СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности. Компас.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности. Компас.»

Автор: Ворстер Анна Александровна

Возраст: 9-10 лет

Тема урока: Ориентирование на местности. Компас.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о способах ориентации на местности: по местным признакам, по компасу.

Задачи урока:

  • Формировать умения в определении сторон горизонта;

  • развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Планируемые результаты:

Личностные: умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов

Предметные: - наблюдать, ставить опыты и делать выводы;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (повышенный уровень)

Тип урока: комбинированный

Форма обучения: лабораторный практикум

Оборудование и наглядные пособия: интерактивная доска, проектор, ноутбук, документ-камера.

Методы: креативный, анализ конкретных учебных ситуаций, эвристический, исследовательский, наблюдение, демонстраций, творческих и самостоятельных работ, объяснение учителя, работа с учебником, устное изложение знаний, поощрения, самоконтроля.

Приемы: составление плана последовательности проведения опыта, беседа, рассказ.























п/п





Этап урока, цель этапа





Деятельность учителя





Деятельность учащегося





Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности

Сегодня мы будем постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.


Коммуникативные: умение слушать учителя

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


( работа по презентации)

- Что такое горизонт?(слайд 1)


- Что такое линия горизонта?

(слайд 1)


- Назовите основные стороны горизонта



(слайд 1)

(Учитель читает отрывок из сказки)





Жили-были дед и баба. И была у них внученька Машенька. Пошла Машенька в лес и заблудилась…


Что нам предстоит выяснить сегодня?


Наша планета очень большая, на ней легко потеряться. А как вы думаете, что нужно человеку знать, чтобы не потеряться. А, если потерялись, то, как найти обратный путь?

Постановка проблемы:

Предлагаю задание, в котором задан точный маршрут.

Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму на север, третьему на северо – восток.

Определите, в каком направлении нужно двигаться каждому.



Горизонт – часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности.


Линия горизонта - линия, где небо как будто сходится с землей.

Север (С), Юг (Ю), Запад (З), Восток (В).








О том, как не потеряться.









(вызываются к доске 3 ученика)


Обсуждают, как определить направление.



Личностные: формирование осознанного отношения к учению, развитие любознательности, памяти, мышления.

3

Выявление места и причины затруднения

Почему вы испытываете затруднения?


Как нам поступить в данной ситуации?

Приходят к выводу, что это невозможно. Не хватает знаний.

Можно воспользоваться компасом.


Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

4

Построение проекта выхода из затруднения и цели урока


Ребята, как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на занятии?

Послушайте стихотворение, которое я прочту. В нем встретятся слова – ориентиры, которые помогут вам угадать тему урока (слайд 2):

«…Бывало в сказках старый столб

Вещал богатырям:

Пойдешь направо – конь падет,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех

На всем твоем пути…»


Кто догадался?



Тема урока (слайд 3)

Что же такое ориентирование?(слайд 4)

Ориентирование – это умение определять свое местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.

Для чего нам нужно уметь ориентироваться?


А с помощью чего еще можно ориентироваться на местности?



Пока мы с вами работали, нам пришло послание из прошлого 



“Мы, древние мореплаватели, ориентировались днём по Солнцу, ночью по Луне и звёздам, главным образом по Полярной звезде. В туман и пасмурную погоду держались поближе к берегу. Но мы стали смелее, когда у нас появилась мореходная игла. С помощью неё мы определяли страны света и находили верный путь”.

Этот инструмент считали волшебным, что это за мореходная игла?



Что такое компас? (слайд 5)

Компас – прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

В каких профессиях нужен компас?














Будем учиться ориентироваться в пространстве.






Чтобы не потеряться.



Можно ориентироваться с помощью компаса.







На север, юг.





Компас.









Геологам, географам, геодезистам, на корабле и самолёте, туристам, горным инженерам, картографам, краеведам, охотникам.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

5

Реализация построенного проекта

Со временем компас постоянно совершенствовался Люди научились делать магнитные стрелки и придавать им различную форму, и даже пускали их в сосуд с водой, как древние мореплаватели. Можно было встретить стрелки, посаженные на ось и прикреплённые к стеблю камыша. Эти приборы устанавливали на кораблях.

Почему компас постоянно совершенствовался?




Из чего же состоит компас?



Устройство современного магнитного компаса простое . Создателем данного компаса является Адриа́нов Влади́мир Никола́евич – русский военный картограф, конструктор компасов, художник. В 1907 сконструировал первый российский компас с подсветкой – компас Адрианова. Компас Адрианова иногда называют компасом Андрианова, ошибочно искажая фамилию создателя.

Рассмотрим его (слайд 6)

1. Корпус
2. Стрелка на игле
3. Кольцо с визирами
4. Визиры
5. Арретир (в нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом)
6. Ремень

Как вы думаете, достаточно ли нам знаний, чтобы ориентироваться по компасу?




Компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться. Прочитаем правила работы с компасом(слайд 7):

  1. Возьмите осторожно компас в руки. Стрелка компаса окрашена в два цвета (синий – север, красный – юг)

  2. Расположите его на ровной горизонтальной поверхности.

  3. Осторожно поворачивайте компас до тех пор, пока северный конец стрелки не совместится с пометкой «С».

  4. Для проверки посмотри на южный конец стрелки – он должен совпадать с буквой «Ю».

  5. Вы сориентировали компас.

(слайд 8) Следует помнить, что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, линий электропередач, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки.

Задание :Определите, что в нашем классе находится на:

  • Севере

  • Востоке

  • Юге

  • Западе








Было неудобно, например, во время шторма.



Рассматривают, называют основные части компаса





















Нет. Нам нужно знать правила пользование компасом.










Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Познавательные:

использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.




6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Только ли компас помогает ориентироваться на местности?


Ориентирами могут служить разнообразные «приметные» на местности объекты (слайд 9)


Познакомимся со сведениями, которые помогут тебе определять направление по сторонам горизонта.

По солнцу

По звездам (Лучшим ночным ориентиром является Полярная звезда, которая на видимом небесном своде всегда расположена на севере. Чтобы ее отыскать, надо найти созвездие Большой медведицы (“ковш” из семи звезд).

По местным признакам

По компасу


Нет.

Личностные: развитие любознательности, памяти, мышления.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

Учащимся предлагается в парах определить в каком направлении от них находится ).

1 группа – определите местоположение двери.

2 группа  – в какой  стороне горизонта находятся окна класса.

3 группа – определите местоположение классной доски.



Проверка совместно с учителем.

Определяют нахождение предметов в классе.

Регулятивные: умение действовать по плану, планировать свои действия; умение контролировать результаты своей деятельности.


8

Включение в систему знаний и повторение

РАБОТА С ДОКУМЕНТ-КАМЕРОЙ( на интерактивную доску выведен план местности)

Определи по плану направление движения:

А) от дома Ивановых до оврага

Б) от метеостанции до школы

Учащиеся выполняют задание в парах совместно с учителем.



















Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске и обработке информации.


9

Итоги урока

Подведем итог нашего урока.

Что каждый из вас нового узнал на данном уроке?

Что такое компас?

Для чего он необходим?

Где вам может пригодиться изученный материал?





10

Рефлексия учебной деятельности

(слайд 24)

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. 
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 
Большой палец – для меня важно и интересно; 
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); 
Средний – для меня было недостаточно; 
Безымянный палец – мое настроение; 
Мизинец – мои предложения. 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!