СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочнои? деятельности в начальнои? школе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Под внеурочной деятельностью в рамках реализации стандартов понимается процесс взаимодействия педагогов и учащихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятии?, в которых предусмотрена совместная деятельность детей.  

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочнои? деятельности в начальнои? школе в условиях реализации ФГОС»

Пушкина Е.О.,

учитель начальных классов

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации стандартов понимается процесс взаимодействия педагогов и учащихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, кураторских часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общешкольных проектов. Посещая кружки и секции, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях у обучающихся раскрываются организаторские, творческие, музыкальные и другие способности, что играет немаловажную роль в развитии школьников.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает всестороннее развитие личности обучающихся, что способствует дальнейшей самореализации и социализации школьника. При помощи различных направлений внеурочной деятельности учащийся может раскрыть и приумножить свои способности.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

В областном государственном автономном образовательном учреждении «Центр образования «Ступени» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В эту группу входят учащиеся с расстройством аутистического спектра (РАС), с тяжелым нарушением речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), слабовидящие.

Количество отведенных часов внеурочной деятельности зависит от варианта обучения ребенка. В нашем учреждении реализуются два варианта. Первый вариант предполагает освоение общеобразовательной программы начального общего образования в течение четырех лет (1-4 класс). Второй вариант обучения осуществляется по адаптированной программе начального общего образования, сроки получения образования для учащихся пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития и определяются Стандартом. Нормативный срок освоения адаптированной программы составляет 5 лет.

От варианта обучения и заболевания ребенка зависит количество часов отведенных на внеурочную деятельность, данные часы должны быть реализованы в течение учебной недели.

Первый вариант обучения предусмотрен для всех категорий детей, на внеурочную деятельность выделяется девять часов, из них 5 часов на коррекционно-развивающую работу и 4 часа на другие направления внеурочной деятельности (проектные мастерские, интеллектуальные марафоны, олимпиады, экскурсии, кураторские часы и т.д.)

Второй вариант обучения разработан для школьников с РАС, ЗПР, ТНР, и на их внеурочную занятость отводится 10 часов, данное количество часов делится на коррекционную работу, которая состоит из 7 часов (занятие с психологом, логопедом, дефектологом, посещение спецкурсов), и 3 часа отводятся на другие направления внеурочной деятельности. К данному варианту обучения относятся учащиеся с НОДА, слабовидящие; их внеурочная деятельность подразумевает 5 часов коррекционной работы и 5 часов другой внеурочной деятельности.

С целью учета часов внеурочной деятельности в нашем Центре разработали таблицу, в которой куратор фиксирует занятость и количество часов внеурочной деятельности учащихся.

В «Центре образования «Ступени» я работаю третий год и являюсь куратором четырех учащихся 2 класса. Работа в данном учреждении подразумевает индивидуальное обучение, а воспитательная работа направлена в первую очередь на развитие личности и процесс социализации учащихся (формирование их социальной активности). В условиях интенсивного развития современного общества, результативность школьного образования определяется подготовленностью школьников к социальной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества, позволяющей им ставить и решать разные задачи.

В начале каждого учебного года мной разрабатывается план воспитательной работы, в котором отражены все направления внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Своих курируемых детей я стараюсь вовлечь во все направления внеурочной деятельности.

Реализуя спортивно-оздоровительное направление, провожу беседы о здоровом образе жизни, вместе с курируемыми детьми просматриваю тематические фильмы, в нашем Центре ежегодно проводится «Неделя здоровья». Учитель адаптивной физической культуры организовывает на переменах спортивные соревнования, эстафеты и игры, в которых активное участие принимают и мои воспитанники.

Все эти мероприятия способствуют формированию у младших школьников с ОВЗ необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обеспечивают физическое, психическое саморазвитие и двигательную активность младших школьников во внеурочное время. Данное направление является неотъемлемой частью развития личности младшего школьника.

В «Центре образования «Ступени» осуществляется общешкольный проект «Доброе сердце — добрые поступки», который относится к социальному направлению внеурочной деятельности. В реализации этого проекта вместе с детьми мы принимаем активное участие.

Посещаем библиотеку №2 Биробиджана. Работники библиотеки готовят для ребят познавательные беседы, беседы-путешествия, например, «По страницам Красной книги», «Книга - друг человека!», «Животный мир нашей области». Посещая такие познавательные беседы, юные читатели активно участвуют в них, отвечают на вопросы и задают их. Цель этих мероприятий - привлечь читателей в библиотеку, разнообразить досуг детей, познакомить с творчеством писателей, напомнить о необходимости беречь и охранять окружающую природу, пропагандировать здоровый образ жизни, развивать интерес к книге, чтению.

Мероприятия в библиотеке поспособствовали тому, что ребята проявили желание записаться в нее и стать постоянными читателями. В школе мы продолжили с ребятами разговор о книгах и организовали работу с учебниками и рабочими тетрадями, привели их в порядок, надели обложки, сделали закладки. В дальнейшей работе будем следить за их чистотой.

На этом наши добрые дела не заканчиваются, мы осуществляем преемственность с детским садом компенсирующего вида21. Второй год подряд мы с ребятами и дошколятами играем в игру «Веселые старты». В этом году совместно выполнили поделку «Весенний букет для мамы» и организовали игры, в этом мне помогали мои курируемые дети. Это событие для моих воспитанников было очень значимым. Все участники получили заряд положительных эмоций.

В рамках социального направления в нашей школе реализуется проект «Учусь быть гражданином», который направлен на воспитание чувств гражданственности и любви к Родине.

Для осуществления проекта «Учусь быть гражданином», в нашем Центре поводилась Неделя правовых знаний. Гостями Центра стали работники правоохранительных органов. Они объяснили, что считается преступлением, какое наказание следует свершившему его, как нужно общаться в социальных сетях, чтобы не оскорбить личное достоинство гражданина. Рассказали о преступности среди детей и подростков Биробиджана, как следует поступить, если что-то случилось, как не стать жертвой преступления. У ребят появилось немало вопросов, связанных с нормами права, которые они задали гостям и получили исчерпывающие ответы.

Вместе с детьми мы принимаем участие в реализации данного проекта. Оформили правовой уголок «Азбука прав», проводим тематические классные часы, на которых учащиеся узнают о своих правах и обязанностях.

Ученики начальных классов, в том числе и мои воспитанники, имеют возможность поучаствовать в интеллектуальной игре «Своя игра»; участвуя в ней, ребята могут показать свои знания и приобрести новые по правилам поведения в школе. Ведь именно выполнение школьных правил делает человека высококультурным, воспитанным, формирует определенные качеств личности. Следует отметить, что социальное направление в нашей школе осуществляется в различных формах. Это субботники, которые проводятся в последней четверти учебного года, акции, Неделя добрых дел.

Таким образом, все эти мероприятия, относящиеся к социальному направлению внеурочной деятельности, дают возможность младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья участвовать в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач. Социальное направление, на мой взгляд, предполагает воспитание потребности в социальных контактах, формирование умения адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, использовать адекватные средства общения для взаимодействия с окружающими.

Обратим внимание на следующее направление - это духовно-нравственное развитие личности школьника.

В воспитательной работе я использую систему проведения кураторских часов, уроков памяти и патриотизма, приобщаю своих курируемых ребят в общешкольные мероприятия, например, такие как: «День народного единства», «Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма», «Международный день солидарности людей», «День защитника Отечества», «Великий день, Победы!» и т.д.

Вместе с курируемыми детьми принимаем участие в реализации общешкольного проекта «Моя семья - моя опора», который направлен на развитие нравственных чувств.

В преддверии праздника «День учителя» было организовано мероприятие «Педагогические династии в моей семье». Один из моих воспитанников принял участие в этом мероприятии, (его бабушка была учителем), совместно с матерью он изготовил коллаж о педагогической деятельности свой бабушки, который был представлен на школьной выставке.

В рамках духовно-нравственного воспитания проводится беседа «День Конституции», в которой младшие школьники узнают о семейных ценностях с точки зрения Конституции РФ.

Ко Дню матери я организовала кураторский час «Моя лучшая мама». Курируемые дети узнали историю возникновения праздника, а завершилось это мероприятие мастер-классом по изготовлению поздравительной открытки для любимых мамам.

Я считаю, что выше перечисленные мероприятия способствуют формированию у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний) и нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В рамках общеинтеллектуального направления мои ребята участвуют в предметных олимпиадах («Эрудит», «Молодежное движение», «Я-ЭнциклопедиЯ») и занимают призовые места.

Следует отметить, что в нашем Центре ежегодно проводится тур предметных олимпиад. В этом учебном году мероприятие приобрело более масштабный характер: был организован интеллектуальный марафо. Мои курируемые ребята за участие в нём были награждены сертификатами.

Ребята Центра имеют возможность участвовать в заседании научного общества любознательных (НОЛ). Под моим руководством в этом учебном году одна из моих курируемых воспитанниц приняла участие в таком заседании и представила проектную работы на тему «Профессия моей мечты». Ученицу в торжественной обстановке посвятили в члены НОЛа.

Безусловно, общеинтеллектальное направление предполагает развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности и творческих способностей у детей.

Общекультурное направление внеурочной деятельности подразумевает посещение творческих объединений: «Студия кота Леонардо», «Мягкая игрушка», «Домовенок», «Робототехника», «Азбука безопасного движения», «Этот золотой голосок», «Полезные привычки», «Каблучок», - которые осуществляют свою деятельность в нашем учреждении. Все мои курируемые дети вовлечены в творческие объединения нашего Центра. Результатом их посещения являются выставки творческих работ, музыкальные и танцевальные выступления на различных праздниках и мероприятиях нашего Центра.

В своей кураторской деятельности данное направление реализовываю с помощью экскурсий в музей, где школьники могут увидеть наглядно историю возникновения своего родного края, узнать о растительном и животном мире Еврейской автономной области, а также услышать от экскурсовода историю Великой Отечественной войны (ВОВ) и то, какой отпечаток она оставила на нашей родной земле. Историю Великой Отечественно войны ребята узнают от самих ветеранов нашего города, так как второй год подряд вместе с ребятами мы посещаем их и поздравляем с Днем Великой Победы.

В нашей школе проходит большое количество разнообразных праздничных мероприятий, тематических выставок творческих работ, встреч с интересными людьми. Во всех этих школьных событиях мои курируемые дети принимают активное участие. Я, как куратор, стараюсь приобщать их к культурным мероприятиям, которые учат видеть красоту окружающего мира, пробуждают эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивают творческое начало, воспитывают такие качества, как доброта и любовь.

Таким образом, общекультурное направление воспитательной деятельности способствует развитию у младших школьников с ОВЗ, интереса к природе, социальным явлениям, обогащению опыта взаимодействия с природными и социальными объектами, повышается интерес к занятиям художественным творчеством.

На сегодняшний день в своей воспитательной работе я стараюсь учитывать все направления внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ. Если использовать в комплексе все направления внеурочной деятельности, то это будет способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения различных мероприятий и их личностному, общекультурному и познавательному развитию. Важно учитывать то, что школьная жизнь во внеурочное время должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Обучающийся делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность и социализируется. Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


Список литературы:


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).

  2. Ковалева Т.М. Современная педагогическая наука: проблема субъективности/ Т.М. Ковалева//Сборник научных трудов международной научно-практической конференции 22 октября 2012 года: в 2-х ч. Ч.1. –М.: ФГНУ Институт теории и истории педагогики РАО «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества», 2012.

  3. Приказ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 19.12.20141598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!