В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества»
Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.
Школа, за годы учёбы ребёнка, должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.
Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.
Духовные традиции - это элементы религиозного и культурного наследия народа данной страны.
Идеал - понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью.
Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.
Нравственные чувства - моральные чувства, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру
Моральные нормы - это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов.
Поведение - совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Поступок - какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.
Самооценка - суждение о собственной социальной значимости.
Ценностные ориентации - определённая иерархия ценностей, которая является элементом саморегуляции деятельности личности.
Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. «На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности.»
Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства.
Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Можно выделить следующие составные части воспитания:
1. Интеллектуально-познавательное.
Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
2. Гражданско-правовое.
Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.
3. Духовно - нравственное
Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.
4. Военно-патриотическое.
Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.
5. Спортивно-оздоровительное.
Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.
6. Трудовое.
Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.
Нравственное воспитание является важнейшей составной частью воспитания детей младшего школьного возраста.
Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение - все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.
Памятка классному руководителю по формированию нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Эта памятка основывается на нескольких обязательных принципах:
Первый принцип основан на воспитании у школьников уважения и любви к историческому и культурному наследию России, ее духовным ценностям и традициям. Речь идет о преподавании основ культурного наследия. Это наследие хранится в русской художественной литературе, в истории России, её духовном наследии и традициях, в биографиях великих людей России, в сказках, стихотворениях. Для достижения этой цели уроки могут проводиться совместно с работниками ЦДБ, а внеурочные экскурсии в городские музеи и храмы (монастыри) помогут проникнуться уважением и любовью к русским истокам.
Классный руководитель должен заботиться о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных ориентаций. Из этого принципа следует необходимость постоянно указывать на некоторые негативные установки в реальной жизни, «подсвечивать» их лучом совести и воспитывать в детях привычку негативной реакции на эти установки.
Педагог должен стараться своим личным примером демонстрировать образцовое поведение, образцовое служение детям и людям в целом. Именно взрослые создают в школе среду духовности, добропорядочности, контролируют эмоции. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение.
Четвёртый принцип - понимание «неближайшей» среды воспитания, то есть через СМИ. То доброе и вечное, что может быть посеяно в душе ребенка в семье и школе, постоянно подвергается разрушению через вседозволенность СМИ. Ребенок, видит успех в богатстве, высоком стандарте материальной жизни, становится перед соблазном легкого выбора и иного идеала жизненного пути, чем те, что пытаются формировать в нем школа и семья.
В повседневном образовательном процессе на уроках, на переменах, классный руководитель должен поощрять ценностно-значимые поступки детей: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, любые проявления доброты и т.д. Такое поощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемую в этих поступках. По возможности надо стараться исключить нотации, поучения, а отрицательное фиксировать, что тоже всегда создает сигнал для совести ребенка и, следовательно, ведет к ее рефлексии.
Взаимодействие школы с семьей играет весомую роль в духовно- нравственном воспитании школьников. Для привлечения внимания родителей к сотрудничеству можно провести следующие мероприятия: классные родительские собрания на тему: «Воспитание глубоко-нравственного гражданина», «Нравственные устои современной семьи», «Роль родителей в обучении детей нравственности», «Семейное чтение и его роль в воспитании»; организация консультаций с привлечением специалистов; привлечение родителей к совместным творческим конкурсам различных уровней; составление памяток для родителей «Воспитать человека»; одной из обязательных форм работы с родителями является анкетирование («Ваше отношение к организации духовно-нравственного воспитания детей в школе», «Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам духовно-нравственного воспитания ваших детей?»)
Сформировать в ребенке нравственные приоритеты сегодня чрезвычайно сложно. Ведь весьма часто среда обитания – это не столько сцена, на которую ребенок смотрит как зритель, сколько место, где он сам играет какую-то роль. И эта игра в огромной мере определяется правилами сцены, к которым ребенок должен применяться и которым он, если нет в нем «духовного иммунитета», подчиняется.