СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности классного коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учение ребят – одна из важнейших повседневных забот классного руководителя. Одной из основных задач классного руководителя является формирование у школьников общественного отношения и учёбе. Решение этой задачи осуществляется классным руководителем в двух направлениях: во-первых, в совместной работе с учителями–предметниками, деятельность которых по формированию у учащихся ответственного отношения к учению, оказанию ребятам необходимой методической помощи в овладении соответствующими знаниями, умениями, навыками классный руководитель координирует и направляет; во–вторых, в работе непосредственно с классным коллективом, нацеленной на создание в классе здорового общественного мнения, атмосферы заботы об успехах каждого школьника и организацию коллективной познавательной  деятельности ребят, их взаимопомощи в учении. 

Совместимо  с учителями, работающими в классе, классный руководитель выявляет возможности каждого ученика в овладении тем или иным учебным предметом, изучает склонности  и интересы ребят, помогает учителям-предметникам эффективнее организовывать внеклассное чтение.

Внеклассное чтение является одним из  средств вовлечения ребят в учение, пробуждения у них внутренних стимулов к приобретению знаний, потребности в знании.

Каждый учитель видит ученика и класс лишь на своих уроках и не в состоянии в силу этого составить всестороннее, а следовательно, и более объективное представление об интересах ребят, их кругозоре, владении умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности. Именно классный руководитель, бывая время от времени на уроках своих коллег в собственном классе, систематически общаясь с ними, может помочь учителям–предметникам составить более полное представление о классе и конкретных учениках. Особенно важна совместная работа классного руководителя и учителей-предметников по формированию у учащихся общедидактических умений и навыков. К примеру, обычно учитель литературы учит ребят, как составить план устного рассказа, изложения или сочинения, учитель математики - как составить план решения задачи, учитель истории – как, изучая первоисточник излагать в виде плана его основные мысли. Конечно, в содержании каждого предмета есть немало специфического, но вместе с тем важно показать учащимся, что общего в любом  плане, каковы приёмы планирования вообще, независимо от того, план ли это рассказа по картине или план изложения нового материала по физике. А это значит, что надо научить их в каждом случае выделять главное, определять последовательность мысли, её соподчиненность и т.п. Составление плана, тезисов, реферата, навыки общения с книгой и другими источниками, работа со справочной литературой, каталогами, аннотирование источников, умение обращаться с простейшими вычислительными средствами (логарифмическая линейка, электронный калькулятор и т.п.) - всё это вполне доступно учащимся уже 8 класса.

В классе наряду  с вопросами успеваемости должны звучать вопросы о том, что реально знают и чего не знают ребята, чему они научились и чему ещё необходимо научиться, каково отношение к главнейшей из своих обязанностей - учению. Конечно, классный руководитель не в состоянии систематически ходить на уроки к своим коллегам, как это делает,  например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Но хотя бы раз в четверть в более свободный от уроков день посетить два – три урока в своём классе и побеседовать потом с учителями может любой классный руководитель. Дело здесь не в количестве посещенных уроков,  а в том,  что бы увидеть,  учитывают ли учителя реальный уровень подготовки ребят, стремятся ли дифференцированно подойти к сильным, слабым и средним ученикам, работают ли систематически над формированием  общедидиктических умений и навыков, стимулируют   ли ответственность и самостоятельность школьников в учении.

Организация учебной деятельности классного коллектива с различным возрастным составом учащихся имеет свои особенности, которые, прежде всего, следует учитывать при планировании воспитательной работы с классом, когда классный руководитель определяет задачи данного  направления соей деятельности.

В 10-11 классах классному руководителю следует уделить максимум внимания стимулированию самообразования учащихся, повышению самостоятельности школьников в учении и способствовать созданию благоприятных условий для развития их избирательных познавательных интересов. Порой учителя и родители в этот ответственейшей для самоопределения личности старшеклассников период встают на путь натаскивания ребят к предстоящим ЕГЭ, а  так же  конкурсам  в вузы, подчиняя всю их жизнь бесконечным  дополнительным и репетиторским занятием. Думается, что даже высокие баллы, получаемые таким путём, не могут перекрыть нравственного ущерба, наносимого молодым людям, которых лишают главного в этот период жизни – самостоятельности и инициативы в учении, труде, общественной работе.

Главное же, о чём надо с самого начала позаботиться классному руководителю, - это здоровое общественное мнение коллектива об отношении к учению (учение – это твоя работа, а она должна быть выполнена на высоком качественном уровне), что бы прочные знания стали всеобщей целью и радостью, чтобы успевающие  учении помогали отстающим.

Решению этой задачи помогут и  классные часы («Ради чего ты учишься?»,  «Как учится твой товарищ?», «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою» и т.д.), и хорошо налаженная взаимопомощь в классе, и смотры знаний, культпоходы, и многие другие дела, в подготовке  и проведении которых ребята получают широкую возможность проявить инициативу, самостоятельность, творчество. В моём классе я действительно предоставляю в этом отношении ребятам широчайшие возможности: они у меня самостоятельно готовятся  ко всем школьным мероприятиям, будь-то смотр песни или подготовка к Новогоднему представлению, участие в спортивных мероприятиях или конкурсе «А ну-ка, девушки!», дежурство по классу или в школе – всеми  этими делами у меня управляют командир, возглавляющий штаб  знаний, возглавляющий центр санитарного состояния, возглавляющий пресс-центр и другие. Я считаю, что мой класс пришёл к концу этого полугодия с неплохими результатами, хотя и есть двое слабых учащихся.

Значительную роль в успешной учёбе, безусловно, играет дисциплина на уроках.  Думаю, что не будет нескромных заявить, что 11а класс по дисциплине на уроках является лучшим в школе,  а потому и всем работающим в нём педагогам открываются широчайшие  возможности преподавания своих предметов: аудитория достаточно серьезная, нацеленная на учёбу (большей частью). Что  в моём классе работает на учение? Думаю и считаю, что значительную роль здесь играет то, что у моих учеников в дневниках всегда выставлены оценки, полученные на уроках (я это делаю в конце каждой недели – в пятницу, что бы дома родители могли по дневнику судить об успехах в учёбе своих детей; у меня ведь в классе есть не местные). Оценивается еженедельно и записывается в дневнике поведение и прилежание. Мои ученики  за 3 года привыкли  сдавать мне на проверку дневники, и практически не бывает случаев, что бы дневник не был сдан кем-то. Это очень важное, с моей точки зрения, дело – делаю это сама. В дневниках я отмечаю и пропуски уроков, выставляю также оценку за ведение дневника. В общем,  я считаю, что работать с дневниками – это очень важная  обязанность классного руководителя, если он  хочет  добиться хорошей дисциплины и успеваемости в  классе. У меня в классе 22 ученика. 12 человек из них, учатся на 4 и 5, четверо отличников, 2 человека имеют 1-2 тройки. В этом полугодии «утерян» один ученик. Конечно же, со всеми, кто не достиг «своих вершин», будет проведена определённая работа в следующем полугодии, будет составлен план работы.

И ещё моё, так сказать, кредо: как можно меньше  «дёргать» родителей. Я так и говорю ученикам: « Если у вас всё будет нормально с учёбой, дисциплиной, я не стану обращаться к вашим родителям или вызывать их в школу и т.д. В этом не будет необходимости». Пусть  родители сами интересуются успехами своих детей, пусть приходят в школу не по вызову. Считаю,  что мелкие провинности – не повод для того, что бы приглашать родителей в школу: не нужно забывать, что ученики - дети, и иногда могут что-либо «отчебучить». Родителей нужно приглашать в школу, считаю,  если произошло что-то из ряда вон выходящее.

Правильная, педагогически целесообразная организация  учения является действенным средством сплочения  классного коллектива, усиления его воспитательного влияния на личность каждого школьника, формирования ценных нравственных качеств учащихся.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!