СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационо-педагогические условия реализации развивающего обучения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационо-педагогические условия реализации развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Организационо-педагогические условия реализации развивающего обучения.»

Организационно-педагогические условия  реализации  развивающего обучения   в учебном процессе  БАЛАБАНОВА Л.И. г. Рязань

Организационно-педагогические условия реализации развивающего обучения в учебном процессе

  • БАЛАБАНОВА Л.И.

г. Рязань

Самая тяжелая война - с  самим  собой . Особенно когда понимаешь , что  победа возможна только путем тотального уничтожения противника .  неизвестный Чтобы обучить другого , требуется больше ума , чем  чтобы научиться самому . (М. Монтень)

Самая тяжелая война - с самим собой .

Особенно когда понимаешь , что победа возможна только путем тотального уничтожения противника .

неизвестный

Чтобы обучить другого , требуется больше ума ,

чем чтобы научиться самому .

(М. Монтень)

«… надо уже с первых простейших упражнений так вести ребенка, чтобы он, сопоставляя, различия и сравнения, стал способен мыслить, а продолжая эти упражнения, надо все больше укреплять его мыслительные способности, чтобы он умел мыслить все более широко и все более глубоко»   И.Г. Песталоцци 1746 – 1827 г. « Было время, когда считали возможным сообщать образование.  Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем – нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать»   А. Дистервег 1790 – 1866 г. « Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»  К.Д. Ушинский 1824 - 1870

«… надо уже с первых простейших упражнений так вести ребенка, чтобы он, сопоставляя, различия и сравнения, стал способен мыслить, а продолжая эти упражнения, надо все больше укреплять его мыслительные способности, чтобы он умел мыслить все более широко и все более глубоко»

И.Г. Песталоцци 1746 – 1827 г.

« Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем – нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать»

А. Дистервег 1790 – 1866 г.

« Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» К.Д. Ушинский 1824 - 1870

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»   Б. Шоу « Единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является самостоятельная работа учащихся»   К.Д. Ушинский 1824 – 1870 г. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»  Л.Н. Толстой «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»   Э. Хаббарт «Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление»  Г. Спенсер

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»

Б. Шоу

« Единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является самостоятельная работа учащихся»

К.Д. Ушинский 1824 – 1870 г.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Э. Хаббарт

«Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление» Г. Спенсер

« Развитие  (прогрессивное) – это процесс  физического и психического  изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему , простого к сложному , от низшего к высшему »

« Развитие (прогрессивное) –

это процесс физического и психического

изменения индивида во времени,

предполагающий совершенствование,

переход в любых его свойствах и

параметрах

от меньшего к большему ,

простого к сложному ,

от низшего к высшему »

 Всесторонность  отражает развитие всей совокупности сторон, определяющих жизнедеятельность, физические и духовные силы, творческие способности личности.    Всесторонность  измеряется количественными параметрами  (сколько и какие функции может выполнять человек) и качественными показателями:  как сочетается в том или ином виде деятельности физический и умственный, практический и теоретический, исполнительский и организаторский, продуктивный и репродуктивный труд, как проявляются духовное богатство и физические возможности личности, её нравственная культура, общественная активность, мировоззренческая зрелость   Полноценное развитие должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности.  Если нее та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

Всесторонность отражает развитие всей совокупности сторон, определяющих жизнедеятельность, физические и духовные силы, творческие способности личности.

Всесторонность измеряется количественными параметрами (сколько и какие функции может выполнять человек) и качественными показателями: как сочетается в том или ином виде деятельности физический и умственный, практический и теоретический, исполнительский и организаторский, продуктивный и репродуктивный труд, как проявляются духовное богатство и физические возможности личности, её нравственная культура, общественная активность, мировоззренческая зрелость

Полноценное развитие должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности.

Если нее та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

 Необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция.  Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется.  Важно, однако, чтобы развитие способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности.

Необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция.

Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется.

Важно, однако, чтобы развитие способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности.

ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, многосторонний, целостный процесс развития способностей человека в интересах общества и самой личности. Это понятие выражает также направленность и цель социальной политики государства — формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, многосторонний, целостный процесс развития способностей человека в интересах общества и самой личности. Это понятие выражает также направленность и цель социальной политики государства — формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 Под универсальностью развития личности понимается содержание и способы воздействия человека на природную и социальную среду с целью удовлетворения своих потребностей .  В процессе этого воздействия развиваются способности, творческие возможности индивида, формируются и удовлетворяются новые потребности. Универсально развитая личность способна к выполнению многообразных функций во всех видах общественной деятельности.

Под универсальностью развития личности понимается содержание и способы воздействия человека на природную и социальную среду с целью удовлетворения своих потребностей .

В процессе этого воздействия развиваются способности, творческие возможности индивида, формируются и удовлетворяются новые потребности. Универсально развитая личность способна к выполнению многообразных функций во всех видах общественной деятельности.

Общие компетенции НПО  МАКЕТ АВТОМЕХ.  СПО  Макет стандарта НПО, СПО

Общие компетенции

НПО МАКЕТ АВТОМЕХ.

СПО

Макет стандарта

НПО, СПО

Факторы развития личности:  наследственность  среда  воспитание  собственная активность   наследственность  среда  воспитание  собственная активность   Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Факторы развития личности:

  • наследственность среда воспитание собственная активность
  • наследственность
  • среда
  • воспитание
  • собственная активность

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Стороны развития личности  Физическое (здоровье), физиологическое (половое)   Социальное  Психическое  Эмоциональное  Нравственное  Эстетическое … Умственной деятельности

Стороны развития личности

  • Физическое (здоровье), физиологическое (половое)
  • Социальное
  • Психическое
  • Эмоциональное
  • Нравственное
  • Эстетическое
  • Умственной деятельности

Умственная деятельность  =  внимание  память  речь  мышление  воображение  внимание  память  речь  мышление  воображение

Умственная деятельность =

внимание

память

речь

мышление

воображение

  • внимание память речь мышление воображение

 Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.  Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека.  Внимание  – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Вниманиеэто направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека.

Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

 Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

Внимание

улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение,

но не существует само по себе.

Основные функции внимания Обеспечение отбора  поступающей в  организм информации  в соответствии  с его актуальными потребностями Обеспечение избирательной и длительной  сосредоточенности  психической  активности  на одном объекте  или виде деятельности Активизация нужных и торможение ненужных в  данный момент   психических процессов

Основные функции внимания

Обеспечение отбора поступающей

в организм информации в

соответствии с его актуальными

потребностями

Обеспечение избирательной и длительной

сосредоточенности психической

активности на одном объекте

или виде деятельности

Активизация нужных и торможение

ненужных в данный момент  

психических процессов

ВИДЫ ВНИМАНИЯ непроизвольное произвольное после- произвольное  сначала требует волевых усилий, а после заинтересованности процессом переходит в произвольное человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности  сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей . 17

ВИДЫ

ВНИМАНИЯ

непроизвольное

произвольное

после-

произвольное

сначала требует

волевых усилий,

а после

заинтересованности

процессом переходит

в произвольное

человек ставит перед

собой цель

деятельности,

выполнение

которой требует

сосредоточенности

сосредоточение

сознания на

объекте в силу

каких-то его

особенностей .

17

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ    ПРЕДМЕТНОСТЬ   ОБЪЕМ   УСТОЙЧИВОСТЬ   КОНЦЕНТРАЦИЯ   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ Кол-во одновременно воспринимаемых объектов  Длительность сосредоточенности , умение не  отвлекаться в течение определенного периода времени Степень сосредоточенности на объекте  Способность одновременного выполнения нескольких действий  Способность менять направленность внимания , переходить от одного вида работы к другому 17

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

  • ПРЕДМЕТНОСТЬ
  • ОБЪЕМ
  • УСТОЙЧИВОСТЬ
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
  • ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Кол-во одновременно воспринимаемых объектов

Длительность сосредоточенности ,

умение не отвлекаться в течение определенного периода времени

Степень сосредоточенности на объекте

Способность одновременного выполнения нескольких действий

Способность менять направленность внимания , переходить от одного вида работы к другому

17

Виды нарушений внимания отвлекаемость рассеянность чрезмерная подвижность инертность сужение объема внимания 19

Виды нарушений

внимания

отвлекаемость

рассеянность

чрезмерная

подвижность

инертность

сужение объема

внимания

19

 Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.   Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. 19

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

19

Основные процессы памяти:  запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 19

Основные процессы памяти:

запоминание,

сохранение,

воспроизведение

и забывание.

19

Виды памяти  от деятельности хранения материала   Мгновенная  Кратковременная  Оперативная  Долговременная  Генетическая 19

Виды памяти от деятельности хранения материала

  • Мгновенная
  • Кратковременная
  • Оперативная
  • Долговременная
  • Генетическая

19

Виды памяти  от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора   двигательную ,  зрительную ,  слуховую ,  (осязательную, обонятельную, вкусовую),  эмоциональную  и другие виды памяти.  19

Виды памяти от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора

  • двигательную ,
  • зрительную ,
  • слуховую ,
  • (осязательную, обонятельную, вкусовую),
  • эмоциональную
  • и другие виды памяти.

19

Продуктивность памяти Объем Быстрота Точность Длительность Готовность 1. Объем -  способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти. 3. Точность -  точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении. 4. Длительность  – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению -  способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.  19

Продуктивность памяти

Объем

Быстрота

Точность

Длительность

Готовность

1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительностьспособность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

19

монологическая диалогическая Речь внешняя внутренняя Внутрен – нее програм –мирование, как замысел речевого высказы –вания письменная устная Речь как средство мышле -ния Внутреннее проговари - вание, т.е. «речь про себя» 25

монологическая

диалогическая

Речь

внешняя

внутренняя

Внутрен –

нее

програм –мирование,

как замысел

речевого

высказы –вания

письменная

устная

Речь как

средство

мышле -ния

Внутреннее

проговари -

вание, т.е.

«речь про

себя»

25

Основные элементы речи:  Содержание  Естественность  Краткость  Понятность  Яркость  Зрительный контакт  Жесты  Композиция  Правильность Слова-паразиты Назализация Техника речи По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%.

Основные элементы речи:

  • Содержание
  • Естественность
  • Краткость
  • Понятность
  • Яркость
  • Зрительный контакт
  • Жесты
  • Композиция
  • Правильность
  • Слова-паразиты
  • Назализация
  • Техника речи

По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%.

Мышление - процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п.

Мышление

- процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ АБСТРАГИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

  • СРАВНЕНИЕ
  • ОБОБЩЕНИЕ
  • АБСТРАГИРОВАНИЕ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • КОНКРЕТИЗАЦИЯ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СВЯЗАНЫ С АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ – ДВЕ НЕРАЗРЫВНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ПРОДУКТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ , ВЫРАЖЕННЫЕ В ФОРМАХ МЫШЛЕНИЯ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СВЯЗАНЫ С АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ

ДВЕ НЕРАЗРЫВНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

ПРОДУКТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ , ВЫРАЖЕННЫЕ В ФОРМАХ МЫШЛЕНИЯ

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ  СУЖДЕНИЕ - умственный акт:  - выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного; и  - сопряженный обычно с психологическим состоянием сомнения, убежденности или веры.   УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ  - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.    ПОНЯТИЕ 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.  2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

СУЖДЕНИЕ - умственный акт: - выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного; и - сопряженный обычно с психологическим состоянием сомнения, убежденности или веры.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.

ПОНЯТИЕ 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

ПО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ  МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ  ПРАКТИЧЕСКУЮ   ХУДОЖЕСТВЕННУЮ   НАУЧНУЮ

ПО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

  • ПРАКТИЧЕСКУЮ
  • ХУДОЖЕСТВЕННУЮ
  • НАУЧНУЮ

ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ   ЭВРИСТИЧЕСКОЕ   ДИСКУРСИВНОЕ (РАССУДОЧНОЕ)

ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  • ЭВРИСТИЧЕСКОЕ
  • ДИСКУРСИВНОЕ (РАССУДОЧНОЕ)

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (СЕНСОРНОЕ)  НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОЕ  АБСТРАКТНО - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  • НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (СЕНСОРНОЕ)
  • НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОЕ
  • АБСТРАКТНО - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ: КРИТИЧНОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ АКТИВНОСТЬ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ШИРОТА ГОТОВНОСТЬ ПАМЯТИ БЫСТРОТА НАХОДЧИВОСТЬ ГЛУБИНА СКУДНОСТЬ ШАБЛОННОСТЬ УЗОСТЬ ПОВЕРХНОСТНОСТЬ ЗАМЕДЛЕННОСТЬ

КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ:

  • КРИТИЧНОСТЬ
  • ИНИЦИАТИВНОСТЬ
  • АКТИВНОСТЬ
  • СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
  • ШИРОТА
  • ГОТОВНОСТЬ ПАМЯТИ
  • БЫСТРОТА
  • НАХОДЧИВОСТЬ
  • ГЛУБИНА
  • СКУДНОСТЬ
  • ШАБЛОННОСТЬ
  • УЗОСТЬ
  • ПОВЕРХНОСТНОСТЬ
  • ЗАМЕДЛЕННОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ  СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  КРИТИЧНОСТИ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ  ГИБКОСТИ  ГЛУБИНЫ И БЫСТРОТЫ  СООТНОШЕНИЕМ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА  АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

  • СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • КРИТИЧНОСТИ
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
  • ГИБКОСТИ
  • ГЛУБИНЫ И БЫСТРОТЫ
  • СООТНОШЕНИЕМ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКОЕ

Истинное воображение требует гениального знания. (А. С. Пушкин) Воображение  произвольное непроизвольное Проявляется при целенаправленном решении научных технических и художественных задач Проявляется в сновидениях, в медитативных образах

Истинное воображение требует гениального знания. (А. С. Пушкин)

Воображение

произвольное

непроизвольное

Проявляется при

целенаправленном

решении

научных технических и

художественных задач

Проявляется

в сновидениях,

в медитативных образах

Воображение  воссоздающее творческое Проявляется при целенаправленном решении научных технических и художественных задач Создание нового, еще не существовавшего предмета  (механизм: привнесение в новый объект некоторые свойства предметов из других областей) Истинное воображение требует гениального знания.  (А. С. Пушкин)

Воображение

воссоздающее

творческое

Проявляется при

целенаправленном

решении

научных технических и

художественных задач

Создание нового, еще не

существовавшего предмета

(механизм: привнесение в

новый объект некоторые

свойства предметов из

других областей)

Истинное воображение требует гениального знания.

(А. С. Пушкин)

По характеру содержания и структуры - СВЕТСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ По категории обучающихся  - МАССОВАЯ По отношению к ребенку со стороны взрослых - ЛИЧНОСТНО –  ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (Ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии - субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). По научной концепции усвоения опыта: РАЗВИВАЮЩИЕ По способам, методам и средствам обучения : догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения , саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие и др.

По характеру содержания и структуры - СВЕТСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

По категории обучающихся - МАССОВАЯ

По отношению к ребенку со стороны взрослых - ЛИЧНОСТНО –

ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

(Ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии - субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).

По научной концепции усвоения опыта: РАЗВИВАЮЩИЕ

По способам, методам и средствам обучения : догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения , саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие и др.

 Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.  Основные признаки развития:  дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Основные признаки развития: дифференциация,

расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

перестройка связей между сторонами объекта.

Процесс обучения Процесс преподавания Процесс учения Деятельность обучающегося Деятельность педагога C  C  осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала  40

Процесс

обучения

Процесс

преподавания

Процесс

учения

Деятельность

обучающегося

Деятельность

педагога

C C

осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по

усвоению учебного материала

40

Одновременно с процессом  преподавания и учения  протекают внутренний процесс  усвоения знаний и способов деятельности. Психологическая характеристика процесса усвоения включает в себя восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение . 40

Одновременно с процессом преподавания и учения

протекают внутренний процесс

усвоения знаний и

способов деятельности.

Психологическая характеристика

процесса усвоения включает в себя

восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение .

40

 Исследования психологов показали, что  для качественного усвоения знаний обучающимися необходимо наличие двух факторов:   мотив к учению  и  умение учиться . 40

Исследования психологов показали, что

для качественного усвоения знаний

обучающимися необходимо

наличие двух факторов:

мотив к учению

и

умение учиться .

40

Учебная деятельность  характеризуется большими  различиями :  межиндивидуальные  - возраст, пол,  познавательный стиль, мотивация учения;  индивидуальные – выносливость,  работоспособность, помехоустойчивость;   внутри индивидуальные - различия в  учебной деятельности одного и того же  учащегося, зависящие от конкретных  условий, ситуаций  (предпочтения предмета,  выполнения д/з ) 40

Учебная деятельность

характеризуется большими различиями :

  • межиндивидуальные - возраст, пол,

познавательный стиль, мотивация учения;

  • индивидуальные – выносливость,

работоспособность, помехоустойчивость;

  • внутри индивидуальные - различия в

учебной деятельности одного и того же

учащегося, зависящие от конкретных

условий, ситуаций (предпочтения предмета,

выполнения д/з )

40

 ОБУЧАЕМОСТЬ – темп продвижения ОБУЧАЕМОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ  МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА  ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  ИНДИВИДОВ  У мл. шк. обучаемость выше, чем у старших школьников  40

ОБУЧАЕМОСТЬ – темп продвижения

ОБУЧАЕМОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ

  • МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
  • ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
  • ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ИНДИВИДОВ

У мл. шк. обучаемость выше, чем у старших школьников

40

ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ:  ВРЕМЯ   СИЛЫ   ЗНАНИЯ  ЗДОРОВЬЕ   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  и  ФИЗИЧЕСКОЕ 40

ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ:

ВРЕМЯ

СИЛЫ

ЗНАНИЯ

ЗДОРОВЬЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

и

ФИЗИЧЕСКОЕ

40

З. БЛИЖАЙШ. Р З. АКТУАЛЬН. Р З-Х-У КОМПЕТЕНЦИИ З-Х-У КОМПЕТЕНЦИИ С  С * ВОЗРАСТ * МОТИВАЦИЯ * СВОЙСТВА  НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ * УРОВЕНЬ  ОБРАЗОВАНИЯ * ПРОФ. * ПЕД. * ПСИХ. К-О Т С Ц * ПРОЕКТИРОВ. * ИСПОЛНИТ. * РЕФЛЕКС.  * СИСТЕМА  * БЛОКИ  * МОДУЛИ * КОНТРОЛЬНО-  РЕГУЛИРОВ. * ОЦЕНОЧНО-  РЕЗУЛЬТАТИВ. * БАЗА ЗНАНИЙ * СИСТЕМА * САМООПРЕДЕЛЕНИЕ * САМОРЕАЛИЗАЦИЯ * САМООБУЧЕНИЕ * ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИЙ 40

З. БЛИЖАЙШ. Р

З. АКТУАЛЬН. Р

З-Х-У

КОМПЕТЕНЦИИ

З-Х-У

КОМПЕТЕНЦИИ

С С

* ВОЗРАСТ

* МОТИВАЦИЯ

* СВОЙСТВА

НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* УРОВЕНЬ

ОБРАЗОВАНИЯ

* ПРОФ.

* ПЕД.

* ПСИХ.

К-О

Т

С

Ц

* ПРОЕКТИРОВ.

* ИСПОЛНИТ.

* РЕФЛЕКС.

* СИСТЕМА

* БЛОКИ

* МОДУЛИ

* КОНТРОЛЬНО-

РЕГУЛИРОВ.

* ОЦЕНОЧНО-

РЕЗУЛЬТАТИВ.

* БАЗА ЗНАНИЙ

* СИСТЕМА

* САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

* САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

* САМООБУЧЕНИЕ

* ФОРМИРОВАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЙ

40

К перечню  ключевых компетенций , выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:   Общение – коммуникативные навыки и способности;   Умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;  Сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,  Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,  Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.  40

К перечню ключевых компетенций , выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:

  • Общение коммуникативные навыки и способности;
  • Умение решать проблемы умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;
  • Сотрудничество умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,
  • Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
  • Владение информационными технологиями умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

40

Совет Европы определил компетенции, формированию которых придается важное значение:

  1.  политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;

  2.   межкультурные компетенции , способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;

  3.   коммуникативная компетенция , определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;

  4.   социально-информационная компетенция , характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

  5.   персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

40

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:  1.   компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;   2.   компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности  (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);   3.   компетентность в сфере социально-трудовой деятельности  (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);  4.   компетентность в бытовой сфере  (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);  5.   компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности  (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). 40

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

1.   компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

2.   компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3.   компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

4.   компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

5.   компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

40

КОМПЕТЕНЦИИ  БАЗОВЫЕ  КЛЮЧЕВЫЕ  ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

БАЗОВЫЕ

КЛЮЧЕВЫЕ

ОБЩИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

УРОВНИ САМОАНАЛИЗА УРОКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ, ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОЦЕНОЧНЫЙ – СООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА УРОКА НАМЕЧЕННОМУ ЦЕЛЯМ И ПЛАНУ МЕТОДИЧЕСКИЙ – С ПОЗИЦИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ: дидактических, гигиенических, психологических РЕФЛЕКСИВНЫЙ – ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИЧИНЫ И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НИХ ПОСЛЕДСТВИЯ  Это ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ АНАЛИЗА, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию

УРОВНИ САМОАНАЛИЗА УРОКА

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙНЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
  • ОЦЕНОЧНЫЙСООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА УРОКА НАМЕЧЕННОМУ ЦЕЛЯМ И ПЛАНУ
  • МЕТОДИЧЕСКИЙС ПОЗИЦИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ: дидактических, гигиенических, психологических
  • РЕФЛЕКСИВНЫЙОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИЧИНЫ И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Это ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ АНАЛИЗА, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию

Итак, с термином  развивающее обучение  мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как  учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу умственного и интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы .

Итак, с термином развивающее обучение мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу умственного и интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы .

Цель развивающего обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей личности; Ориентация личности «на зону ближайшего развития» позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям учащегося; Обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности; Усвоение знаний представляется как процесс и результат  деятельности учащегося, включающий развитие познавательной самостоятельности  и творческой активности; Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача преподавателя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого учащегося в режим развития, пробудить в учащихся инстинкт познания, самосовершенствования.

Цель развивающего обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей личности;

Ориентация личности «на зону ближайшего развития» позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям учащегося;

Обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности;

Усвоение знаний представляется как процесс и результат деятельности учащегося, включающий развитие познавательной самостоятельности и творческой активности;

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача преподавателя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого учащегося в режим развития, пробудить в учащихся инстинкт познания, самосовершенствования.

Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас жедание учиться и доставляет нам средства к этому.   (А. Ферран)  Даже если на верной дороге, но просто сидите на ней, вас все равно обгонят  (У.Роджерс) Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.  (А. Дистерверг)  Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.  (У. Уорд)  Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать - легко и приятно, но думать трудно.   (К. Ушинский)

Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас жедание учиться и доставляет нам средства к этому.

(А. Ферран)

Даже если на верной дороге, но просто сидите на ней, вас все равно обгонят (У.Роджерс)

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. (А. Дистерверг)

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (У. Уорд)

Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать - легко и приятно, но думать трудно.

(К. Ушинский)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)  В хорошем учителе мы ценим лучшее качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. (М. Звонарев)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

В хорошем учителе мы ценим лучшее качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. (М. Звонарев)

В учебный план вводятся предметы, преследующие разные цели:   дать

В учебный план вводятся предметы,

преследующие разные цели:

  • дать "научные знания" (физика, биология, история, география)
  • обучить "способам деятельности" (иностранный язык, черчение, информатика, вычислительная техника, физкультура)
  • дать "ценностную ориентацию" (изобразительное искусство, музыка).

Вопросы для рассмотрения:   Понятия «развитие, всестороннее развитие, гармоничное развитие, разностороннее развитие, универсальное развитие, развивающее обучение»; Связь с нормативными и организационными документами Особенности деятельности учащихся в системе развивающего обучения Особенности деятельности педагога в системе развивающего обучения Особенности контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обуче6ия Определение целей учебного занятия, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения

Вопросы для рассмотрения:

  • Понятия «развитие, всестороннее развитие, гармоничное развитие, разностороннее развитие, универсальное развитие, развивающее обучение»;
  • Связь с нормативными и организационными документами
  • Особенности деятельности учащихся в системе развивающего обучения
  • Особенности деятельности педагога в системе развивающего обучения
  • Особенности контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обуче6ия
  • Определение целей учебного занятия, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!