Организационно-педагогические условия реализации развивающего обучения в учебном процессе
г. Рязань
Самая тяжелая война - с самим собой .
Особенно когда понимаешь , что победа возможна только путем тотального уничтожения противника .
неизвестный
Чтобы обучить другого , требуется больше ума ,
чем чтобы научиться самому .
(М. Монтень)
«… надо уже с первых простейших упражнений так вести ребенка, чтобы он, сопоставляя, различия и сравнения, стал способен мыслить, а продолжая эти упражнения, надо все больше укреплять его мыслительные способности, чтобы он умел мыслить все более широко и все более глубоко»
И.Г. Песталоцци 1746 – 1827 г.
« Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем – нибудь тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать»
А. Дистервег 1790 – 1866 г.
« Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» К.Д. Ушинский 1824 - 1870
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Б. Шоу
« Единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является самостоятельная работа учащихся»
К.Д. Ушинский 1824 – 1870 г.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
Э. Хаббарт
«Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление» Г. Спенсер
« Развитие (прогрессивное) –
это процесс физического и психического
изменения индивида во времени,
предполагающий совершенствование,
переход в любых его свойствах и
параметрах
от меньшего к большему ,
простого к сложному ,
от низшего к высшему »
Всесторонность отражает развитие всей совокупности сторон, определяющих жизнедеятельность, физические и духовные силы, творческие способности личности.
Всесторонность измеряется количественными параметрами (сколько и какие функции может выполнять человек) и качественными показателями: как сочетается в том или ином виде деятельности физический и умственный, практический и теоретический, исполнительский и организаторский, продуктивный и репродуктивный труд, как проявляются духовное богатство и физические возможности личности, её нравственная культура, общественная активность, мировоззренческая зрелость
Полноценное развитие должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности.
Если нее та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.
Необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция.
Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется.
Важно, однако, чтобы развитие способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, многосторонний, целостный процесс развития способностей человека в интересах общества и самой личности. Это понятие выражает также направленность и цель социальной политики государства — формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Под универсальностью развития личности понимается содержание и способы воздействия человека на природную и социальную среду с целью удовлетворения своих потребностей .
В процессе этого воздействия развиваются способности, творческие возможности индивида, формируются и удовлетворяются новые потребности. Универсально развитая личность способна к выполнению многообразных функций во всех видах общественной деятельности.
Общие компетенции
НПО МАКЕТ АВТОМЕХ.
СПО
Макет стандарта
НПО, СПО
Факторы развития личности:
- наследственность среда воспитание собственная активность
- наследственность
- среда
- воспитание
- собственная активность
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Стороны развития личности
- Физическое (здоровье), физиологическое (половое)
- Социальное
- Психическое
- Эмоциональное
- Нравственное
- Эстетическое
- …
- Умственной деятельности
Умственная деятельность =
внимание
память
речь
мышление
воображение
- внимание память речь мышление воображение
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека.
Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.
Внимание
улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение,
но не существует само по себе.
Основные функции внимания
Обеспечение отбора поступающей
в организм информации в
соответствии с его актуальными
потребностями
Обеспечение избирательной и длительной
сосредоточенности психической
активности на одном объекте
или виде деятельности
Активизация нужных и торможение
ненужных в данный момент
психических процессов
ВИДЫ
ВНИМАНИЯ
непроизвольное
произвольное
после-
произвольное
сначала требует
волевых усилий,
а после
заинтересованности
процессом переходит
в произвольное
человек ставит перед
собой цель
деятельности,
выполнение
которой требует
сосредоточенности
сосредоточение
сознания на
объекте в силу
каких-то его
особенностей .
17
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ
- ПРЕДМЕТНОСТЬ
- ОБЪЕМ
- УСТОЙЧИВОСТЬ
- КОНЦЕНТРАЦИЯ
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
- ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Кол-во одновременно воспринимаемых объектов
Длительность сосредоточенности ,
умение не отвлекаться в течение определенного периода времени
Степень сосредоточенности на объекте
Способность одновременного выполнения нескольких действий
Способность менять направленность внимания , переходить от одного вида работы к другому
17
Виды нарушений
внимания
отвлекаемость
рассеянность
чрезмерная
подвижность
инертность
сужение объема
внимания
19
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
19
Основные процессы памяти:
запоминание,
сохранение,
воспроизведение
и забывание.
19
Виды памяти от деятельности хранения материала
- Мгновенная
- Кратковременная
- Оперативная
- Долговременная
- Генетическая
19
Виды памяти от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора
- двигательную ,
- зрительную ,
- слуховую ,
- (осязательную, обонятельную, вкусовую),
- эмоциональную
- и другие виды памяти.
19
Продуктивность памяти
Объем
Быстрота
Точность
Длительность
Готовность
1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.
3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4. Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
19
монологическая
диалогическая
Речь
внешняя
внутренняя
Внутрен –
нее
програм –мирование,
как замысел
речевого
высказы –вания
письменная
устная
Речь как
средство
мышле -ния
Внутреннее
проговари -
вание, т.е.
«речь про
себя»
25
Основные элементы речи:
- Содержание
- Естественность
- Краткость
- Понятность
- Яркость
- Зрительный контакт
- Жесты
- Композиция
- Правильность
- Слова-паразиты
- Назализация
- Техника речи
По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%.
Мышление
- процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
- СРАВНЕНИЕ
- ОБОБЩЕНИЕ
- АБСТРАГИРОВАНИЕ
- КЛАССИФИКАЦИЯ
- КОНКРЕТИЗАЦИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ СВЯЗАНЫ С АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ –
ДВЕ НЕРАЗРЫВНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
ПРОДУКТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ - ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ , ВЫРАЖЕННЫЕ В ФОРМАХ МЫШЛЕНИЯ
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
СУЖДЕНИЕ - умственный акт: - выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного; и - сопряженный обычно с психологическим состоянием сомнения, убежденности или веры.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок.
ПОНЯТИЕ 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
ПО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ
- ПРАКТИЧЕСКУЮ
- ХУДОЖЕСТВЕННУЮ
- НАУЧНУЮ
ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ЭВРИСТИЧЕСКОЕ
- ДИСКУРСИВНОЕ (РАССУДОЧНОЕ)
СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
- НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (СЕНСОРНОЕ)
- НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОЕ
- АБСТРАКТНО - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ:
- КРИТИЧНОСТЬ
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ
- АКТИВНОСТЬ
- СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
- ШИРОТА
- ГОТОВНОСТЬ ПАМЯТИ
- БЫСТРОТА
- НАХОДЧИВОСТЬ
- ГЛУБИНА
- СКУДНОСТЬ
- ШАБЛОННОСТЬ
- УЗОСТЬ
- ПОВЕРХНОСТНОСТЬ
- ЗАМЕДЛЕННОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
- СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- КРИТИЧНОСТИ
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- ГИБКОСТИ
- ГЛУБИНЫ И БЫСТРОТЫ
- СООТНОШЕНИЕМ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
- АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКОЕ
Истинное воображение требует гениального знания. (А. С. Пушкин)
Воображение
произвольное
непроизвольное
Проявляется при
целенаправленном
решении
научных технических и
художественных задач
Проявляется
в сновидениях,
в медитативных образах
Воображение
воссоздающее
творческое
Проявляется при
целенаправленном
решении
научных технических и
художественных задач
Создание нового, еще не
существовавшего предмета
(механизм: привнесение в
новый объект некоторые
свойства предметов из
других областей)
Истинное воображение требует гениального знания.
(А. С. Пушкин)
По характеру содержания и структуры - СВЕТСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
По категории обучающихся - МАССОВАЯ
По отношению к ребенку со стороны взрослых - ЛИЧНОСТНО –
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
(Ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию его природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии - субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
По научной концепции усвоения опыта: РАЗВИВАЮЩИЕ
По способам, методам и средствам обучения : догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения , саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие и др.
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Основные признаки развития: дифференциация,
расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
перестройка связей между сторонами объекта.
Процесс
обучения
Процесс
преподавания
Процесс
учения
Деятельность
обучающегося
Деятельность
педагога
C C
осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по
усвоению учебного материала
40
Одновременно с процессом преподавания и учения
протекают внутренний процесс
усвоения знаний и
способов деятельности.
Психологическая характеристика
процесса усвоения включает в себя
восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение .
40
Исследования психологов показали, что
для качественного усвоения знаний
обучающимися необходимо
наличие двух факторов:
мотив к учению
и
умение учиться .
40
Учебная деятельность
характеризуется большими различиями :
- межиндивидуальные - возраст, пол,
познавательный стиль, мотивация учения;
- индивидуальные – выносливость,
работоспособность, помехоустойчивость;
- внутри индивидуальные - различия в
учебной деятельности одного и того же
учащегося, зависящие от конкретных
условий, ситуаций (предпочтения предмета,
выполнения д/з )
40
ОБУЧАЕМОСТЬ – темп продвижения
ОБУЧАЕМОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ
- МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
ИНДИВИДОВ
У мл. шк. обучаемость выше, чем у старших школьников
40
ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ:
ВРЕМЯ
СИЛЫ
ЗНАНИЯ
ЗДОРОВЬЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
и
ФИЗИЧЕСКОЕ
40
З. БЛИЖАЙШ. Р
З. АКТУАЛЬН. Р
З-Х-У
КОМПЕТЕНЦИИ
З-Х-У
КОМПЕТЕНЦИИ
С С
* ВОЗРАСТ
* МОТИВАЦИЯ
* СВОЙСТВА
НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* УРОВЕНЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
* ПРОФ.
* ПЕД.
* ПСИХ.
К-О
Т
С
Ц
* ПРОЕКТИРОВ.
* ИСПОЛНИТ.
* РЕФЛЕКС.
* СИСТЕМА
* БЛОКИ
* МОДУЛИ
* КОНТРОЛЬНО-
РЕГУЛИРОВ.
* ОЦЕНОЧНО-
РЕЗУЛЬТАТИВ.
* БАЗА ЗНАНИЙ
* СИСТЕМА
* САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
* САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
* САМООБУЧЕНИЕ
* ФОРМИРОВАНИЕ
КОМПЕТЕНЦИЙ
40
К перечню ключевых компетенций , выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:
- Общение – коммуникативные навыки и способности;
- Умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;
- Сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,
- Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
- Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.
40
Совет Европы определил компетенции, формированию которых придается важное значение:
1. политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
2. межкультурные компетенции , способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
3. коммуникативная компетенция , определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
4. социально-информационная компетенция , характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
5. персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
40
Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:
1. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
3. компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
4. компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
5. компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
40
КОМПЕТЕНЦИИ
БАЗОВЫЕ
КЛЮЧЕВЫЕ
ОБЩИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
УРОВНИ САМОАНАЛИЗА УРОКА
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
- ОЦЕНОЧНЫЙ – СООТВЕТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА УРОКА НАМЕЧЕННОМУ ЦЕЛЯМ И ПЛАНУ
- МЕТОДИЧЕСКИЙ – С ПОЗИЦИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ: дидактических, гигиенических, психологических
- РЕФЛЕКСИВНЫЙ – ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИЧИНЫ И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Это ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ АНАЛИЗА, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию
Итак, с термином развивающее обучение мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу умственного и интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы .
Цель развивающего обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей личности;
Ориентация личности «на зону ближайшего развития» позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям учащегося;
Обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности;
Усвоение знаний представляется как процесс и результат деятельности учащегося, включающий развитие познавательной самостоятельности и творческой активности;
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача преподавателя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого учащегося в режим развития, пробудить в учащихся инстинкт познания, самосовершенствования.
Наилучшим учителем бывает тот, кто пробуждает в нас жедание учиться и доставляет нам средства к этому.
(А. Ферран)
Даже если на верной дороге, но просто сидите на ней, вас все равно обгонят (У.Роджерс)
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. (А. Дистерверг)
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (У. Уорд)
Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать - легко и приятно, но думать трудно.
(К. Ушинский)
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)
В хорошем учителе мы ценим лучшее качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. (М. Звонарев)
В учебный план вводятся предметы,
преследующие разные цели:
- дать "научные знания" (физика, биология, история, география)
- обучить "способам деятельности" (иностранный язык, черчение, информатика, вычислительная техника, физкультура)
- дать "ценностную ориентацию" (изобразительное искусство, музыка).
Вопросы для рассмотрения:
- Понятия «развитие, всестороннее развитие, гармоничное развитие, разностороннее развитие, универсальное развитие, развивающее обучение»;
- Связь с нормативными и организационными документами
- Особенности деятельности учащихся в системе развивающего обучения
- Особенности деятельности педагога в системе развивающего обучения
- Особенности контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обуче6ия
- Определение целей учебного занятия, отбор содержания учебного материала, выбор форм и методов обучения