СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение –  организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Короленко Евгения Викторовна, педагог-психолог ГБУ КО «Школа-интернат»,  г. Калининград

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Короленко Евгения Викторовна,

педагог-психолог

ГБУ КО «Школа-интернат»,

г. Калининград

Психолого-педагогическое сопровождение – организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья   Традиционные задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение – организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Традиционные задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья

ЗАДАЧИ психолого-педагогического сопровождения  внедрение системы оценки планируемых результатов ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;  оценка развивающего характера, комфортности и безопасности образовательной среды совместно со всеми субъектами образовательного пространства;  оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, образовательных маршрутов и т.д.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности;

ЗАДАЧИ

психолого-педагогического сопровождения

  • внедрение системы оценки планируемых результатов ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • оценка развивающего характера, комфортности и безопасности образовательной среды совместно со всеми субъектами образовательного пространства;
  • оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, образовательных маршрутов и т.д.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности;

ЗАДАЧИ психолого-педагогического сопровождения  предупреждение возникновения вторичных проблем развития обучающегося;  помощь (содействие) обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;  создание условий для формирования и совершенствования универсальных компетенций обучающихся;  создание условий для развития и совершенствования родительской компетентности;  создание условий для развития и совершенствования педагогических компетенций

ЗАДАЧИ

психолого-педагогического сопровождения

  • предупреждение возникновения вторичных проблем развития обучающегося;
  • помощь (содействие) обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • создание условий для формирования и совершенствования универсальных компетенций обучающихся;
  • создание условий для развития и совершенствования родительской компетентности;
  • создание условий для развития и совершенствования педагогических компетенций

Психо лог о-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО осуществляется в направлениях: Психодиагностическое Коррекционно-развивающее Консультативное Экспертное Информационно-просветительское

Психо лог о-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО осуществляется в направлениях:

Психодиагностическое

Коррекционно-развивающее

Консультативное

Экспертное

Информационно-просветительское

 Психолого-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО     Субъекты психолого-педагогического сопровождения  Обучающиеся с ОВЗ   Педагоги, специалисты, сопровождающие обучающихся с ОВЗ  Родители обучающихся с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО

Субъекты

психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся с ОВЗ

Педагоги, специалисты, сопровождающие обучающихся с ОВЗ

Родители обучающихся с ОВЗ

Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО СТАРТОВАЯ ГОТОВНОСТЬ освоения АООП НОО ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА  плановая (результаты достижения формирования универсальных компетенций на определенном этапе реализации АООП НОО)  дополнительная (опосредована индивидуальными психофизическими особенностями обучающегося, по запросам специалистов, рекомендовано ПМПк) ИТОГОВАЯ (оценка результатов освоения АООП НОО)

Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

СТАРТОВАЯ ГОТОВНОСТЬ

освоения АООП НОО

ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

  • плановая (результаты достижения формирования универсальных компетенций на определенном этапе реализации АООП НОО)
  • дополнительная (опосредована индивидуальными психофизическими особенностями обучающегося, по запросам специалистов, рекомендовано ПМПк)

ИТОГОВАЯ

(оценка результатов освоения АООП НОО)

Комплексность диагностических мероприятий позволяет: выявить объективные данные стартовой готовности достижения результатов АООП НОО; определить рекомендации по комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению; определить задачи психолого-педагогического сопровождения достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; осуществить динамическую диагностику формирования универсальных компетенций на различных этапах реализации АООП НОО

Комплексность диагностических мероприятий позволяет:

  • выявить объективные данные стартовой готовности достижения результатов АООП НОО;
  • определить рекомендации по комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению;
  • определить задачи психолого-педагогического сопровождения достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
  • осуществить динамическую диагностику формирования универсальных компетенций на различных этапах реализации АООП НОО

Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ (стартовой, динамической, итоговой) ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ  Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения  школьный ПМПк  родители обучающихся (определение задач индивидуального психолого-педагогического сопровождения совместно с родителями учащихся) Дневник достижений НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ  педагогический Совет  администрация Круглый стол, семинар, выработка коллегиальных решений Успешное освоение АООП НОО Изменения задач и приемов коррекционно-развивающей работы (при необходимости)

Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

(стартовой, динамической, итоговой)

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ

  • Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения
  • школьный ПМПк
  • родители обучающихся (определение задач индивидуального психолого-педагогического сопровождения совместно с родителями учащихся)
  • Дневник достижений

НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ

  • педагогический Совет
  • администрация

Круглый стол, семинар, выработка коллегиальных решений

Успешное освоение

АООП НОО

Изменения задач и приемов

коррекционно-развивающей работы

(при необходимости)

 Особенности коррекционно-развивающего направления деятельности психолого-педагогического сопровождения  в рамках реализации АООП НОО  развитие и совершенствование личностных и метапредметных компетенций обучающегося ;  индивидуальные задачи определены комплексной диагностикой особенностей развития обучающегося;  постановка и принятие задач коррекционно-развивающей работы происходит при обязательном участии педагогов и родителей обучающегося;  коррекционно-развивающая деятельность реализуется в специальных условиях , с учетом рекомендаций специалистов, медицинских показаний;  форма коррекционно-развивающих занятий определяется индивидуально с учетом психофизических особенностей обучающегося;  совершенствование родительской и педагогической компетентности

Особенности коррекционно-развивающего направления деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

  • развитие и совершенствование личностных и метапредметных компетенций обучающегося ;
  • индивидуальные задачи определены комплексной диагностикой особенностей развития обучающегося;
  • постановка и принятие задач коррекционно-развивающей работы происходит при обязательном участии педагогов и родителей обучающегося;
  • коррекционно-развивающая деятельность реализуется в специальных условиях , с учетом рекомендаций специалистов, медицинских показаний;
  • форма коррекционно-развивающих занятий определяется индивидуально с учетом психофизических особенностей обучающегося;
  • совершенствование родительской и педагогической компетентности

Коррекционно-развивающее направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО Повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и уровня родительской компетенции способствует: привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу; демонстрация возможностей достижений ребенка; развитие у родителей чувства успешности и родительской компетентности; раскрытие перед родителями возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе

Коррекционно-развивающее направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

Повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и уровня родительской компетенции способствует:

  • привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу;
  • демонстрация возможностей достижений ребенка;
  • развитие у родителей чувства успешности и родительской компетентности;
  • раскрытие перед родителями возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе

Использование новаций в области специальной психологии и коррекционной педагогики     Использование природных материалов различной структуры Коррекционно-развивающие занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты

Использование новаций в области специальной психологии и коррекционной педагогики

Использование природных материалов различной структуры

Коррекционно-развивающие занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты

Консультативное направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО    комплексность консультативных мероприятий; индивидуальное психологическое консультирование обучающихся; консультирование родителей, педагогов по результатам психодиагностических исследований; индивидуальное психологическое консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; консультативная помощь семье в вопросах воспитания обучающегося с ОВЗ с учетом его типологических и индивидуальных особенностей

Консультативное направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

  • комплексность консультативных мероприятий;
  • индивидуальное психологическое консультирование обучающихся;
  • консультирование родителей, педагогов по результатам психодиагностических исследований;
  • индивидуальное психологическое консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативная помощь семье в вопросах воспитания обучающегося с ОВЗ с учетом его типологических и индивидуальных особенностей

Информационно-просветительское направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО разъяснение субъектам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями организации психолого-педагогических условий освоения АООП НОО; повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для совершенствования психологической культуры педагогического коллектива посредством психолого-педагогических методов; сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса; диссеминация опыта по созданию коррекционно-развивающей среды для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-просветительское направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО

  • разъяснение субъектам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями организации психолого-педагогических условий освоения АООП НОО;
  • повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение уровня педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для совершенствования психологической культуры педагогического коллектива посредством психолого-педагогических методов;
  • сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса;
  • диссеминация опыта по созданию коррекционно-развивающей среды для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья

Формы контроля и учета достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках освоения АООП НОО   анализ результатов психолого-педагогических исследований достижений обучающегося: Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения, Лист динамики результатов освоения программы и Дневник достижений ; активность в проектах, исследовательской деятельности , программах внеурочной деятельности, творческая активность обучающихся; выявление степени психологического комфорта участников образовательного процесса

Формы контроля и учета достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках освоения АООП НОО

  • анализ результатов психолого-педагогических исследований достижений обучающегося: Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения, Лист динамики результатов освоения программы и Дневник достижений ;
  • активность в проектах, исследовательской деятельности , программах внеурочной деятельности, творческая активность обучающихся;
  • выявление степени психологического комфорта участников образовательного процесса

Благодарю за внимание! Спасибо  за внимание!

Благодарю за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!