МБОУ «Центр образования №13 имени Евгения Николаевича Волкова»
Организованная образовательная деятельность
по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Удивительное свойство воды»
Воспитатель:
Герасина Валентина Алексеевна
Дата проведения: 19 мая 2016 год
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдениеза водой на прогулке.
Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.
Оборудование и материал.
Прозрачные стаканы (по два на ребенка), картинки, сахар, соль, чеснок давленный, фартучки, бутылка с водой (на каждого ребенка), кубик, шарик, краски, кисточка, ложечка, камушек.
Ход ООД:
Воспитатель:
Дети, где вы слышите звук воды?
Дети:
Вода шумит в кране.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о воде.
/дети садятся на стульчики/
Воспитатель:
Где вы встречались с водой?
Дети:
На рыбалке, на море, в бассейне.
Воспитатель:
Скажите, зачем нам нужна вода?
Дети:
Руки мыть, поливать огород, пить, купаться, поить животных. Воспитатель:
Видите, как много есть мест, где нам нужна вода. Сейчас я вам покажу картинку, где используют воду /показ картинки/ Воспитатель:
Мы посмотрели картиночки, где люди используют воду. А давайте представим, что на земле исчезла вода, что же будет?
Дети:
Люди погибнут, все погибнет - животные, деревья. Будет на земле пустыня.
Воспитатель:
А чтобы не наступила эта пустыня, мы должны с вами беречь воду, охранять ее. Вот как вы представляете себе, как можно беречь воду, охранять ее.
Дети:
Закрывать кран, чтобы зря не лилась вода. Не бросать в воду грязные пакеты, камни.
Воспитатель:
Правильно, когда отдыхаете у водоема, нужно все убирать за собой, и тогда водичка будет чистой. Я думаю, что купаться приятно в чистой воде, а не там, где плавает мусор. Я вижу вы все любите воду, и сегодня я предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы хотите узнать что то новое и интересное? Мы сегодня с вами станем исследователи.
А вы знаете, кто такие исследователи?
Дети:
Это люди, которые исследуют живую и неживую природу. Воспитатель:
Мы сегодня с вами тоже станем исследователи, пройдем в нашу лабораторию и будем проводить опыты с водой, буде ее исследовать, но для того, чтобы работать в лаборатории, вам нужно одеть фартучки /дети одевают фартучки/.
Воспитатель:
А для того, чтобы начать работу с водой, нам нужно вспомнить правило.
Дети: /хором/
Вода всегда и всем нужна.
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из крана, речки и колодца.
*
Она тепла и холодна,
Она же мокрая, она,
Кто с водой не осторожен,
Намочит быстро их она.
Воспитатель:
Налейте в стакан воды из бутылочки, скажите, какая вода?
Дети:
Прозрачная, жидкая.
Воспитатель:
А почему она жидкая?
Дети:
Потому что она течет и льется в стаканчик.
Воспитатель:
А теперь поднимите стаканчик и попробуйте на вкус водичку. Какая она?
Дети:
Безвкусная?
Воспитатель:
А какая вода без вкуса?
Дети:
Чистая.
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель:
А теперь давайте мы ее понюхаем. Что можем сказать о ней?
4
Дети:
Не пахнет, вода без запаха.
Воспитатель:
Чистая вода без запаха.
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Воспитатель:
А теперь возьмите ложечку сахара и положите сахар в стакан, размешайте водичку и попробуйте водичку на вкус. Что вы скажете?
Дети:
Она сладкая.
Воспитатель:
Значит вода меняет вкус. Налейте в другой стаканчик воды и положите туда соль, размешайте ложечкой и попробуйте на вкус. Воспитатель:
Какая водичка?
Дети:
Соленая.
Воспитатель:
Значит, не только сахар можно добавить в воду. Скажите, когда
вода меняет вкус?
Дети:
Когда добавляют сахар или соль.
Вывод: Значит когда в воду что-то добавить, она изменит вкус. Воспитатель:
4
А сейчас, я вам что-то добавлю, ну ка понюхайте, кому добавила.
Дети:
Это чеснок.
Воспитатель:
Значит, у вас вода была без запаха, какая вода была без запаха?
Дети:
Чистая, прозрачная.
Воспитатель:
Мы добавили чеснок и вода приобрела запах.
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса и запаха, а когда в нее что-то
добавляют, вода приобретает вкус и запах.
Воспитатель:
Проведем еще один опыт. Опустите камушек в один из стаканчиков и поставьте туда ложечку. Скажите, какая вода?
Дети:
Чистая, прозрачная.
Воспитатель:
А теперь продолжаем, возьмите кисточку, обмокните ее в
стаканчике, чтобы она стала мокрая, наберите краски и подкрасьте водичку. Посмотрите, камушек в стаканчике видно?
Дети:
Нет.
Вывод: Чистая вода - это прозрачная жидкость.
*
Воспитатель:
А теперь давайте немножко отдохнем. Я вам называю, а вы делайте.
Кто-то стучится /стук в дверь/
Кто это - может зверь, а может птица, посмотрю, кто к нам стучится.
Это посылка к нам ребята пришла, принесла ее снежная королева. Что там?
Дети:
Лед!
Воспитатель:
Возьмите его в руку, на ладошку положите и посмотрите во что превращается лед на ладони?
Дети:
В воду.
Воспитатель:
Положите лед на салфетку, какие стали руки?
Дети:
Мокрые.
Воспитатель:
Почему они мокрые?
Дети:
»
Лед тает.
Воспитатель:
Лед растаял и во что он превратился?
Дети:
В воду.
Воспитатель:
Скажите мне какая вода может быть?
Дети:
Жидкая и твердая.
Воспитатель:
Почему сейчас лед стал таять?
Дети:
У нас теплые руки и в помещении тепло. Воспитатель:
А скажите, когда вода превращается в лед?
Дети:
Зимой.
Воспитатель:
А что летом у нас падает?
Дети:
Град.
Воспитатель:
Правильно, это вода, превращенная в маленькие льдинки.
Вывод: /дети хором/ Вода имеет жидкое и твердое состояние.
*
Воспитатель:
На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы?
Дети:
Квадрат и круг.
Воспитатель:
Посмотрим, имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Давайте сделаем вывод.
Вывод: /дети хором/ Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель:
Понравились вам наши опыты, понравилось вам работать в нашей лаборатории?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А теперь я хочу послушать вас, что вы можете сказать о воде?
Дети:
Вода всегда и всем нужна,
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Покорна вершинам, широким долинам. Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вас окружает всегда и везде.
Наша волшебница - это вода.
Воспитатель:
На этом мы закончим наше исследование.