Цель – внешняя оценка достигнутых результатов | - | Оценивает свои усилия, возможности, потенциал, качество деятельности, дальнейшую мотивацию |
Один из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - просветительская работа с родителями учащихся, привлечение родителей в совместную деятельность. Очень важно, что бы родители приняли участие в проектной деятельности не только как зрители, но и как участники проекта. Решением родительского комитета могут быть поощрены более активные учащиеся, принявшие участие в проекте.
Эффективность реализации проекта характеризуется качественным положительным изменением результатов образовательной деятельности за определенный промежуток времени. Положительный показатель эффективности предполагает установление целесообразного способа взаимодействия как в ходе проектной деятельности, так и в дальнейшем процессе обучения.