СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для слушателей ДПО "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики"

Просмотр содержимого документа
«Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики»

Лекция для слушателей

Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

Инклюзивное образование

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова, 2001).

Материалы по инклюзивному образованию

Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - /flow/theme/4696/

Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - /integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov

Здоровье детей - / - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» - /articlef.php?ID=200801204

10 общих правил этикета для работников общественных служб (составлены К.Мейер, Национальный центр доступности, США) - /articlef.php?ID=200801204, /invalidy-yazyk-i-etiket/, /integration/index.php?p=teor_10ope

Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов /articlef.php?ID=200801203, /index.php?id=296

В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - /matelials.htm

Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - /?315

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

Международные нормативно-правовые акты ООН и ЮНЕСКО:

Всеобщая Декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971)

Конвенция ООН о правах инвалидов (1975)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об образовании для всех (Джонтьен, 1990)

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993)

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)

Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (2000)

Конвенция ООН о правах инвалидов.

Законы РФ:

п. 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» – на получение детьми впервые бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в ОУ в пределах государственных образовательных стандартов;

п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ – Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В Москве 28.04.2010 был принят Закон, согласно которому дети с ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)".

В Петербурге 21.04.2010 года принято постановление о Законе Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (N 224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб., не являющихся специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов, создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации».

Постановление Правительства Москвы от 17.02. 2009 N 115-ПП «О годе равных возможностей в г.Москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года.

Материалы

  • Литература

Мария Дименштейн «Московские адреса помощи для семей с детьми с нарушениями развития»

Дименштейн Р., Ларикова И. «Защита прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию: опыт поддержки родителей»

Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3.

  • Полезные ссылки:

Альманах института коррекционной педагогики (ИКП)

Юнеско по вопросам образования, науки и культуры /

Виртуальная справочная служба

  • Тематические сайты и форумы:

Форумы сайта «ОСОБОЕ ДЕТСТВО» -

Конференция «Другое детство»

Конференция клуба «РОДИМ И ВЫРАСТИМ» – Особые дети -

Конференция МАТЕРИНСТВО, «Дети с особыми потребностями» -

Сайт «ГОРОД ЗОЛОТОЙ» - /;

Детский Экологический Центр «ЖИВАЯ НИТЬ». Иппотерапия. - /

Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир". Адрес: г. Москва, ул. 1-ый Лучевой просек, д.3 Телефон/факс: (499) 268-02-06. www.solnechnymir.ru Комплексная реабилитация и социальная адаптация, иппотерапия.

Центр целительной педагогики. Тел./факс: (495) 131-06-83.

Русский дом. Тел./факс: (499) 739-20-67.

Таганский детский фонд. Тел./факс: (495) 911-74-49

/- «Дети-ангелы» — сайт сообщества родителей особых детей, в первую очередь тех, чьи детки страдают детским церебральным параличом (ДЦП).

Организации, которые занимаются правовой защитой детей-инвалидов и их семей:

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Сайт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.

Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в г. Москве

Региональная общественная организация инвалидов “Перспектива” - /. Адрес: 119021 Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16 строение 3 (вход с Большого Чудова переулка) Тел.-факс +7(495)725-39-82

Благотворительный Фонд “Поддержка гуманитарных программ” Горячая линия Адрес: Москва, ул. Новороссийская, д. 25, к. 1, м. Люблино. Тел.: 358-2274 - офис , 778-78-39 – юридическая поддержка.

Правовая защита на сайте “Особое детство”

Тьютор в системе инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д» (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» статья).

В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

Цели и задачи в работе тьютора

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:

Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».

Тьютор

и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор

и учитель (учителя) класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;

  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и

другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

  • отвечает на вопросы родителей.

Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

  • «Смотри на доску»;

  • «Возьми ручку, пиши»;

  • «Открывай учебник»;

  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ученика;

  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;

  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).

В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010):

1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса.

Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.

От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора.

Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.

2) Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.

3) Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.

В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можем привести опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашние задания у всех учеников, следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой ученика с особенностями развития. В то время как основной преподаватель объяснял новый материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным.

Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • Сбор информации о ребенке;

  • Анализ полученной информации;

  • Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

  • Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)

  • Решение поставленных задач;

  • Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех, поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.

Предварительный этап или этап установления контакта

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности. Подробно о работе ПМПК и о технологии определения индивидуального образовательного маршрута можно прочитать во втором выпуске методического пособия «Инклюзивное образование» («Инклюзивное образование» выпуск 2, – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010). Вариант описания деятельности ПМПК также рассматривается в книге Ержаковой Е.А. Резниковой Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008.

Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Если в ОУ нет координатора по инклюзии (о его работе можно прочитать в третьем выпуске методического пособия «Инклюзивное образование» («Инклюзивное образование» выпуск 3 - Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010), тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например, участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать. Пример «Правил общения», которые можно обсудить и принять в классе, где учится ребенок с ОВЗ, предложенные И.В.Карпенковой:

1. Я умею слушать.

2. Я умею ждать.

3. Я могу помочь, когда меня просят.

4. Если я не могу договориться с товарищем о чем-то, я попрошу помочь старшего.

5. Если я не могу помочь сам, то могу попросить о помощи товарища или взрослого.

Адаптационный этап

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

  • помещений школы;

  • режима дня;

  • учебных программ;

  • методических пособий.

Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.

Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.

Помощь и оценка первых результатов

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

Более детально и подробно деятельность тьютора освещена в книге Карпенковой И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010, где рассказано о методическом обеспечении профессии тьютора, приведены примеры индивидуальных планов работы с ребенком, адаптации учебного материала, ведения дневника наблюдений, приемы работы с некоторыми видами особенностей.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОУ.

Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!