Просмотр содержимого документа
«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Короленко Евгения Викторовна,
педагог-психолог
ГБУ КО «Школа-интернат»,
г. Калининград
Психолого-педагогическое сопровождение – организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Традиционные задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья
ЗАДАЧИ
психолого-педагогического сопровождения
- внедрение системы оценки планируемых результатов ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оценка развивающего характера, комфортности и безопасности образовательной среды совместно со всеми субъектами образовательного пространства;
- оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, образовательных маршрутов и т.д.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности;
ЗАДАЧИ
психолого-педагогического сопровождения
- предупреждение возникновения вторичных проблем развития обучающегося;
- помощь (содействие) обучающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- создание условий для формирования и совершенствования универсальных компетенций обучающихся;
- создание условий для развития и совершенствования родительской компетентности;
- создание условий для развития и совершенствования педагогических компетенций
Психо лог о-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО осуществляется в направлениях:
Психодиагностическое
Коррекционно-развивающее
Консультативное
Экспертное
Информационно-просветительское
Психолого-педагогическое сопровождение реализации АООП НОО
Субъекты
психолого-педагогического сопровождения
Обучающиеся с ОВЗ
Педагоги, специалисты, сопровождающие обучающихся с ОВЗ
Родители обучающихся с ОВЗ
Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
СТАРТОВАЯ ГОТОВНОСТЬ
освоения АООП НОО
ДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
- плановая (результаты достижения формирования универсальных компетенций на определенном этапе реализации АООП НОО)
- дополнительная (опосредована индивидуальными психофизическими особенностями обучающегося, по запросам специалистов, рекомендовано ПМПк)
ИТОГОВАЯ
(оценка результатов освоения АООП НОО)
Комплексность диагностических мероприятий позволяет:
- выявить объективные данные стартовой готовности достижения результатов АООП НОО;
- определить рекомендации по комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению;
- определить задачи психолого-педагогического сопровождения достижения результатов АООП НОО каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществить динамическую диагностику формирования универсальных компетенций на различных этапах реализации АООП НОО
Диагностическое направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
(стартовой, динамической, итоговой)
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ
- Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения
- школьный ПМПк
- родители обучающихся (определение задач индивидуального психолого-педагогического сопровождения совместно с родителями учащихся)
- Дневник достижений
НЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ
- педагогический Совет
- администрация
Круглый стол, семинар, выработка коллегиальных решений
Успешное освоение
АООП НОО
Изменения задач и приемов
коррекционно-развивающей работы
(при необходимости)
Особенности коррекционно-развивающего направления деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
- развитие и совершенствование личностных и метапредметных компетенций обучающегося ;
- индивидуальные задачи определены комплексной диагностикой особенностей развития обучающегося;
- постановка и принятие задач коррекционно-развивающей работы происходит при обязательном участии педагогов и родителей обучающегося;
- коррекционно-развивающая деятельность реализуется в специальных условиях , с учетом рекомендаций специалистов, медицинских показаний;
- форма коррекционно-развивающих занятий определяется индивидуально с учетом психофизических особенностей обучающегося;
- совершенствование родительской и педагогической компетентности
Коррекционно-развивающее направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
Повышению эффективности коррекционно-развивающей работы и уровня родительской компетенции способствует:
- привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу;
- демонстрация возможностей достижений ребенка;
- развитие у родителей чувства успешности и родительской компетентности;
- раскрытие перед родителями возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе
Использование новаций в области специальной психологии и коррекционной педагогики
Использование природных материалов различной структуры
Коррекционно-развивающие занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты
Консультативное направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
- комплексность консультативных мероприятий;
- индивидуальное психологическое консультирование обучающихся;
- консультирование родителей, педагогов по результатам психодиагностических исследований;
- индивидуальное психологическое консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативная помощь семье в вопросах воспитания обучающегося с ОВЗ с учетом его типологических и индивидуальных особенностей
Информационно-просветительское направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации АООП НОО
- разъяснение субъектам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями организации психолого-педагогических условий освоения АООП НОО;
- повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение уровня педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для совершенствования психологической культуры педагогического коллектива посредством психолого-педагогических методов;
- сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса;
- диссеминация опыта по созданию коррекционно-развивающей среды для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья
Формы контроля и учета достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках освоения АООП НОО
- анализ результатов психолого-педагогических исследований достижений обучающегося: Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения, Лист динамики результатов освоения программы и Дневник достижений ;
- активность в проектах, исследовательской деятельности , программах внеурочной деятельности, творческая активность обучающихся;
- выявление степени психологического комфорта участников образовательного процесса
Благодарю за внимание!
Спасибо за внимание!