Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Учебно-исследовательская деятельность
это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления
Требования ФГОС
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы
Общее
Учебно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность
- практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
- структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
1) анализ актуальности проводимого исследования;
2) целеполагание,
3) формулировка задач;
4) выбор средств и методов;
5) планирование, определение последовательности и сроков работ;
6) проведение проектных работ или исследования;
7) оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
8) представление результатов в соответствующем использованию виде;
Общее
Учебно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность
- компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация;
- итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфика
Учебно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность
деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере : постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения
Специфика
Учебно-исследовательская деятельность
Проектная деятельность
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Функции руководителя
- указывает и расставляет вехи на пути исследования,
- советует и ориентирует учащегося.
Выбор темы
- тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но и вписываться в общую перспективу профессионального развития ученика,
- выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
- тема должна быть реализуема в имеющихся условиях: должны быть доступны оборудование и литература.
Работа с литературой
Руководитель дает учащемуся готовый «дежурный» список литературы
лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы
Методы исследования
Работа с методами исследования совершается при обязательном руководстве педагога :
- отбор необходимых методов исследования;
- ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.
2 блок
1 блок
Рабочий план исследования
Теоретическая работа (глава I)
Экспериментальная часть (глава II)
3 блок
Оформление результатов исследования
Формы представления результатов исследования
- текст научного сочинения;
- статья;
- тезисы;
- доклад;
- сообщение;
- отчет и т.д.
Благодарим за внимание!