Организация выставок, журналы, газеты как формы работы
с родителями
Учитель-логопед
Цыганенко А.А.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.
Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, ложиться в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; журналы, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, газеты. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, педагог активизирует родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
Журнал для родителей
Достаточно удобная форма работы. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Родители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. Материал для журналов готовится заранее, поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально выпустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить дополнительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении (Новый год, 8 Марта, День пожилого человека, репортаж с прогулки и т. д.). Журнал должен иметь постоянное название, содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей.
Газета
1. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
2. Внутренняя газета детского сада (заочная школа профессиональных родителей). Каждый выпуск направлен на решение одной группы задач. Газета – это возможность быстро отреагировать на острые вопросы родителей. Педагогу нужно заранее разработать макет газеты, чтобы затем можно было оперативно вклеивать необходимые материалы.
Многие детские сады сегодня самостоятельно выпускают внутренние газеты. Газета посвящается определенной теме, например, здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамоте, развитию творческих способностей и т.д. В газете есть постоянные рубрики:
взрослым о детях;
консультации специалиста;
детские новости;
наши победители (о результатах конкурсов);
говорят малыши;
наши достижения (об успехах детского сада).
Выпуск газеты требует серьезной работы творческой группы педагогов детского сада, определенных материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно (еженедельно, ежемесячно, поквартально).
Организация выставок
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Тематические выставки. Они являются дополнением к словесной информации для родителей: рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие цели, которая реализуется плавно и последовательно с помощью многообразных взаимосвязанных форм и методов, с учетом всего достигнутого ранее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых результатов. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье последовательным и эффективным.