СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация ранней коррекционно-педагогической помощи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития.

Просмотр содержимого документа
«Организация ранней коррекционно-педагогической помощи»

Организация ранней коррекционно-педагогической помощи.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья ориентированно на психолого-педагогическую поддержку семьи и раннюю коррекционную работу с ребенком. При этом используются различные организационные формы.

Одна из наиболее новых форм помощи детям с отклонениями в развитии — группа кратковременного пребывания.

При поступлении ребенка в такую группу проводится первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает актуальный уровень его развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Исходя из данных психолого-педагогического обследования определяется стратегия коррекционно-педагогической работы с ребенком, которая должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности в данном возрасте.

Как правило, впервые родители обращаются на ПМПК с детьми в возрасте 5 — 6 лет, т.е. непосредственно перед этапом школьного обучения. Это нередко объясняется тем, что более раннее обращение родителей к специалистам не дает желаемых результатов. Им советуют подождать до трех лет, поскольку после трех лет возможно оказание помощи в специализированном детском учреждении. Однако в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте уже наблюдаются негативные последствия в психическом развитии детей, не получивших своевременно, на более ранних этапах развития, адекватной помощи.

В случае рождения ребенка с отклонениями в развитии родители должны получать необходимую помощь на всех этапах его жизненной адаптации вплоть до совершеннолетия.

На всех этапах должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и социальных ра­ботников. Результаты обследования должны фиксироваться в карте развития ребенка с обязательным отражением всех этапов адаптации на фоне про­водимой коррекционной работы.

Ведущая роль в решении вопросов диагностики и коррекции
отклонений в развитии детей должна принадлежать психолого-медико-
педагогическим консультациям (комиссиям, диагностическим и
реабилитационным центрам), оснащенным современной аппаратурой и
укомплектованным специалистами разного профиля (неврологами,
психиатрами, отоларингологами, офтальмологами, ортопедами, генетиками,
параклиницистами (нейрофизиологами, аудиологами), психологами, дефектологами и логопедами). При ПМПК целесообразна организация диагностических групп с целью уточнения диагноза в процессе ди­намического наблюдения и обучения. Эти группы комплектуются из детей, диагностически не совсем ясных; а также детей, обучение и воспитание которых невозможно ни в одном из существующих образовательных учреждений Нуждающихся в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Необходимые звенья системы ранней коррекционной помощи: обучение медсестёр методике скрининга, углубленная диагностика и консультирование в психоло-медико-педагогической консультации, а также психолого-педагогическая коррекция и медицинская абилитация детей раннего возраста.

Использование детских поликлиник как первичного звена системы ранней коррекционной помощи имеет целый ряд преимуществ:

  • обеспечивается эффективное сотрудничество медиков, педагогов и психологов уже на начальном этапе коррекционного
    воздействия;

  • реализуются механизмы взаимодействия учреждений
    здравоохранения и образования;

  • детские поликлиники территориально максимально
    приближены к нуждающему в помощи контингенту;

  • родители традиционно привыкли по всем вопросам, связанным со здоровьем детей, обращаться в детские поликлиники.

В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофического развития. Во многом это обусловлено следующими факторами:

• ранним выявлением проблемных детей и ранним
началом работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе,
показывает родителям, как и чем необходимо заниматься, так как
дошкольное учреждение пока недоступно малышу);

  • появлением различных новых форм организации
    коррекционно - педагогического процесса, таких, как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических технологий;

  • активность самих родителей, желающих понять проблемы развитая своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.

Кроме того, период раннего детства (1 — 3-й годы жизни ребенка) является как бы "сензитивным" для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим проблемных детей.

Помощь специалиста - дефектолога является наиболее эффективной именно в раннем возраст ребенка, когда отношения в диаде "мать-дитя" еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.

Поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет ряд особенностей по сравнению с таковым родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведения матерей при «организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком»:

  1. директивное сотрудничество,

  2. неэмоциональное потакающее сотрудничество,

  3. речевое взаимодействие,

  4. отстраняющее взаимодействие,

  5. формальное общение.

Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития.

Работа специалиста - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет целью:

  • оказать квалифицированную поддержку родителям;

  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;

  • создать условия для активного участия родителей в
    воспитании и обучении ребенка.

Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т.д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Наиболее подходящими формами организации являются:

  1. консультативно-рекомендательная;

  2. лекционно-просветительская;

  3. практические занятия для родителей;

  4. организация «круглых столов», родительских конференций,
    детских утренников и праздников;

  5. индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

  6. подгрупповые занятия.

Консультативно-рекомендательная работа.

Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.

На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача-психоневролога, психолога родители получают ответы на интересующие вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их организации дальнейших условий воспитания ребенка.

При повторных посещениях семьей консультаций различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развитая и курса лечения.

ЛЕКЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

В ходе коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первой лекции им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны родителям, а также предлагается дополнить теми вопросами, которые не представлены, но важны для них, т.е. о чем им хотелось бы узнать.

По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященных медицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты.

В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся один раз в месяц.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.

Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - лекция на определенную тему, затем практическое занятие, проводящиеся один раз в месяц, длительностью до полутора часов.

ОРГАНИЗАЦИЯ "КРУГЛЫХ СТОЛОВ", РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, ДЕТСКИХ УТРЕННИКОВ И ПРАЗДНИКОВ.

Беседы или "круглые столы" проводятся в непринуждённой обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носятся личностный характер.

Два раза в году проводятся детские утренники (Новый год и Мамин праздник). В их подготовке и проведении участвуют специалисты, музыкальный руководитель, а также сами родители.

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

На индивидуальных занятиях специалистом - дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

При индивидуальных занятиях дефектологу необходимо учитывать состояние родителей.

ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ.

На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист - дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!