СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентация младших школьников на нравственные ценности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ориентация младших школьников на нравственные ценности»

В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества»

Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Школа, за годы учёбы ребёнка, должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.

  • Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.

  • Духовные традиции - это элементы религиозного и культурного наследия народа данной страны.

  • Идеал - понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью.

  • Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

  • Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

  • Нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

  • Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.

  • Нравственные чувства - моральные чувства, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру

  • Моральные нормы - это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов.

  • Поведение - совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

  • Поступок - какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

  • Самооценка - суждение о собственной социальной значимости.

  • Ценностные ориентации - определённая иерархия ценностей, которая является элементом саморегуляции деятельности личности.

Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. «На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности.» 

Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства.

Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Можно выделить следующие составные части воспитания:

1. Интеллектуально-познавательное.

Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.

2. Гражданско-правовое.

Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.

3. Духовно - нравственное

Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.

4. Военно-патриотическое.

Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.

5. Спортивно-оздоровительное.

Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.

6. Трудовое.

Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

Нравственное воспитание является важнейшей составной частью воспитания детей младшего школьного возраста.

Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение - все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.

Памятка классному руководителю по формированию нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Эта памятка основывается на нескольких обязательных принципах:

  • Первый принцип основан на воспитании у школьников уважения и любви к историческому и культурному наследию России, ее духовным ценностям и традициям. Речь идет о преподавании основ культурного наследия. Это наследие хранится в русской художественной литературе, в истории России, её духовном наследии и традициях, в биографиях великих людей России, в сказках, стихотворениях. Для достижения этой цели уроки могут проводиться совместно с работниками ЦДБ, а внеурочные экскурсии в городские музеи и храмы (монастыри) помогут проникнуться уважением и любовью к русским истокам.

  • Классный руководитель должен заботиться о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных ориентаций. Из этого принципа следует необходимость постоянно указывать на некоторые негативные установки в реальной жизни, «подсвечивать» их лучом совести и воспитывать в детях привычку негативной реакции на эти установки.

  • Педагог должен стараться своим личным примером демонстрировать образцовое поведение, образцовое служение детям и людям в целом. Именно взрослые создают в школе среду духовности, добропорядочности, контролируют эмоции. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение.

  • Четвёртый принцип - понимание «неближайшей» среды воспитания, то есть через СМИ. То доброе и вечное, что может быть посеяно в душе ребенка в семье и школе, постоянно подвергается разрушению через вседозволенность СМИ. Ребенок, видит успех в богатстве, высоком стандарте материальной жизни, становится перед соблазном легкого выбора и иного идеала жизненного пути, чем те, что пытаются формировать в нем школа и семья.

  • В повседневном образовательном процессе на уроках, на переменах, классный руководитель должен поощрять ценностно-значимые поступки детей: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, любые проявления доброты и т.д. Такое поощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемую в этих поступках. По возможности надо стараться исключить нотации, поучения, а отрицательное фиксировать, что тоже всегда создает сигнал для совести ребенка и, следовательно, ведет к ее рефлексии.

  • Взаимодействие школы с семьей играет весомую роль в духовно- нравственном воспитании школьников. Для привлечения внимания родителей к сотрудничеству можно провести следующие мероприятия: классные родительские собрания на тему: «Воспитание глубоко-нравственного гражданина», «Нравственные устои современной семьи», «Роль родителей в обучении детей нравственности», «Семейное чтение и его роль в воспитании»; организация консультаций с привлечением специалистов; привлечение родителей к совместным творческим конкурсам различных уровней; составление памяток для родителей «Воспитать человека»; одной из обязательных форм работы с родителями является анкетирование («Ваше отношение к организации духовно-нравственного воспитания детей в школе», «Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам духовно-нравственного воспитания ваших детей?»)

Сформировать в ребенке нравственные приоритеты сегодня чрезвычайно сложно. Ведь весьма часто среда обитания – это не столько сцена, на которую ребенок смотрит как зритель, сколько место, где он сам играет какую-то роль. И эта игра в огромной мере определяется правилами сцены, к которым ребенок должен применяться и которым он, если нет в нем «духовного иммунитета», подчиняется.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!